Азия время от времени порождает большие империи. Была Монгольская империя, была Российская империя, была Османская империя, Китайская империя, существовали исламские халифаты. Нет оснований сомневаться в том, что теоретически возможно повторение этого опыта. Сегодня США устами Хилари Клинтон предупреждают Россию о нежелательности восстановления России в прежних границах. Но что если возникнет проект еще более глобальный – Объединенной Азии? Это не быстрый вариант, но и ЕС построили не за одно десятилетие. Азия может объединиться и много быстрее, а процесс может начаться уже завтра, если взаимные дружеские "подшучивания" Путина и Эрдогана приобретут характер взаимных межгосударственных предложений, а стороны, прозондировав друг друга, ударят по рукам. Европейская основа слишком узка и специфична для Турции, азиатская площадка открывает больший простор и не требует насилия над собой, а позволяет Турции развиваться, не подчиняясь внешним графикам. Вопрос о присоединении к Шанхайской организации сотрудничества так или иначе обсуждают не только в Анкаре, но и в других азиатских столицах.
Часто совершенно необоснованно Азии приписывают авторитарность и недемократичность, хотя ярлыки даже в Орде получали на конкурентной основе, и политическая структура была очень широкой и свободной федерацией. Азия обладает самым широким набором организационных возможностей, что позволяет ей много гибче строить отношения внутри континента. Огромность континента снимает вопрос, будет ли это пан-тюркский, пан-российский или пан-китайский проект. Любая из этих парадигм мала. В этом смысле распад СССР, в конечном итоге, сыграл даже на руку азиатскому межгосударственному сотрудничеству, несколько уравновесив силы и потенциалы возможных участников. В результате трансазиатское сотрудничество может сменить океанские парадигмы – Средиземноморскую, Атлантическую, Тихоокеанскую, снова, как и во времена Шелкового пути, заменив их континентальной – Трансазиатской.
При этом стоит помнить опыт Московии, которая из небольшого княжества в верховьях Волги выросла в крупнейшую империю мира всего за три века – с XVI по XIX век. При том, что не обошлось без силы, главной движущей силой российского объединения Азии была не военная сила, а потребность в организации пространства, исходившая от всех его частей. Россия часто была вынуждена принимать под свою руку территории, нуждавшиеся в окормлении. Такая потребность сегодня явно присутствует в Азии. До политического оформления, которое уже за ближайшими горами, хотя кое-где эти горы и повыше Кавказа, она хорошо просматривается в строительстве коммуникаций и развитии не просто торговли, а кооперационных связей. Реально система железных дрог, газовых и нефтяных магистралей, реально уже связавшая огромные куски пространства, сегодня является хребтом реальной кооперации, разорвать которую не могут даже американские санкции. Пока еще азиатские страны больше пытаются обслуживать внешние интересы, например, газопроводы, связывающие Россию и Турцию, строились не ради взаимной торговли, а идут в Европу, но они есть, и все больше они будут работать на развитие собственно России и Турции. Фактически близка к завершению огромная железнодорожная магистраль, которая проходит через середину Азии, становясь экономическим экватором, орбитой притяжения коммерческих интересов.
Да, начнись, этот процесс может быстро приобрести динамику и необратимость.
Европейский союз или Трансазиатское сотрудничество? – это уже не теоретический выбор и для России, и для Турции, а остальная Азия об Европе и не думает.
Теги: США, Вадим Макаренко, Хиллари Клинтон, Россия, Владимир Путин, Реджеп Тайип Эрдоган, Турция, СССР