Казалось бы, вывод американских войск из Ирака в конце 2011 года должен был способствовать консолидации иракского общества и постепенной нормализации ситуации в этой стране. Ведь был снят один из главных раздражителей патриотически настроенных иракцев – почти восьмилетняя оккупация страны иностранными войсками. Американцы, в свою очередь, считали, что они оставляют страну с лояльным Западу премьер-министром Нури аль-Малики, который, по их мнению, мог бы и дальше эффективно управлять страной. Бывший посол США в Ираке, Залмай Халилзад, в свое время заявлял, что "…Малики является человеком, не зависящим от Ирана, позиционирующим себя как араб и националист, прежде всего".
Однако, эти ожидания Вашингтона и самих иракцев не оправдались. Мира и согласия между основными общинами Ирака (арабы-шииты, арабы-сунниты и курды) достигнуть не удалось, более того, стали нарастать разногласия и противоречия внутри этих общин, террористическая активность боевиков бандподполья не снижается (уже в январе 2013 года прогремели взрывы с множеством жертв в Киркуке, был убит один из суннитских лидеров в Багдаде), коррумпированность госаппарата высока как никогда, медленно решаются социально-экономические задачи и восстанавливаются разрушенная войной инфраструктура, органы правопорядка, системы жизнеобеспечения (водоснабжение, электроэнергетика и др.). Деньги, поступающие от экспорта нефти, расходуются нерационально, часть расхищается чиновниками, организованной преступностью, другая - идет на, ничем не оправданные, новые масштабные закупки вооружений и боевой техники за рубежом, в основном в США.
Одним из главных факторов, дестабилизирующих ситуацию в Ираке, является внутренняя и внешняя политика правительства Нури аль-Малики, который своими действиями или бездействием провоцирует все более широкие народные массы на новые акции протеста и демонстрации. Не прибавляется у Багдада и союзников за рубежом. Вряд ли Ирану, Турции, да и другим соседним странам понравится ускоренная милитаризация Ирака, ничем не оправданная гонка вооружений.
Как известно, назначение аль-Малики повторно на пост премьер-министра в ноябре 2010 года не обошлось без давления со стороны американской администрации и явилось результатом компромисса ведущих политических сил страны. Прошедшие в марте того же года парламентские выборы не дали возможности блоку Нури аль-Малики "Государство и закон" самостоятельно формировать новое правительство. Уступивший ему на выборах всего один голос блок "Аль-Иракийя" во главе с довольно авторитетным лидером Айядом Аллави также претендовал на право возглавить будущее правительство. Чтобы преодолеть затянувшийся на 9 месяцев правительственный кризис, президент Иракского Курдистана Масуд Барзани выступил с инициативой предоставить возможность аль-Малики сформировать новое правительство, но при этом предусматривалось пропорциональное представительство основных иракских общин в органах законодательной и исполнительной власти страны, для А.Аллави был обещан новый важный пост (председатель Национального совета по стратегической политике), курдам давались гарантии выполнения всех положений новой конституции страны, в том числе, о федеративном государственном устройстве Ирака и проведению мероприятий по пересмотру административных границ, так называемых, спорных территорий северных провинций и т.п. Эти договоренности с аль-Малики были зафиксированы накануне его назначения на пост премьер-министра на второй срок в, так называемых, Эрбильских соглашениях.
Курс Нури аль-Малики на саботаж Эрбильских соглашений и невыполнение своих обещаний по реализации основных положений конституции страны вызывает растущее недовольство различных групп населения страны. Багдад оказывается во все большей политической изоляции в Ираке, который балансирует на грани распада или начала новой гражданской войны. Внутриполитический кризис усилился в условиях сообщений о тяжелом заболевании президента Ирака Джаляля Талабани. Этот авторитетный курдский политик во многом сглаживал нарастающие противоречия между Багдадом и Эрбилем, а также между другими общинами страны. Наиболее серьезные разногласия аль-Малики нарастают с другим, не менее авторитетным курдским лидером, - президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани. К настоящему времени образовалась уже целая группа нерешенных проблем между Багдадом и Эрбилем, которые имеют тенденцию к своему дальнейшему обострению.
Прежде всего, иракские курды требуют выполнения положений статьи 140 конституции Ирака, которая предусматривает возвращение насильственно перемещенных Саддамом Хусейном лиц курдской и арабской национальности к местам их прежнего проживания, после чего проведение новой переписи населения, так называемых, спорных территорий и проведение референдумов среди их населения о будущей административной принадлежности этих районов. Как известно, в центре территориальных споров оказался богатый нефтью район провинции Таамим со столицей в г. Киркук, где около половины населения составляют курды. Не случайно, что именно в этом городе в последнее время гремят взрывы и совершаются убийства на межнациональной почве. Правительственные войска пытаются разместить здесь новые контингенты войск центрального подчинения, в ответ курды вводят на спорные территории свою национальную гвардию – бригады "пешмерга", уже были отмечены между ними вооруженные стычки.
