Ирак и Сирия, как известно, были "изобретены" в начале прошлого XX столетия усилиями британского и французского правительств с определенными геополитическими целями этих конечных держав-бенефициаров, одержавших (во многом благодаря царской России) победу в Первой мировой войне и осуществивших (уже без участия своего главного союзника) безответственный и неразумный передел границ поверженной Оттоманской империи путем безнравственного раздела народа и автохтонной территории Большого Курдистана с отчуждением его юго-западных земель в пользу нескольких вождей арабских племенных кланов для образования двух новых, конечно, подконтрольных авторитарных исламских государств. Великобритания и Франция, будто в отместку за какие-то старые и глубоко скрытые обиды, с отвратительной пренебрежительностью совершили акт предательства в ущерб национальных интересов лояльного курдского этноса, осуществив подлый военно-политический анти-курдский заговор и преступно нарушив условия ранее достигнутых соглашений и заключенных договоров, что привело впоследствии к ужасной социально-гуманитарной катастрофе и непрекращающимся до сих пор чудовищным страданиям многомиллионного народа в четырех курдских регионах, отошедших Ираку, Сирии, Турции и Ирану. В этих исламских странах в сознании "большинства" никогда не возникало общественного желания восстановить историческую справедливость, когда речь заходила о неотъемлемых правах угнетенного курдского народа, подвергавшегося ежедневным унижениям, оскорблениям и пыткам со стороны государственных институтов власти на своей собственной земле. Но курдский народ не сдавался даже на протяжении всего 20-ого века, когда вседозволенность государственных диктатур в этих странах зашкаливала, достигая беспрецедентных масштабов и уровней жестокости, и активно противостоял господствующим режимам, оказывая яростное вооруженное сопротивление авторитарным правителям и принося в жертву сотни тысяч жизней своих сынов и дочерей ради свободы будущих поколений. Гордый курдский народ, находясь в трагическом одиночестве и неравном противостоянии с беспощадными государствами, сражался и продолжает бороться за свободу и равноправие в указанных странах. Где были арабские "братья-революционеры исламской демократии" в Ираке до 2003 года или в Сирии до 2011 года, когда только курды, находясь десятилетиями в абсолютно невыносимых и несовместимых с представлениями о нормальной жизни условиях существования, в том числе в Турции и Иране, сражались с оружием в руках против армии и полицейского режима власти?
Лондон и Париж стали проявлять внимание и уважительное отношение только к курдскому автономному региону в Ираке, устанавливая официальные связи и развивая политическое, дипломатическое, гуманитарное и экономическое сотрудничество с Южным Курдистаном, чтобы не допустить неконтролируемого развития ситуации наподобие той, что уже возникла и ведет к полному развалу государственности и потере суверенитета в Сирии. "Близнецы" франко-британского военно-политического эксперимента на Ближнем Востоке оказались, несомненно, уже на стадии "репродуктивного оплодотворения", настолько сильно зараженными зловредными "вирусами" расизма и фашизма, что без действенного способа международного "военно-хирургического" вмешательства, связанного с восстановлением справедливости по отношению к курдскому народу, курдской истории и культуре, Ирак и Сирию невозможно будет сохранить даже в "умеренно" видоизмененном территориально-суверенном формате.
Великобритания и Франция, являясь ведущими демократическими странами Европы и мира, к сожалению, пока не решаются подать поучительный пример признания политической и исторической ответственности за последствия упомянутого эксперимента, главной и преднамеренной жертвой которого был выбран курдский этнос. На фоне не состоявшегося духовно-нравственного покаяния в цивилизационно "высокоразвитых" гражданских обществах Франции и Великобритании не вызывает удивление пассивность правительств и парламентов этих "прогрессивных" государств в адекватном реагировании на справедливые требования курдского народа в Турции, Иране, Сирии и Ираке. Хотя, следует сказать, что позитивные изменения в позициях Лондона и Парижа по курдскому вопросу уже достаточно заметны.
Сегодня условно так называемая "Сирийская Национальная Оппозиция" (преимущественно разномастные арабо-суннитские политические объединения, а также радикальные религиозные организации и террористические группировки) единогласно предлагает курдским политическим силам, занявшим позицию нейтралитета в текущей гражданской войне, безоговорочно принять "братское приглашение" присоединиться к революции и вооруженной борьбе за свержение почти полувекового господства диктаторского режима власти партии БААС, возглавляемого арабо-шиитской элитой в лице династии Ассада, правившей, объективно говоря, не без содействия и заинтересованного участия в управлении этой страной значительной части "продвинутых" представителей суннитского сообщества.
Сирия дошла до самой крайней грани полного исчезновения, а оппозиция, прежде всего нынешняя арабская элита в лице революционного авангарда суннитского сообщества, категорически против заключения предварительного соглашения о гарантиях конституционного закрепления прав курдского народа на автономное самоуправление в регионе с географическим названием Западный Курдистан в составе новой демократической и федеративной республики равноправных народов. Предельно обоснованное и логически разумное условие, выдвигаемое от имени курдского народа для вступления сил самообороны Западного Курдистана в единую революционную армию в войне против упорно обороняющегося режима баасистов, остается "неприемлемым" для арабских оппозиционеров-"национал-патриотов". Данный факт неопровержимо ставит под большое сомнение перспективу признания полного равноправия курдского народа в Сирии, о чем наглядно свидетельствует кризисная ситуация в формально уже федеративной и демократической республике Ирак.
