Грани ближневосточного кризиса стали главной темой Мюнхенской конференции. Ситуация в САР нуждается в четких решениях СБ ООН, требует Брахими. Иран назвал дату переговоров "шестерки". На полях РФ и США пытались вернуть отношения в нормальное русло. Впечатление — позитивное.
Лавров встретился с главой оппозиции
"Сами сирийцы ничего не могут сделать, чтобы изменить ситуацию, — заявил на Мюнхенской конференции спецпредставитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими. — Поэтому остается международное сообщество. Международное сообщество — это прежде всего Совет безопасности ООН. Нам необходимо четкое решение Совбеза, чтобы установить повестку дня для мирного урегулирования". Тема Сирии на Мюнхенской конференции стала одной из главенствующих. Брахими напомнил, что у мирового сообщества есть инструмент для достижения мира в Сирии — Женевские договоренности, которые согласованы практически всеми внешними участниками конфликта и ими же не выполняются. "Основа женевских договоренностей в следующем: создается правительство, приемлемое для обеих сторон, и оно берет на себя ответственность в ходе переходного периода и проводит выборы", — напомнил эмиссар ООН и ЛАГ. Накануне конференции в Германии Брахими провел консультации с послами всех пяти стран — постоянных членов СБ ООН. И ждет позитивных результатов.
Глава российского МИДа Сергей Лавров встретился с Брахими в рамках Мюнхенской конференции. Переговоры прошли "на полях", а на пленарном заседании; касаясь темы сирийского кризиса, он заявил: "Убежден, что если бы все участники встречи "группы действий" в Женеве 30 июня 2012 года дружно и добросовестно взялись за осуществление совместно сформулированных подходов, то сегодняшней ужасной, трагической ситуации в Сирии уже могло бы и не быть. Но для этого необходимо честно выполнять то, о чем договорились, ничего не вычитывая и ничего не прибавляя". И предложил провести новую встречу "группы действий". Он дал понять, что РФ против пересмотра Женевских договоренностей. "В отношении процессов "арабской весны" давно пора отойти от упрощенных схем и лозунгов, оценить ситуацию и сценарий ее развития с ответственных позиций, — отметил он. — Если мы заинтересованы в совместных действиях на общее благо, то придется снять "идеологические очки". Увидеть мир таким, какой он есть. Признать, что силовые операции ведут к усилению хаоса в международных делах и могут породить волны нестабильности, в которых будет невозможно укрыться ни на каком островке безопасности".
Он предложил использовать в политике на Ближнем Востоке прозрачные правила игры: "Если посмотреть на наиболее неспокойный сегодня регион — Ближний Восток, Северную Африку, зону Сахеля, то трудно избавиться от ощущения какого-то искривленного пространства. Возникает много вопросов в связи с подходами наших западных коллег". Если в Сирии Запад поддерживает исламистов-радикалов, то в Мали ведет с ними непримиримую борьбу. Лавров предложил "договориться о том, что все мы будем поддерживать демократические реформы вставших на путь преобразований государств, но не навязывать им извне шкалу ценностей, признавая множественность моделей развития".
Глава российской дипломатии заявил, что в СБ ООН РФ не поддержит создания в Сирии гуманитарного коридора, поддерживаемого ВВС. Он напомнил о том, что произошло в Ливии, и заявил, что использование военной силы в урегулировании сирийского конфликта является неприемлемым. Говоря о возможности применения химоружия в Сирии, он заверил, что Дамаск контролирует ситуацию. Москва ежедневно общается с САР по этому вопросу. "Серьезнейшей угрозой станет, если повстанцы завладеют этим оружием. Но пока ситуация не дает оснований для серьезных опасений", — отметил он.
Глава МИД РФ встретился впервые с главой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Ахмедом Муазом аль-Хатыбом. Эта встреча не была запланирована. Более того, незадолго до Мюнхенской конференции Хатыб категорически отказался ехать в Москву по приглашению МИД РФ в рамках встреч российского внешнеполитического ведомства с сирийскими оппозиционерами разных мастей. Тогда Хатыб заявил, что согласится на переговоры только в случае, если Россия откажется от своей позиции по урегулированию в Сирии и принесет за нее извинения.
Позже он заявил, что готов начать переговоры с сирийскими властями, если они отпустят 160 тыс. оппозиционеров, находящихся в заключении. Позже в его позиции возникло дополнение: переговоры состоятся, если они будут посвящены отставке президента Башара Асада. Конечно, несмотря на взрослый возраст, Хатыб — молодой политик. Конечно, им рулят внешние силы. Поэтому Лавров проявил снисхождение.
"Мы встретились в кулуарах Мюнхенской конференции. Мы побеседовали, и я почувствовал, что у Хатыба есть заинтересованность в лучшем понимании нашей позиции, в том, чтобы услышать наши оценки ситуации", — сообщил после встречи глава МИД РФ.
Сам Хатыб, выступая на Мюнхенской конференции, изложил программу действий: "Все, чем вы можете нам помочь, мы будем приветствовать. Речь идет о мирных переговорах по свержению режима — это первый шаг. Если этого не получится, мы будем продолжать оказывать политическое давление на режим и просить правительства других стран оказывать это давление. Если это не получится, мы будем требовать электронной блокировки систем связи ВВС Сирии. Международное сообщество не может пассивно наблюдать за происходящим в Сирии".
Лавров все же полагает, что в рядах оппозиции "возобладает реализм" и начнется переговорный процесс. "Естественно, это не гарантирует, что диалог начнется, так как со стороны оппозиции нет переговорной команды и в этой коалиции много различных групп, чтобы они могли договориться о какой-то единой делегации. Но тем не менее размышления идут в правильном направлении", — отметил Лавров.
