Полузакрытый "дипломатический клуб" очень важных и влиятельных государств, занимающийся вопросами "охраны исторических традиций и обычаев времен полувековой холодной войны" - это, как можно легко догадаться, формально все еще действующий, но практически ограниченный в надлежащей дееспособности Совет Безопасности – ключевой политический орган Организации Объединенных Наций.
В современных геополитических условиях, отличающихся слабой предсказуемостью последствий немирного и неупорядоченного сосуществования народов и государств на Ближнем Востоке, крайне удивительно и тоскливо наблюдать за дипломатическим и идеологическим состязанием стран-постоянных членов СБ ООН, увлеченно и азартно демонстрирующих старые, но не забытые навыки позиционной игры. Беда в том, что вне "национальных экспозиций" членов "клуба" события происходят не в воображаемом, а в реальном пространстве, например, упомянутого региона с внутренними политическими конфликтами, этно-религиозными и гражданскими войнами, в том числе в Сирии, Ираке, Турции и Иране.
Сотни тысяч беженцев, миллионы голодающих и десятки тысяч убитых сирийцев пока не стали серьезным поводом для начала коллективной миротворческой операции по обузданию насилия и прекращению преступлений против человечности в Сирии. И это несмотря на демонстративное признание членами "клуба" нависшей опасности распространения волн кровавого сирийского цунами вражды и ненависти на весь Большой Ближний Восток и прилегающие к нему зоны высокой военно-политической напряженности.
Позиции постоянных членов Совбеза содержат не только противоречивые, но и взаимоисключающие мнения и предложения, которые по своей политико-дипломатической сути существенно не соответствуют уставным задачам ООН: коллективному обеспечению безопасности, стабильности и сотрудничества в мире на основе неукоснительного соблюдения, уважения и однозначной трактовки всеми государствами норм международного права, - нацеленным на достижение торжества общепризнанных гуманитарных принципов нравственности и справедливости, недопущение политических и социальных репрессий, геноцида, расизма и диктатуры беззакония в отношении любого народа и этно-конфессионального сообщества.
Когда разумные национальные интересы того или иного государства подвергаются "коррозии" из-за завышенных или неподобающих персональных амбиций политического руководителя с авторитарным мышлением и мировоззрением диктатора, страна, как правило, в итоге субъективно-режимного правления такой личности рано или поздно оказывается в обстановке гражданской войны, страха и паники. Наглядно подобное состояние наблюдается сегодня не только в Сирии, но и в Ираке, Турции и Иране. Вместе с тем, при всей трагичности своего положения в этих ужасных государствах, курдский народ, сохраняя трезвость мысли и объективность общественного сознания, отстаивает свои неотъемлемые свободы и права, в том числе на полноценное самоопределение или административное самоуправление в пределах своих же национально-географических территорий исторического происхождения и проживания, и требует равенства и благополучия для всех других этно-конфессиональных сообществ в указанных странах.
Для курдского народа в Сирии, в отличие от внутренних и внешних радикалов и авантюристов, главным является вопрос о принятии прогрессивной и гуманной конституции федеративной и многонациональной страны, а вовсе не проблема, связанная с дальнейшей судьбой властвующего партийно-правительственного клана баасистов или его будущей роли в строительстве нового демократического, светского государства равноправных граждан и этно-конфессиональных сообществ, обладающих исторически и юридически неоспоримым автохтонным правом на административно-территориальное самоуправление. В Сирии изначально было создано клановое алавито-шиитское государство с населением, состоящим преимущественно из граждан арабского происхождения и не граждан курдского происхождения. Все разговоры о том, что так называемый сирийский народ должен самостоятельно принимать решения и выходить из кризиса, свидетельствуют о лицемерности и легкомысленности подобных мнений и высказываний. Сирийский народ может сформироваться лишь в будущем демократическом государстве свободных этно-конфессиональных сообществ на основе равноправия, общественного партнерства, сотрудничества и политического единства. Удастся ли выполнить такого рода сложнейшую задачу? В Ираке, после свержения режима власти арабо-суннитского клана, как известно, такая задача оказалась утопичной и намеченный США "западный проект" создания демократического и федеративного государства формально был реализован, но фактически потерпел неудачу из-за отсутствия должного контроля и наблюдения за добросовестным исполнением договоренностей и конституционных норм правительством этой страны.
