Представительная делегация Иракского Курдистана находилась с 19 по 23 февраля 2013 года с официальным визитом в России. Президента Иракского Курдистана Масуда Барзани сопровождали секретарь совета безопасности Масрур Барзани, министр природных ресурсов Ашти Хаврами, министр иностранных дел Фалах Мустафа, министр строительства и реконструкции Камран Ахмед Абдулла и другие представители регионального правительства.
Как известно, Иракский Курдистан включает в себя три северные провинции Ирака и является субъектом федерации с самыми широкими правами и полномочиями. Регион по праву называют оазисом стабильности на фоне высокого уровня террористической активности в арабских провинциях центральной и южной части Ирака. Россия одной из первых установила прямые отношения с Иракским Курдистаном, открыв в его столице г.Эрбиле Генеральное консульство.
Сегодня регион получил широкое международное признание, на его территории уже аккредитовано около 30 иностранных дипломатических миссий, сотни торговых представительств. Масуда Барзани на регулярной основе принимают в США, странах Евросоюза, Турции, Иране, арабских странах. Примечательно, что визит иракского гостя в Москву начался с открытия мемориальной доски на доме, в котором в 50-е годы прошлого века жил в вынужденной эмиграции отец Масуда Барзани, признанный лидер курдского национально-освободительного движения генерал Мустафа Барзани.
В последующие дни состоялись встречи президента Иракского Курдистана с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, министром иностранных дел С.В.Лавровым, главой "Газпрома" А.Б.Миллером, российскими учеными Института востоковедения РАН. В рамках культурной программы гости посетили Санкт-Петербург. В ходе переговоров стороны обсудили внутриполитическую ситуацию в Ираке, Сирии, регионе в целом, состояние и перспективы торгово-экономических отношений между Иракским Курдистаном и Россией, в первую очередь, в нефтегазовой области и сотрудничество в научной и образовательной сферах.
Как известно, одним из главных факторов, дестабилизирующих ситуацию в Ираке, является внутренняя и внешняя политика правительства Нури аль-Малики, который своими действиями или бездействием провоцирует все более широкие народные массы на новые акции протеста и демонстрации.
В свое время Масуд Барзани выступил с инициативой предоставить возможность именно Н.аль-Малики сформировать новое правительство, но при этом курдам давались гарантии выполнения всех положений новой конституции страны, в том числе, о федеративном государственном устройстве Ирака и мероприятиям по пересмотру административных границ, так называемых, спорных территорий северных провинций.
Эти договоренности с аль-Малики были зафиксированы письменно накануне его назначения на пост премьер-министра на второй срок, в так называемых Эрбильских соглашениях.
Саботаж со стороны премьер-министра Эрбильских соглашений вызывает растущее недовольство различных групп населения страны, в первую очередь, курдов. К настоящему времени накопилась уже целая группа нерешенных проблем между Багдадом и Эрбилем, которые имеют тенденцию к своему дальнейшему обострению.
Прежде всего, иракские курды требуют выполнения положений статьи 140 Конституции Ирака, которая предусматривает возвращение насильственно перемещенных Саддамом Хусейном лиц курдской и арабской национальности к местам их прежнего проживания, после чего проведение новой переписи населения так называемых спорных территорий и проведение референдумов среди их населения о будущей административной принадлежности этих районов.
Как известно, в центре территориальных споров оказался богатый нефтью район провинции Таамим со столицей в г. Киркук, где около половины населения составляют курды (из 350 тысяч депортированных курдов пока вернулись обратно далеко не все). Не случайно, что именно в этом городе в последнее время гремят взрывы и совершаются убийства на межнациональной почве. Правительственные войска пытаются разместить здесь новые контингенты войск центрального подчинения, в ответ курды вводят на спорные территории свою национальную гвардию – бригады "пешмерга", уже были отмечены между ними вооруженные стычки.