Иран. Окно возможностей
Особой темой стала и ситуация в Иране и вокруг его ядерной программы. К тому же Иран — близкий союзник Сирии. Глава МИД Ирана Али Акбар Салехи выступил на конференции и заявил, что следующая встреча "шестерки" по Ирану состоится 25 февраля в Казахстане. Тегеран вновь заявил об отсутствии доказательств военной направленности своей атомной программы.
Но Запад в очередной раз не поверил. Вице-президент США Джозеф Байден заявил, что "дипломатическое окно" для решения иранской ядерной проблемы "снова закрывается".
По его словам, в случае отказа Ирана от участия в переговорах в отношении него могут быть приняты "парализующие санкции".
Вместе с тем, по словам Байдена, США не отказываются от прямых переговоров с ИРИ: "Мы с самого начала заявили, что готовы встретиться на двусторонней основе с иранскими лидерами. Мы не делаем из этого тайны. Приглашение остается в силе, но должны быть серьезные повестка дня и намерения, в том числе со стороны Ирана".
Есть "время и возможность для дипломатии", но "не без давления", уточнил он.
РФ—США: неизбежные партнеры
Долгожданная встреча РФ—США на полях Мюнхенской конференции состоялась. Собеседником главы МИД РФ Лаврова стал вице-президент Байден, а не коллега Джон Керри, к тому времени еще не приступивший к работе. Байден донес до Лаврова, что Вашингтон хочет вернуть "в нормальную колею" отношения между двумя странами.
Вполне логично и разумно США предложили начать восстанавливать отношения с вопросов, по которым нет противоречий.
Отметим, до личной встречи и Лавров, и Байден изложили позиции, обозначив пункты разногласий. Так, российский дипломат заявил, что США применяют систему двойного стандарта в ситуации "арабской весны", выстраивают европейские отношения на основе "узкоблоковой натоцентричной конструкции", пытаются оживить тезис о российской угрозе и "искусственно разделяют интеграционные проекты на "хорошие" и "плохие".
"В отношениях между такими крупными державами неизбежно сохраняются разногласия, противоречия — порой серьезные. Вы все о них знаете. Мы будем принципиально относиться к любому вопросу в российско-американских отношениях, — сказал глава МИД РФ. — Но в тех вопросах, где у нас есть возможность на благо наших стран, на благо международной безопасности работать вместе, мы, безусловно, уже работаем и будем продолжать работать".
Джозеф Байден до встречи с Лавровым также сделал ряд заявлений в подобной Лаврову тональности: "Мы не наивны в наших отношениях, мы не со всем согласны. Например, мы никогда не признаем Абхазию и Южную Осетию. Все это остается в рамках нашей позиции — она не изменилась. У нас серьезные разногласия по вопросам Сирии, ПРО, расширения НАТО, демократии и прав человека. И эти разногласия реальные. Но мы продолжаем видеть возможности для сотрудничества, партнерства США и России на благо продвижения наших общих интересов в области безопасности, на благо международного сообщества". Вице-президент отметил, что прошедшая "перезагрузка" позитивна, она позволила сделать большие шаги в двусторонних отношениях: реализовать новый договор по СНВ, принять "беспрецедентные санкции по КНДР" и Ирану, создать северную сеть для транзита грузов в Афганистан, расширить и наладить экономические отношения. После переговоров оба собеседника признали, что "есть много совпадающих интересов".
"Мы привлекли внимание вице-президента, что с их стороны были шаги, которые в нашем общественном мнении воспринимались достаточно обостренно. Надеемся, что больше поводов для этого не будет", — сказал Лавров. Он указал, что Россия и США осознают, что могут совместно решать большинство существующих международных проблем. Это нераспространение оружия массового поражения, борьба с терроризмом, наркотрафиком, оргпреступностью, Афганистан.
Визит президента США Барака Обамы в Москву, запланированный на лето-2013, не состоится, скорее всего. Ближайший визит Обамы в РФ — сентябрь, G20. Причина срыва визита летом в том, что США и Россия не смогли договориться о сокращении ядерных вооружений. Госдепартамент счел поездку нецелесообразной.
СМИ напоминают, что последнее соглашение об уменьшении стратегических арсеналов СНВ-3РФ и США подписали в 2010 году. Дальнейшее разоружение Обама считает приоритетом номер один в отношениях с Россией. РФ считает приоритетом ПРО. По словам Лаврова, Россия пока не видит возможности для возобновления переговоров по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и в ближайшее время не будет выдвигать каких-либо предложений по этому вопросу.
"Мы хотим, чтобы наши государства развивались, опираясь на партнеров со всех сторон, — заявил Лавров. — И я Байдену это сказал и призвал его, если он считает, что мы действительно неизбежные партнеры по решению международных проблем, чтобы наше партнерство основывалось на стремлении искать совпадающие подходы к каждому кризису, а не просто в расчете на то, что Россия к чему-то автоматически присоединится. Я почувствовал, что он это понимает. Это позитивный момент".
На фото: Сергей Лавров и вице-президент США Джон Байден на встрече в рамках 49-й Мюнхенской конференции по безопасности
Фото: РИА Новости
Теги: Германия, СБ ООН, Лахдар Брахими, Россия, США, Иран, ЛАГ, Сирия, МИД РФ, Сергей Лавров, Ахмед Муаз аль-Хатыб, Башар Асад, Али Акбар Салехи, Джо Байден