Внутриполитическая ситуация в Ираке, несомненно, развивалась бы по абсолютно аналогичному сценарию, если не началось прямое военно-политическое вмешательство Запада во главе с США в процесс свержения диктаторского режима власти партии БААС и Саддама Хуссейна, и не проводилось американскими силами временное административно-командное управление этой страной с 2003 по 2010 годы. Очевидно, что религиозно-политическая элита арабо-шиитского сообщества Ирака была просто вынуждена согласиться с навязанными ей демократической конституцией и федеративным устройством республиканского государства с автономным регионом Южный Курдистан. К счастью, реальность оказалась на стороне курдского народа, потому что ключевой внутренней военно-политической силой в Ираке, заложившей хорошую и твердую основу для успешного проведения международной освободительной операции в той баасистской стране, были ведущие курдские партии в лице Демократической партии Курдистана во главе с Барзани и Патриотического союза Курдистана во главе с Талабани с их многотысячными боевыми отрядами опытных повстанцев Южного Курдистана. Несмотря на наступившие тогда благоприятные условия и обстоятельства, США под нажимом партнеров по НАТО не решились согласиться на полную государственную независимость Южного Курдистана. Курдскому народу под политическим руководством ДПК и ПСК удалось добиться создания формально федеративной республики Ирак и конституционного утверждения автономного самоуправления региона, но лишь в укороченном формате на основе объединения всего лишь трех из семи исконно курдских провинций.
Надежды на завершение компромиссно установленной процедуры поэтапного и объективного рассмотрения вопроса об административно-правовом статусе не присоединенных курдских провинций (нормализация обстановки - проведение переписи населения - референдум) не оправдались, хотя прошло целое десятилетие. Региональная автономия Южного Курдистана в Ираке далеко не в полной мере и с большими потерями, но активно и образцово-показательно развивается по всем направлениям, используя существующие законные возможности самоуправления и свои природные богатства, вопреки откровенному недовольству и неправомерным исполнительно-распорядительным противодействиям авторитарного правительства в Багдаде. Народ Южного Курдистана был за развитие демократии и единого государства равноправного партнерства, но вынужден воспользоваться своим главным завоеванием – конституционным правом добровольного выхода из Иракской федерации.
В Сирии без адекватной помощи и вмешательства международных миротворческих сил невозможно будет создать демократическую республику с автономным Западным Курдистаном, народ которого имел бы гарантированное и юридически обусловленное право выхода из нового федеративного государства. Революционно-оппозиционная суннитская элита в Сирии, как и пришедшая к власти шиитская элита, ныне правящая в Ираке, слишком заняты воплощением идеи "строительства" государство-образующей системы исламской демократии с господством арабской нации и лидерством определенного конфессионального большинства. У этих арабских господ и лидеров с "эволюционно" атрофированными интеллектуальными способности к объективному мышлению ослаблены нравственные потребности в доминировании принципов всеобщего социального равенства и политического партнерства.
Сирийские курды должны сплотиться под единым руководством объединенного политического совета только основных курдских партий, принимая во внимание положительный и отрицательный опыт Южного Курдистана и рекомендации руководства этого региона в интересах всего курдского народа, в том числе в Турции и Иране. Чрезвычайно важное значение сегодня следует уделить вопросу централизованной координации стратегии и тактики всех четырех регионов Большого Курдистана. Локомотивом национально-освободительного движения, конечно, является Южный Курдистан во главе с политическим руководством этого региона, но придать ему необходимую силу тяги можно только совместными усилиями.
Воспроизвести всеобщую уверенность в приближающуюся свободу курдского народа сможет декларация Барзани о провозглашении государственной независимости Южного Курдистана, что откроет широкую и прямую дорогу к самоуправлению курдского народа в Турции, Сирии и Иране. Переговоры между правительством Ирака и администрацией курдского автономного региона следует вести относительно умышленного срыва хода практической реализации положений Конституции страны, касающихся прав и обязанностей сторон в сфере организации государственного управления на основе равноправного партнерства и сотрудничества в рамках демократии и федерализма. Необходимо выдвинуть следующее жесткое условие мирного выхода из усугубляющегося и не поддающегося урегулированию политического кризиса, грозящего перейти в фазу полномасштабного военного конфликта: Все исторические и этно-географические курдские провинции, по вине законодательно-исполнительных ветвей федеральной власти оказавшихся неразумно долго и юридически необоснованно с неопределенным административно-правовым статусом и в бедственном положении, передаются в состав Южного Курдистана для надежного обеспечения стабильной безопасности и нормальной социально-экономической жизнеспособности населения с помощью сил и средств правительства автономного региона. Автономный регион полностью самостоятелен в вопросах развития экономики и внешних связей Южного Курдистана в интересах достижения социального благополучия и безопасности граждан, повышения финансово-производственного потенциала и эффективности управления путем совершенствования демократических основ формирования политических и общественных институтов власти. Единственным предметным пунктом мирных переговоров между Багдадом и Эрбилем может и должен быть только один вопрос о форме дальнейших взаимоотношений: добровольный выход сторон из фактически несостоявшегося федеративного государства с целью создания двух независимых, суверенных и дружественных стран, не исключая возможности обсуждения в будущем перспектив создания конфедерации союзных государств – Ирака и Южного Курдистана. Вовлечение в переговорный процесс специальных полномочных представителей стран-постоянных членов СБ ООН может оказать плодотворное миротворческое и коллективное международное содействие принятию взаимоприемлемого решения для всех сторон, искренне или вынужденно под давлением обстоятельств заинтересованных в урегулировании региональных проблем, непосредственно связанных с геополитическими последствиями исторической несправедливости в отношении многомиллионного курдского народа.
Теги: Ирак, Сирия, Россия, Курдистан, Великобритания, Франция, курды, Турция, Иракский Курдистан, Иран, Баас, Башар Асад, США, Саддам Хусейн, Масуд Барзани, НАТО, ДПК, ПСК