Круглый стол и четкая повестка политических переговоров в Сирии должны быть предоставлены в распоряжение конфликтующих сторон силами и средствами стран-постоянных членов СБ ООН для исполнения главной задачи – новая конституция, новая система организации власти, новое государство, новое гражданское общество, новое административно-территориальное деление страны и новый народ.
Если в ближайшее время СБ не предложит конкретный план и эффективный механизм решения курдского вопроса в Сирии, Ираке, Турции и Иране, предусматривающих признание независимости Южного Курдистана и предоставление автономного самоуправления соответственно Западному, Северному и Восточному Курдистану, в рамках комплексной международной программы по обеспечению безопасности, стабильности и сотрудничества в регионе Большого Ближнего Востока, вооруженная национально-освободительная борьба сорокамиллионного курдского народа с деспотической тиранией и шовинистической властью государств в этих странах воспользуется единственным способом избавления от невыносимого бремени – единовременное объявление войны этим государствам с целью воссоздания независимости, целостности и единства Большого Курдистана для всех ныне существующих здесь этно-конфессиональных сообществ, а также исторического и культурного наследия курдской нации. Это будет отечественная война курдского народа до победного конца нации.
Вашингтону и Москве следовало бы вспомнить, наконец, об исторической ответственности постоянных членов СБ ООН и предпринять серьезные шаги по преодолению пороков "холодной войны", согласовать совместную российско-американскую позицию и подготовить проект резолюции по военно-политическому урегулированию курдского вопроса с учетом всех геополитических аспектов, факторов, угроз, условий и обстоятельств регионального значения. Франция и Великобритания обязаны принять самое активное военно-политическое, дипломатическое и финансовое участие в выполнении позитивной и созидательной резолюции СБ ООН по курдскому вопросу. Китай, несомненно, последует за своими партнерами по СБ ООН и внесет достойный вклад в дело освобождения курдского народа. СБ ООН для начала мог бы рекомендовать международному сообществу не признавать курдские силы самообороны, расположенные и действующие на автохтонно-географической территории Большого Курдистана, террористическими организациями и исключать их из соответствующих "черных списков".
У Турции и Ирана осталось очень мало времени для конструктивного диалога с ведущими политическими силам Большого Курдистана. Как в Анкаре, так и в Тегеране должны понять, что переговоры с курдами нельзя вести на языке ультиматумов, а возможны на принципах равноправного партнерства, справедливости и равнозначной ответственности сторон за добросовестное исполнение принимаемых решений и достигаемых договоренностей с соблюдением оптимального баланса национальных интересов как государства, так и курдского народа с целью сохранения единства и целостности этих стран. Курдскому народу, конечно, целесообразнее мирным способом добиться конституционной свободы и оставаться в составе реформируемых Турции, Ирана и Сирии, если на то будет добрая воля государственной власти в этих странах. В Ираке ситуация может быть разрешена мирным способом, если правительство в Багдаде благоразумно вступит в переговоры о выходе Южного Курдистана с исконно курдскими провинциями из федерации и об установлении добрососедских отношений двух независимых стран в рамках договора о сотрудничестве и взаимопонимании. Все другие варианты будут только в пользу бескомпромиссного противоборства и войны.
Возродит ли СБ ООН свою созидательную силу и миротворческий авторитет на международной политической арене? Окончательный ответ на этот вопрос можно будет дать по мере решения курдского вопроса в Сирии, Ираке, Турции и Иране. Члены СБ ООН обязаны повысить уровень политической и дипломатической активности своих государств, особенно это касается пяти постоянных членов этой заметно "прихрамывающей" организации.
Теги: Мураз Аджоев, ООН, СБ ООН, Сирия, Ирак, Турция, Иран, курды, Сирийский Курдистан, США, Иракский Курдистан, Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Россия