Визит Масуда Барзани, президента Курдского автономного региона Республики Ирак в Россию – крайне непростое явление, по крайней мере, для российской дипломатии. Для российской дипломатии характерна ориентация исключительно на центральные правительства, на поддержание принципа единства и территориальной целостности, на мирное решения внутренних проблем, прежде всего внутренними политическими силами без вовлечения внешних сил во внутренние дела, ей присущ отказ от неформальных и иных связей с любой оппозицией, как политической, так и, тем более, с той ее частью, которая имеет региональное измерение и реальный потенциал для обособления. Можно по-разному оценивать эти апробированные годами принципы российской внешней политики, но их нельзя игнорировать, т.е. не учитывать в оценке явлений, или перспектив развития ситуации в той или иной стране или регионе мира, особенно если рассчитывать на участие Москвы в этих процессах.
Удивительным является не то, как был обставлен визит, что определяется дипломатическим протоколом и согласовано обеими сторонами, а то, что этот долгожданный визит наконец-то свершился, и Масуд Барзани, представляющий не одно поколение курдов, боровшихся за свои национальные права, был тепло принят президентом России Владимиром Путиным. Президент России принял президента Курдского региона Ирака Масуда Барзани, а не случайно столкнулся с ним, мимоходом зайдя в кабинет министра иностранных дел. Была беседа с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Курдская делегация провела переговоры в крупнейших бизнес-структурах России, с которыми предстоит сотрудничество в развитии экономики Иракского Курдистана, прежде всего ее нефтегазового комплекса, что еще потребует политической воли и усилий. В адрес Иракского Курдистана прозвучали все добрые слова поддержки и одобрения, которые можно было ожидать в этой ситуации. За заботами сегодняшнего дня не забыли о десятилетиях взаимного сотрудничества: у курдов появился памятный знак в Москве, посвященный лидеру национально-освободительного движения курдского народа Мустафе Барзани, где каждый, кому дороги эти воспоминания, будь он из России, Ирака, Ирана, Турции или Сирии, или из другой страны, куда его забросила жизненная судьба, может преклонить голову. И это еще один повод задуматься о непростой судьбе курдского народа!
Оглядываясь на годы сотрудничества, а это - не несколько дней визита, а уже годы, стоит по достоинству оценить огромный шаг, который был сделан вперед на направлении двусторонних отношений сотрудничества между Россией и Иракским Курдистаном в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах с акцентом на пути его расширения и диверсификации. В политическом отношении обе стороны подчеркнули, что они сознают необходимость того, чтобы все иракские политические силы решали возникающие проблемы мирным путем, отказавшись от ультимативных и непримиримых позиций. Министр иностранных дел России Сергей Лавров "призвал курдского лидера продолжить играть конструктивную роль в налаживании неконфронтационного межиракского диалога с целью урегулирования имеющихся разногласий и скорейшей стабилизации обстановки в стране". Фактически это крайне высокая оценка политического курса и роли Масуда Барзани как лидера курдского народа, основных курдских партий и Регионального правительства Курдистана во внутриполитической жизни Ирака после 2003 года. Это - одобрение их политического курса.
При этом ни для кого не является секретом, что на Ближнем Востоке есть силы, которые бы много дали, чтобы этот визит вообще не состоялся. Россия – одна из двух-трех стран, которая занимает такое положение в мире, когда каждое ее слово, а тем более действие может повлечь необратимые последствия, не все из которых можно предсказать, а тем более остановить, если процесс начнется. И дело не только в различных потенциалах стран, участвующих в ближневосточной политике, есть объективные различия позиций стран в Ближневосточном регионе, которые предполагают разные уровни и формы их участия в решении проблем, возникающих в Ираке и вокруг него.
Ситуация вокруг Иракского Курдистана крайне непроста, и ее не стоит упрощать. Ближний Восток – это не послевоенная Европа, прошедшая через горнило двух мировых войн и через крайне болезненное противостояние двух военных блоков, которое было чревато ежедневной, даже ежеминутной опасностью начала ядерной войны, и выработавшая способность достаточно мирно решать предельно сложные вопросы, которые в любом другом регионе мира привели бы к кровопролитной войне. Иракский Курдистана находится в центре региона, который за последние десятилетия уже дал несколько локальных войн, которые остались локальными, только потому что ядро мирового сообщества, несмотря на явные разногласия, которые имели место (и далеко не только между Россией и США), сохранило целостность, а не заняло антагонистические позиции. Это - крайне неспокойный регион и сегодня. А если говорить прямо, то самый опасный с точки зрения возможности возникновения нового очага войны. Упрощать ситуацию вокруг Иракского Курдистана – значит играть с огнем, рискуя подставить многострадальный народ Курдистана под неоправданный риск вновь пережить тяжелые и непредсказуемые события.
Встречи на высшем уровне в России показали, что Курдский автономный регион Ирака может рассчитывать на политическую, экономическую и моральную поддержку со стороны России в его усилиях, направленных на сохранение основ демократии и федерализма, заложенных в Конституции Ирака (2005 года), на мирное, политическое решение проблем, которые неизбежно возникают в ходе становления нового Ирака и полномасштабной Курдской автономии в Ираке. Успех визита президента Иракского Курдистана в Россию повышает потенциал тех сил в Ираке, которые делают ставку на мирные методы решения проблем этой сложной, пережившей серию катастроф страны. Возросший потенциал российско-курдского сотрудничества – это прямая поддержка Иракского Курдистана и федеративного, демократического Ирака.
Теги: Вадим Макаренко, Россия, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, Владимир Путин, Сергей Лавров