Лица 5000 беззащитных стариков, женщин и детей, искаженные от ужаса смертельного удушья и невыносимых судорог, в туманно-облачном эпицентре воздействия отравляющих газов при единовременной бомбардировке химическим оружием мирного курдского населения в городе Халабджа 16 марта 1988 года – это не поддающаяся словесному описанию и невообразимая для нормального человека трагическая картина чудовищных последствий лишь одного из эпизодов изуверского преступления против человечности, злодейски совершенного аморальными уродами и ублюдками авторитарно-диктаторского режима баасистов в Ираке.
Преследующая фантомная боль психического и физического свойства от невосполнимых потерь, нарушенного сознания и страшных увечий постоянно терзает души и тела случайно оставшихся полуживыми свидетелей и очевидцев тех горестных событий. Свергнутый в 2003 году фашистский режим во главе с диктатором Саддамом Хусейном сознательно разработал и преднамеренно реализовал коварнейший план под кодовым названием "АНФАЛЬ", предусматривавший насильственное перемещение сотен тысяч курдских семей с их родных и плодородных земель на севере Ирака в южные пустынные и обезвоженные районы страны. В ходе осуществления военно-полицейской операции против курдского населения Ирака сотни тысяч курдов были убиты или пропали без вести, стали инвалидами, оказались вынужденными беженцами или выброшенными и оставленными на вымирание в непригодных для жизни условиях, полностью разрушены и стерты с лица земли несколько тысяч курдских деревень.
Относительно недавно невозможно было даже надеяться на адекватную реакцию международного сообщества, но процесс осуждения и признания факта массовой депортации и геноцида курдского народа в Ираке периода второй половины 80-х годов прошлого столетия пошел и начинает приобретать серьезную динамику и поддержку в странах Западной Европы. Парламенты Норвегии, Швеции и Великобритании однозначно и безусловно признали факт геноцида курдского народа, требуя от своих исполнительных органов государственной власти приступить к формально юридической процедуре утверждения принятых решений и призывая другие страны, Евросоюз и ООН последовать их примеру, продемонстрировать коллективную приверженность мирового сообщества принципам справедливости и нравственности норм международного права.
География стран, приступивших к рассмотрению вопроса о признании геноцида курдского народа в Ираке, постоянно расширяется благодаря дипломатическим усилиям политического руководства Южного Курдистана, деятельности общественных организаций и интеллигенции во многих столицах мира. Готовность прогрессивной части международного сообщества к безоговорочному осуждению данного факта не вызывает никаких сомнений и свидетельствует о признании гражданским обществом демократических государств правомерности неудержимого волеизъявления народа автономного региона, ожидающего от всех социально и духовно развитых стран всемерной поддержки акта провозглашения независимости Южного Курдистана.
К сожалению, понятие "государство" не всегда и не везде является косвенным синонимом слова "страна", потому что неограниченная власть в "ежовых лапах" оголтелых главарей радикально-ортодоксальных политических и/или религиозных сил, как правило, приводит к неизбежному господству и всеобъемлющему превосходству интересов определенной группы "человекоподобных существ" из сообщества "избранных подонков", а не ко всеобщему благополучию и равенству народов и граждан.
За прошедшее первое десятилетие с 2003 по 2013 годы в современном Ираке, цинично названном демократической и федеративной республикой, отчетливо наблюдалась реанимация хорошо сохранившихся корней старорежимной формации, сопровождаемая появлением новых ростков диктаторского уклада. Ныне правящая в Ираке партийно-религиозная элита, "возвысившись" над страной по воле "счастливого" случая, пытается с помощью проверенного способа манипулирования сознанием арабского общества, изможденного и взбудораженного от частых ударов "кнутом" и изредка "пряником", воссоздать единое исламское государство в виде "халявной Зоны" исключительных шариатских прав "халяльной Власти". Народ Южного Курдистана находиться на своей родной земле и бурно развивается вне указанной "Зоны". Власти региона требуют и намерены ввести в сферу и пределы своего административно-территориального управления все автохтонные курдские провинции Ирака в соответствии с положениями и процедурой 140-ой статьи Конституции, будучи абсолютно уверенными в положительном исходе предстоящих местных референдумов. По этому вопросу не может быть никаких компромиссов и соглашений с Багдадом. Правительство Ирака не желает выполнять упомянутую статью Главного Закона страны, совершая тем самым очередное преступление против курдского народа.
