Говорить от имени народа курдского автономного региона в Ираке может только Барзани. Его президентские полномочия определены историей, судьбой, законным выбором и доверием граждан Южного Курдистана. Несмотря на данное весьма существенное обстоятельство, Барзани никогда не прибегал к единоличному принятию важнейших для народа решений и настойчиво пытался объединить все партии и организации региона с целью противодействия любым деструктивным силам, желающим расколоть политическое единство в Южном Курдистане. Барзани на протяжении многих лет честно и ответственно отстаивал верховенство принятой Конституции нового Ирака, предусматривающей общественно-политическое соглашение о равноправном партнерстве всех участников и учредителей федеративного и демократического государства.
К сожалению, в условиях неполноценной и плохо структурированной федеральной системы организации власти и органов управления в стране произошел откровенный политический переворот, установивший с молчаливого согласия и попустительства всех других институтов государства, включая Президента Ирака, диктатуру и авторитаризм жестко централизованного режима правления во главе с премьером-министром Правительства. Президент страны явно лукавит, утверждая, что в Ираке есть все необходимые политические и социальные предпосылки для демократии, реализации прав гражданского общества, развития подлинного федерализма, обеспечения экономического благополучия автономного региона и всего государства на основе делового партнерства и сотрудничества. Глава партии Патриотического союза Курдистана, теоретически обогащая президентскую мысль "убедительной" демагогией, ловко выдает желаемые достижения за действительные социально-политические завоевания, чтобы скрыть оппортунистическое миросозерцание "социалиста-интернационалиста".
Талабани старается "аргументированно" воздействовать своим "авторитетнейшим" мнением "осведомленного" политика, резко отрицающего "экстремистскую" идею провозглашения независимости Южного Курдистана, на курдскую политическую и общественно-религиозную бюрократию регионального и федерального уровня.
Однако, "влиятельнейший" государственный деятель не говорит своим согражданам и единомышленникам, каким образом и какими уникальными средствами уважаемый Президент намерен свергнуть "неожиданно" утвердившуюся абсолютную власть Премьер-министра, подмявшего под свое диктаторское "кресло" всенародно принятую Конституцию, демократию и федерализм, поставившего народ Южного Курдистана перед реальной угрозой войны с армией и полицией Ирака.
Вместе с тем, трудно даже представить мрачную картину, которую описывает президент Ирака, рассуждая о страшных последствиях провозглашения независимости Южного Курдистана. Он серьезно предупреждает безрассудных "экстремистов и авантюристов" в Эрбиле, что Турции, Ирану, Сирии и Ираку даже не придется объявлять войну Южному Курдистану. Этим государствам якобы достаточно будет "голыми руками" блокировать грузовые потоки и передвижение людей на границах, чтобы легко и быстро задушить в зародыше суверенитет Южного Курдистана. Полагаю, генеральный секретарь ПСК не только не верит в возможность создания независимого государства на всей территории Южного Курдистана, но он не очень озабочен и проблемами курдского народа в Турции, Иране и Сирии. Понятно, старому и, возможно, не совсем здоровому Талабани хочется комфорта и стабильности в личной жизни, поэтому в отведенное ему относительно короткое время в текущем XXI столетии он по возможности хочет забыть события века двадцатого. С именно таким же пониманием, снисхождением и уважением, думаю, надо относится к его высказываниям и рассуждениям, не придавая им особого значения.
Непокорному Южному Курдистану войной угрожает только премьер-министр, и сегодня это аль-Малики, пользуясь тем обстоятельством, что автономный регион формально пока находится в составе Ирака. С момента же провозглашения независимости Южного Курдистана, несомненно, Ирак в лице государства новой страны займется исключительно своими сугубо внутренними межконфессиональными проблемами взаимоотношений суннитской и шиитской сообществ арабского народа.
Независимый Южный Курдистан станет зоной безопасности и сотрудничества для стабильного развития Ирака. Турция, Иран и Сирия примут к сведению свершившийся факт и немедленно приступят к срочным переговорам с правительством нового государства для согласования принципов и условий двусторонних отношений, исходя из своих национальных интересов, конечно, с учетом особо важного контекста курдского аспекта в них, а также геополитики и долгосрочных выгод от экономической интеграции.
Да, появление курдского независимого государства сильно обострит и повысит геополитическую актуальность курдского вопроса, но всем "ведущим игрокам" и участникам процесса хорошо известно, что именно Южный Курдистан будет главным и пока единственным фактором достижения равновесия и равноправия при решении курдских проблем в Турции, Иране и Сирии на взаимоприемлемой компромиссной основе.
Кроме того, надо отметить, что "тяжеловесы" мировых экономических и политических отношений не позволят ни одной из указанных государств препятствовать международным торговым и финансово-промышленным связям с независимым Южным Курдистаном. Глобализация устанавливает новые демократические правила и обязательные нормы общежития для современного международного сообщества.
Предоставив курдскому народу конституционные права для организации полноценного административно-территориального самоуправления в Турции, Иране и Сирии соответственно, государства этих стран получат перспективные возможности и предпосылки для ускоренного развития своих экономик и повышения национального благосостояния. Самое главное, только таким способом этим государствам удастся избежать новых гражданских войн и межэтнических конфликтов, последствия которых могут привести к полному развалу и краху указанных стран.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Масуд Барзани, Курдистан, курды, Джаляль Талабани, Нури аль-Малики, Турция, Тран, Сирия, Сирийский Курдистан, Иранский Курдистан, Турецкий Курдистан