Начавшийся 2013 год, скорее всего, станет и началом подлинной федерализации Ирака, когда к Курдскому региону на севере, добавятся автономные регионы в других частях страны. Прежде всего, речь пойдет о суннитском регионе на базе провинций Анбар, Мосул, Салахеддин и Дьяла. Нарастает политический подъем в суннитских районах Ирака, где уже вполне созрели предпосылки самоорганизации. На фоне продолжительного политического кризиса увеличилось число демонстраций и других форм проявления протеста. Багдад вынужден был послать новые армейские части в районы, прилегающие к Фаллудже. Параллельно стоит вопрос о шиитских регионах в центре и на юге Ирака. Единственно, надо предупредить о маловероятности, да и нежелательности катастрофического варианта развития событий, когда Ирак начнет по той или иной инициативе распадаться как карточный домик. Страна, несмотря на огромные противоречия, которые предопредели то, что последний сто лет в Курдистане шли почти непрерывные восстания, связана крепко, а, кроме того, все ее части прижаты друг к другу внешним давлением, потому что Ирак - ключевая часть общей ближневосточной конструкции.
Безусловно, создание суннитского региона в Ираке потребует разрешения проблемы курдских территорий, отторгнутых от Курдистана, во время кампании арабизации севера Ирака. Это непростая и сейчас уже неотложная задача. Обособление суннитского региона обострит ситуацию в этих районах и потребует окончательного разграничения, демаркации внутренних, пока еще административных границ в провинциях Киркук, Мосул, Дьяла и Салахеддин.
Непростой является задача разграничения территорий на юге Ирака, где менее четко обозначены внутренние границы. Кроме того, у суннитских монархий Персидского залива появление новых шиитских государственных образований на их границах вызывает даже больше опасений, чем порождал вначале Иракский Курдистан у Турции.
США, скорее всего, вернутся к более явной поддержке изменений в направлении, когда-то предлагавшемся вице-президентом Джо Байденом, чьи позиции во время второй администрации Барака Обамы, видимо, будут усиливаться. Джо Байден выступал за создание на территории Ирака федерации со слабой, чисто номинальной властью федеративного центра в Багдаде. Это - прагматичный и реально компромиссный вариант, по крайней мере, для международного окружения Ирака, который позволит создать на его территории нишу на ближайшие 20-30 лет для окончательного становления в ее пределах группы новых государств на Ближнем Востоке, не порождая проблем непосредственно связанных с формальным разделом Ирака и международным признанием его новых этно-конфессиональных по природе составляющих в качестве независимых государств. США и прежде де факто поддерживали сильную автономию Курдистана, в том числе и в прошлом году, когда и Масуд Барзани, и Нури эль-Малики поставили этот вопрос перед Вашингтоном, непосредственно прибыв в США, безусловно учитывался этот вопрос, и когда принималось решение по курдским проектам "Эксон мобил".
Соотношение сил в Ираке, где уже сформировались центры кристаллизации будущих автономий, а курдская автономия не только сформировалась в качестве успешного государственного образования, но и получила серьезное международное признание, создав прецедент для будущих суннитской и шиитских автономий в Ираке, исключает другой путь решения проблем этой страны.
Безусловно, что этот процесс будут идти по-иракски сложно, с договоренностями, которые будут, как принято, приниматься не просто в последний момент, но когда фактически истекло время для их принятия. Но все же хотелось бы рассчитывать на мирный диалог сторон, который не разрубит по живому, а развяжет и снимет проблемы межконфессиональных и межнациональных отношений, которые являются ключевыми для Ирака.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, шииты, сунниты, курды, Анбар, Салахаддин, Дияла, Мосул, Киркук, США, Барак Обама, Джо Байден, Масуд Барзани, Нури аль-Малики