Существует еще целый ряд других, весьма серьезных и хорошо известных причин для юридического обоснования немедленного решения, востребованного временем, политическими и социально-экономическими обстоятельствами, об одностороннем расторжении федеративного договора и выходе Южного Курдистана из состава Ирака по очевидной вине Правительства и лично Премьер-министра этой страны. Об этом следовало бы публично заявить в Эрбиле, и в целях не допущения каких-либо провокаций военно-политического характера и обеспечения безопасности населения упредительно разместить подразделения главных оборонительно-ударных вооруженных сил "Пешмерга" во всех курдских провинциях Ирака.
Вся ответственность за последующие последствия, связанные с частичной утратой территориальной целостности и суверенитета Ирака, правомерно, целиком и полностью будет возложена на партийно-религиозные организации и внешние силы враждебных иностранных государств за прямую, косвенную или скрытую поддержку действующего правительства, проводящего целенаправленную авторитарно-диктаторскую политику монопольного управления централизованным исламским государством и полного пренебрежения Конституцией страны, в том числе правами народа и провинций курдского региона.
Отсутствие эволюционно-культурного опыта мирного сосуществования, исторических и системных предпосылок для успешной демократической реформы государственного устройства и строительства федеративных отношений на основе равноправного партнерства, конечно, только усиливает общественно-политическое противоборство сторон, угрожая единству Ирака и завершением возникшей конфликтно-кризисной ситуации гражданской войной в этой неестественно созданной стране, проклятом и преступном государстве. В Ираке, даже если чудом удастся избежать гражданской войны, фашизм и шовинизм неизбежны и, в самом лучшем случае, в будущем курдам можно будет рассчитывать лишь на ограниченные полуавтономные национально-культурные права и свободы, достаточные только для минимально необходимой жизнеспособности "братьев-аборигенов".
Курдский этнос тысячелетиями участвовал в создании духовно-культурных ценностей современной цивилизации, философских основ веры рода человеческого в плодотворность мироздания и бесконечность силы любви и добра Единого Творца. Об этом не принято публично говорить и напоминать, потому что курды не имеют государственного суверенитета и национального права голоса в ООН.
25-ю годовщину геноцида и насильственного перемещения курдского народа в Ираке надо было бы ознаменовать торжественным провозглашением государственной независимости Южного Курдистана ради и в честь миллионов прошлых жертв и пострадавших, в том числе в Турции, Иране и Сирии, и во имя свободы ныне живущих и будущих поколений Большого Курдистана и курдской нации.
Воссоздание Южного Курдистана в исторических и территориальных границах выведет регион на намного более высокий уровень экономического роста, социального и научно-образовательного развития, и позволит значительно ускорить процесс восстановления этно-культурного наследия и возрождения оригинальных духовных ценностей, грамотно унифицировать единый литературный язык, чтобы он вновь сталь объединяющей основой общенационального мировоззрения и курдской самоидентификации в огромном мировом пространстве.
Сегодня в мире достаточно внимательно следят за текущими контактами между службой национальной безопасности Турции, действующей по поручению премьер-министра, и курдской политической оппозицией во главе с отбывающим пожизненное заключение лидером Рабочей партии Курдистана. Целью этих инициатив, хочется верить, действительно является прекращение насилия для начала осуществления обещанных конституционных реформ, гарантирующих соблюдение прав и свобод курдского народа в Турции. Официальная турецкая власть формально находится "над" происходящим промежуточным процессом. Таким образом премьер-министр Турции пытается сохранить за собой некоторую свободу действий, чтобы максимально эффективно подготовиться к заключительным переговорам, когда наступит момент персональной ответственности за принятие окончательного решения по курдскому вопросу. Главная задача для Премьера заключается в том, чтобы Правительство оставалось ведущей стороной, а РПК превратилась – в умеренно оппозиционную и ведомую. Именно поэтому он продолжает силовое давление на партизанские подразделения самообороны курдского освободительного движения с помощью военной мощи государства, требуя безусловного и одностороннего разоружения "террористов". Господин Эрдоган, будучи относительно успешным Премьером и главным претендентом на пост Президента с очень широкими полномочиями, должен был бы понимать, что никогда не сможет выдвигать свои условия на переговорах, если открыто и публично не признает особо важную внутриполитическую и внешнеполитическую роль курдского народа в будущей судьбе страны и государства, подкрепив миролюбие Анкары юридическими гарантиями.