Масуд Барзани также требует от аль-Малики скорейшего принятия нового закона о разведке и добычи полезных ископаемых (нефти и газа), так как до сих пор Багдад руководствуется законом еще саддамовских времен, а курды своим, принятым уже в постсаддамовское время. Курды считают, что они имеют полное право заключать новые договора и соглашения с иностранными партнерами на разведку и добычу углеводородов, в то время как центральное правительство этого не признает. Например, недавно были заключены контракты с российской компанией "Газпромнефть".
Причем речь пока не идет о праве на получение денег от экспорта углеводородов, курды согласны, как и раньше, передавать их в государственный бюджет. Якобы их выгода будет заключаться в том, что они смогут более энергично привлекать инвесторов в регион, создавать новые рабочие места, совершенствовать инфраструктуру. В Эрбиле заявляют, что их устраивает сложившаяся практика, когда курдский регион получает, согласно пропорциональной численности своего населения 17% доходов от суммарного экспорта нефти и газа из Ирака.
Не менее острым является и вопрос о будущем вооруженных сил Иракского Курдистана "пешмерга", которые сегодня насчитывают около 20 мотопехотных бригад. Хотя ранее была достигнута договоренность между Багдадом и Эрбилем, что эти войска на правах национальной гвардии или пограничной стражи будут входить в состав национальных вооруженных сил, аль-Малики всячески препятствует этому.
Багдад не выделяет достаточно средств для их содержания, незаметно пока и их перевооружение, оснащение и т.п. Наоборот, центральные власти предложили передать Багдаду тяжелые вооружения и боевую технику (самолеты, вертолеты, танки, артиллерию и т.п.), доставшиеся курдам в виде трофеев в ходе боев с войсками С.Хусейна. Одновременно аль-Малики попытался выдвинуть на ирако-турецкую границу, контролируемую курдами, воинские части из центральных районов.
Можно полагать, что курдам вряд ли достанется что-либо из приобретаемого аль-Малики в США и других странах на нефтедоллары огромного арсенала вооружений на общую сумму до 40 млрд долларов США. Поскольку внешних противников у Ирака в настоящее время нет, то курды вправе опасаться, что это оружие может быть использовано во внутреннем конфликте.
В целом, отношения между Нури аль-Малики и Масудом Барзани балансируют на грани разрыва. Что касается положения курдов в Сирии, то Масуд Барзани подчеркнул, что Иракский Курдистан оказывает конкретную помощь беженцам из Сирии (по оценкам, их число уже достигло 75 тысяч человек) и выступает за мирное решение внутрисирийского конфликта без вмешательства внешних сил.
Иракские курды надеются, что их сирийские братья смогут получить равные с арабами права и свободы в рамках сирийского государства. В целом, состоявшийся визит президента Иракского Курдистана в Москву можно расценить как стремление России играть более активную роль в Ираке и регионе этнического Курдистана. В сложившейся ситуации курс на развитие сотрудничества с Багдадом и Эрбилем как бы параллельно является вполне оправданным.
Благоприятный инвестиционный климат, потенциально богатые запасы углеводородов, правовая независимость и самостоятельность региона, относительно безопасные условия пребывания иностранцев на севере Ирака – все это стимулирует деловую активность в Иракском Курдистане. Для иракских курдов встреча на высшем уровне в Москве стала еще одним важным шагом на пути к международному признанию особого статуса региона.
Иванов Станислав Михайлович.
МОСКВА , 27 февраля 2013 , ОРУЖИЕ РОССИИ , Станислав Иванов
www.arms-expo.ru
Теги: Станислав Иванов, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, КРГ, Масуд Барзани, Россия, Масрур Барзани, Ашти Хаврами, Фалах Мустафа, Камран Ахмед Абдулла, Турция, Иран, Владимир Путин, Газпром, Сергей Лавров, Сирия, Нури аль-Малики, Эрбильское соглашение, Саддам Хусейн, Киркук, иракская армия, пешмерга, нефть, США