Масуд Барзани также требует от аль-Малики скорейшего принятия нового закона о разведке и добычи полезных ископаемых (нефти и газа), так как до сих пор Багдад руководствуется законом еще саддамовских времен, а курды своим, принятым уже в постсаддамовское время. Курды считают, что они имеют полное право заключать новые договора и соглашения с иностранными партнерами на разведку и добычу углеводородов, в то время как центральное правительство этого не признает. Причем речь пока не идет о праве на получение денег от экспорта углеводородов, курды согласны, как и раньше, передавать их в государственный бюджет. Якобы их выгода будет заключаться в том, что они смогут более энергично привлекать инвесторов в регион, создавать новые рабочие места, совершенствовать инфраструктуру. В Эрбиле заявляют, что их устраивает сложившаяся практика, когда курдский регион получает, согласно пропорциональной численности своего населения. 17 % доходов от суммарного экспорта нефти и газа из Ирака.
Не менее острым является и вопрос о будущем вооруженных сил Иракского Курдистана "пешмерга", которые сегодня насчитывают около 20 мотопехотных бригад. Хотя ранее была достигнута договоренность между Багдадом и Эрбилем, что эти войска на правах национальной гвардии или пограничной стражи будут входить в состав национальных вооруженных сил, аль-Малики всячески препятствует этому. Багдад не выделяет достаточно средств для их содержания, не заметно пока и их перевооружение, оснащение и т.п. Наоборот, центральные власти предложили передать Багдаду тяжелые вооружения и боевую технику (самолеты, вертолеты, танки, артиллерию и т.п.), доставшиеся курдам в виде трофеев в ходе боев с войсками С.Хусейна. Одновременно аль-Малики попытался выдвинуть на ирако-турецкую границу, контролируемую курдами, воинские части из центральных районов. Можно полагать, что курдам вряд ли достанется что-либо из приобретаемого аль-Малики в США и других странах на нефтедоллары огромного арсенала вооружений на общую сумму до 40 млрд. долларов США. Поскольку внешних противников у Ирака в настоящее время нет, то курды вправе опасаться, что это оружие может быть использовано во внутреннем конфликте.
В целом, отношения между аль-Малики и Масудом Барзани балансируют на грани разрыва и исключать отделения Иракского Курдистана от Ирака не следует.
Не намного лучше складываются отношения аль-Малики и с арабами-суннитами. По прежнему их представительство в центральных органах власти не соответствует их пропорциональной численности, многие, опасаясь репрессий по обвинению в сотрудничестве с режимом Саддама Хусейна, вынуждены жить на нелегальном положении или скрываться в качестве беженцев в Сирии, других арабских странах. Продолжаются гонения и на действующих политиков из числа арабов-суннитов. Наиболее ярким примером может быть вынесение нескольких смертных приговоров вице-президенту Ирака Тарику аль-Хашими, который также вынужден был скрываться на севере Ирака и за рубежом. Около 20 тысяч протестующих арабов-суннитов вышли в январе 2013 года на улицы Самарры, города, расположенного к северу от Багдада, призывая к восстанию против правительства Ирака. Проповедник шейх Мухаммед Таха Талиб в своей пятничной молитве призвал правительство ответить на справедливые требования протестующих. "Правительство угнетает суннитский народ и устраняет его, в настоящее время страной управляет одна из сторон", - сказал шейх. Протестующие скандировали лозунги: "Восстание! Восстание против Багдада". Демонстранты также критиковали низкий уровень жизни в одной из самых богатых нефтяных стран в мире.
Чтобы как то разрядить обстановку, власти Ирака начали освобождение сотен заключенных из числа арабов-суннитов.
Казалось бы, аль-Малики, как представитель арабов-шиитов, мог бы сплотить иракских шиитов и опираться на их численное большинство (около 60 % населения страны). Однако, он и среди арабов-шиитов не пользуется сколько-нибудь значимым авторитетом. Радикально настроенные шиитские лидеры, такие как Муктада ас-Садр, также выступают против его сохраняющейся политической ориентации на США и Запад, волюнтаристских методов правления, превращения правительства в коррумпированный, антинародный аппарат. Митинги протеста, массовые антиправительственные демонстрации охватили практически весь Ирак (юг, центр, включая Багдад, север).
Таким образом, правительство Нури аль-Малики все меньше справляется с возложенными на него задачами по нормализации ситуации в Ираке и выводу страны из затянувшегося политического и финансово-экономического кризиса. Его деятельность не направлена на сплочение иракского народа, а наоборот, провоцирует еще больший раскол общества и распад страны по этно-конфессиональным и политическим признакам. Следует ожидать нарастания протестных настроений и новых массовых выступлений населения против режима аль-Малики в Ираке.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Ирак, США, Нури аль-Малики, Залмай Халилзад, Станислав Иванов, шииты, сунниты, курды, Киркук, Иран, Турция, Список Иракия, Айяд Аллави, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, Джаляль Талабани, Саддам Хусейн, нефть, газ, пешмерга, иракская армия, Тарик аль-Хашими, Муктада аль-Садр