В четверг 13 декабря в Московском центре Карнеги прошла конференция "Курды в "арабской весне". Выступили Салих Муслим (Партия демократического единства, Сирия), Сенам Мухаммад (Высший курдский национальный совет, Сирия), Назми Гюр (депутат парламента Турецкой республики, БДП, Турция), Мераб Шамоев (Председатель Совета курдских общественных организаций, Россия). Это были рассказы, наполненные горечью одинокой борьбы курдов в условиях, когда нельзя ни на кого рассчитывать. У курдов, кроме своих рук, союзниками по-прежнему остаются только родные горы. Конечно, есть некоторые подвижки в Южном Курдистане, в Ираке. Иракский Курдистан стал неформальным субъектом международного права. Это показала реакция США, ООН на недавнюю попытку Нури эль-Малики надавить на курдов военной силой, но в целом реакция мирового сообщества и в этом случае была явно недостаточной. А ведь многие семьи в странах международной коалиции, которые свергали кровавый режим Саддама Хусейна, должны быть благодарны курдам за их самоотверженность, которая спасла не одну жизнь и в Америке, и в Европе, и на Кавказе. Должна быть международная солидарность с курдским народом.
Сегодня курды сплочены, как никогда ранее, у них есть свои испытанные партии, есть патриоты, которые готовые сражаться за свой народ. При необходимости в течение ночи курдские пешмерга станут в разы многочисленнее. Но у курдов слишком слаба международная поддержка, даже когда они рационально выдвигают не самые радикальные задачи, а лишь требуют культурно-религиозной и административно-территориальной автономии, что было нормой даже для средневекового Востока, их требования не находят достаточной поддержки. На фоне той поддержки, которую оказали европейцы и американцы непредсказуемым переменам нынешней арабской весны, их почти полное безразличие к курдам, не может не задевать за живое. Требования автономии, за рамки которого не выходят курды ни в одной части разделенного Курдистана, воспринимаются в Анкаре, Дамаске или Тегеране как вызов их собственному, т.е. турецкому, арабскому или персидскому "национальному единству" и их собственной "территориальной целостности", который надо подавить, если не получается силами полиции, то танками и авиацией, и, как ни печально, эти танки и авиацию предоставляет просвещенный европейский мир, спешащий подписать соответствующие контракты в Праге, Москве и Брюсселе. Поэтому курды пока могут и вынуждены упираться лишь ногами в свои горы, чтобы устоять.
В обсуждении, как всегда, когда говорят о курдах, речь пошла чуть ли не от потопа, что неслучайно, поскольку курдская история идет с тех далеких времен, а гробница патриарха Ноя действительно находится в самом центре курдских территорий – в Джизре, где географически сходятся три части курдских земель – Южного, Западного и Северного Курдистана. Собственно в этом и состоит вопрос: древнейший этнос Ближнего Востока, насчитывающий от 30 до 50 млн. человек, вынужден уже более сотни лет биться за сохранение своей идентичности. А мир, который охраняет последнюю бабочку, не видит этой огромной птицы, чьи крылья прикрывают Кавказ и оба нагорья – Армянское и Иранское. При этом курдам вместе с соседними этносами пришлось пройти через столетия имперской истории в составе чужих империй – Османской и Персидской, через горнило чужих националистических революций - младотюркской и баасисткой, испытать все последствия попыток догоняющей модернизации в рамках постколониальных полиэтничных и поликонфессиональных конгломератов, каким являются почти все нынешние государства Ближнего и Среднего Востока. Все это не принесло титульным народам Ближнего Востока – арабам, персам, туркам – зрелых плодов западной цивилизации, но курдам и из этого не досталось ничего. Они стали пасынками у себя дома. Для них и в Багдаде, и в Дамаске, куда бы их ни посылали, был приготовлен билет только в один конец.
Сегодня полыхнула "арабская весна", когда арабская улица изгоняет уже не английских или французских, а своих зажравшихся бюрократов и технократов, чтобы вернуть себе общество равенства, как того требует социальный идеал ислама, а не довольствоваться обществом равных возможностей, которое реально дает шанс подняться и жить достойно лишь ничтожному числу его не самых достойных членов.
Каково курдам от жара этой весны, растянувшейся уже не на один год? Курды не были допущены на равных даже в светское общество формально равных возможностей, вряд ли они станут своими и в суннитской умме. Они – курды, и этим все сказано, по крайней мере, для Ближнего Востока. Сегодня видя, а больше слыша шум суннитского цунами, курды вынуждены думать о том, как им устоять на земле своих предков, потому что начавшись как социальный протест, разгулявшаяся суннитская волна может попытаться разрешить и задачу тысячелетней арабской экспансии, окончательно зачистив от курдов территории Сирии и, по крайней мере, часть территорий Ирака. Сейчас в Сирии идет война против режима Асада, и пока цель не достигнута братья-арабы не хотят обсуждать с курдами их будущее, их проблему, т.е. курдскую проблему, призывая, тем не менее, курдов присоединиться к вооруженной борьбе против режима. У курдов не было и нет ничего общего с режимом БААС, который тем не менее всегда пытался использовать их для достижения своих целей. Так же было и во время кемалисткой революции в Турции, когда курдов обманули. Курды знают, что, если даже не обещают ничего сейчас, то точно ничего не сделают в пользу курдов. Более того, никто не даст сегодня гарантий, что покончив с режимом Асада, эта уличная стихия не развернется в курдскую сторону. Негативный пример есть. Сегодня курды в Ираке вынуждены держать оружие наготове, потому что пришедшие к власти в Багдаде шииты, которых уничтожали наряду с курдами, практически в тех же самых лагерях смерти, не хотят возвращать отторгнутые Саддамом и его предшественниками курдские территории. И это несмотря на то, что этот вопрос был согласован накануне американского вторжения и был зафиксирован в Конституции федеративного Ирака (2005 года).
Ближний Восток соткан из проблем различного уровня. Сиюминутное переплетается с многовековым и тысячелетним. Конечно, трудно рассчитывать на Большой Курдистана как реальную в ближайшем будущем форму курдского государства, но идея Большого Курдистана принципиально важна, потому что иначе, не имея крепкого и обширного тыла, трудно и даже невозможно оборонять полоску земли на севере и северо-востоке Сирии, которую нарезали европейцы, кроившие Ближний Восток по живому, под свои, а не под курдские или даже арабские нужды. Первое, что сегодня должны обеспечить сами курды, - это курдская солидарность. Курды должны сплотиться! Уже сегодня у них есть реальная территория, где утвердилась курдская государственность – Южный Курдистана, Курдский регион федеративного Ирака. Курдское дело получило территориальную базу, это – не просто земля, а это – плацдарм для восстановления курдской нации, даже если она не сразу воссоединится. Сегодня курды в Сирии нуждаются в помощи своих соплеменников, родных по крови и духу, без реальной материальной помощи Эрбиля, без опоры на опыт, полученный курдами в почти тридцатилетней войне на юго-востоке Турции, шансов на выживание у них как у самостоятельного этноса было бы немного. Все силы должны быть брошены на то, чтобы устоять и чтобы "арабская весна" не превратилась для курдов в страшное, все сносящее наводнение.
Теги: Россия, Курдистан, курды, Салих Муслим, Назми Гюр, Мераб Шамоев, Сенам Мухаммад, Иракский Курдистан, Нури аль-Малики, США, ООН, Сирийский Курдистан, Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Башар Асад, Баас