Эрдоган обязан уважать и соблюдать на переговорах принципы партнерства и равенства, предлагаемые курдской стороной, и уже сейчас, то есть на текущем этапе предварительных встреч и согласований позиций сторон, продвигать взаимоприемлемый и компромиссный подход ко всем аспектам предмета будущего договора и заключительной декларации, чтобы сохранить себя, страну и создать наилучшие внутриполитические условия благоприятствования для развития государства, роста благосостояния всех народов и регионов в единой демократической Турции. Вместе с тем, существует одна очень существенная и ключевая "деталь", без которой переговоры могут зайти в тупик. Эрдоган однозначно дал понять, что Оджалан и другие нелегально действующие руководители РПК ни при каких обстоятельствах не окажутся за столом официальных переговоров. Кто же с политической, юридической и исторической точек зрения может и должен полномочно представлять курдский народ, соответствовать поставленным задачам и ожидаемым результатам? Вопрос весьма актуальный и требует прямого и четкого ответа, но не для удовлетворения амбиций какой-либо знаменитой личности или партии, а исключительно национальных интересов курдского народа во всех частях Большого Курдистана. У курдов, очевидно, в настоящее время есть только один достойный претендент, который полностью отвечает всем указанным требованиям – Президент Южного Курдистана, председатель ДПК , один из самых уважаемых, опытных и авторитетных лидеров национально-освободительного движения и, что особенно важно, официально признанный и принимаемый в мире на высшем государственном уровне руководитель полунезависимого автономного региона, вокруг которого объединятся самые лучшие, прогрессивные и компетентные курдские политики, общественные деятели и бизнесмены. За столом переговоров напротив премьера или будущего президента Турции должен сидеть равновесный политик и государственный деятель – президент Южного Курдистана во главе национальной делегации курдской стороны. Без участия Барзани руководство Турции будет ведущим участником переговоров и почти ультимативно предлагать курдской стороне условия мира и ограниченного социально-культурного самоуправления, никак не учитывая положение и интересы курдского народа в Ираке, Сирии и Иране. Предметом переговоров с Турцией должна быть одна компромиссная формула мира: Большой Курдистан -это единое национально-культурное пространство курдского народа с одним независимым демократическим государством Южный Курдистан и тремя автономными регионами в Турции, Сирии и Иране соответственно, образующими свободную торгово-экономическую зону международного сотрудничества и делового партнерства под эгидой СБ ООН.
Именно в этом и должен состоять разумный, конструктивный и обоснованный курдский компромисс, который надо принять в Багдаде и Тегеране, Стамбуле и Дамаске, понять и признать в Вашингтоне, Москве и Пекине, Лондоне, Париже и Брюсселе, чтобы не допустить в ближайшем будущем большой региональной войны. Пора завершать бесплодные, непродуктивные, ложные и неопределенные политико-дипломатические рассуждения и принимать конкретное решение по курдскому вопросу. Надо оставить "увлекательное" теоретическое занятие экспертам, политологам и прочим специалистам. Довольно лицемерия и "доброжелательных" комплиментов в адрес курдского народа.
Для курдского народа самый верный способ достижения успеха - действовать, а не дожидаться чуда и счастливого случая. Геополитические события и обстоятельства, глобальный кризис, региональная обстановка, экономический потенциал и установившиеся международные связи в совокупности и раздельно создают достаточно серьезные предпосылки для выполнения мирной программы курдского национально-освободительного движения и оказания позитивного влияния на развитие международного сотрудничества, обеспечение стабильности и безопасности на Большом Ближнем Востоке.
Москва, очень надеюсь, придаст, наконец, двусторонним отношениям с Южным Курдистаном позитивную динамичность, продуктивность, официальность и открытость, что соответствовало бы в полной мере и на долгосрочной основе очень высокому внешнеполитическому и международному статусу и национальным интересам Российской державы. Для этого надо запускать правильные механизмы совместной работы, определять эффективные направления сотрудничества и повышать уровень компетентности и профессионализма представителей обеих сторон. Было бы разумно и дальновидно по инициативе МИД РФ начать в Госдуме рассмотрение вопроса о признании геноцида курдского народа в Ираке для принятия соответствующих постановлений и резолюций.
Теги: Мураз Аджоев, геноцид, Халабджа, Анфаль, курды, Ирак, Баас, Норвегия, Швеция, Великобритания, ООН, Курдистан, пешмерга, Турция, Иран, Сирия, РПК, Реджеп Тайип Эрдоган, ДПК, СБ ООН, Россия, МИД РФ