Одним кажется, что ближневосточное уравнение можно решить в случае возникновения Большого Курдистана, который, несмотря на то, что в Иракском Курдистане обильно растут мечети, все же многим не кажется 100%-исламским. Другим, наоборот, видится достижение этой цели за счет раскассирования последней классической империи - Ирана, а также роспуска постколониальных искусственных образований, какими до сих пор являются Ирак и Сирия. Для курдов мечта о Большом Курдистане - это фаза существования идеи, аналогичной панславянизму девятнадцатого века, который опосредствовал появление Болгарии и других славянских государств на Балканах.
Панславянизм был популярной идеей в XIX веке. Но он оказался, в конечном итоге, и крайне взрывоопасной, поскольку эта концепция привела к серии русско-турецких войн, она в определенной мере стала одной из идей, в совокупности породивших первую мировую войну, а в итоге, скрытая за этой идеей российская тяга к Черноморским проливам привела и к гибели Российской империи. Эта идея долгое время блокировала российско-турецкое взаимодействие. После распада СССР, который мог быть очень ограниченным, т.е. вполне ограничиться выходом из СССР только прибалтийских государств, мы переживаем распад много более глубокий, чем отказ от существования в одном государственном объединении, а именно: распад сложившейся и существовавшей несколько столетий "русско-украинской" общности, без которой сама идея панславизма мертва. Сегодня Россия и Украина настолько разругались между собой из-за дележа доходов от прокачки среднеазиатского газа, что Россия все свои основные нефтепроводы и газопроводы завела на территорию Турции, долгое время бывшей их геополитическим и цивилизационным противником, бросив Украину на произвол судьбы. Сегодня, несмотря на усилия энтузиастов, панславянизм как политическая концепция мертв, но хуже всего, что он практически исчез как культурно-историческая концепция. Недавно я присутствовал на презентации "Исторического атласа Украины" (Киев, 2012), созданного по "украино-центрической" модели, что подавалось как крупное национальное достижение. Какая может быть отдельная, частная история у Украины? Только антирусская, немного антипольская, т.е. политическая и антиславянская. Воспринятая интеллигенцией эта частичная постановка вопроса представляет собой конец политического, а главное историко-культурного панславянизма! Задним числом возникает вопрос, насколько оправданы были на этом направлении усилия России, воспринявшей панславянизм как основу внешнеполитической ориентации? Лучше учиться на чужих ошибках, делая выводы из колоссальных катастроф, какими были и падение Российской империи, и распад СССР.
Сегодня "Большой Курдистан" - это идеологический фокус, который позволяет собрать все пучки интеллектуальной активности курдов, направленных к национальному освобождению. Большой Курдистан – это линза, которая позволяет собрать пока еще рассеянные моменты, которые когда-нибудь станут полноценной по степени разработанности курдской истории, а, скорее всего, истории нескольких курдских государств. Но сейчас, когда этой исторической базы еще нет в готовом виде, разрозненные факты, материалы к ней легче всего связать в виде идеи о Большом Курдистане. В каком-то смысле это – нечто, подобное "месопотамскому солнцу" курдского флага, только действует по обратной модели: фокусирует все события в разных "курдских провинциях" на общей идее национального освобождения. Но это – не политический проект создания единого государства. Более того, любая попытка придать идее Большого Курдистана актуальное политическое звучание может негативно сказаться на всем деле курдской свободы в целом.
Более того, объединение даже только сирийской и иракской частей, что в случае гипотетического распада Сирии в связи с падением нынешнего политического режима кажется неизбежным, создаст колоссальные трудности. Первая группа – разрешимые трудности, поскольку это – потенциальные проблемы внутри курдского освободительного движения. Но и это – непростой комплекс отношений, что можно предположить по непростым отношениям ДПК (Демократической партии Курдистана) и ПСК (Патриотического союза Курдистана), которые только-только и далеко не без проблем, что вновь проявилось в появлении оппозиционной партии "Горран" (Перемены), отколовшейся от ПСК, выходят на создание единой государственной структуры для Курдистана. Стоит учесть и значительное количество малых политических партий в Курдистане, которые часто ведут себе подобно младшим братьям в большой семье, не слишком заботясь о последствиях для всей семьи. Число партий в Иракском Курдистане растет, что позитивно, но усложняет общество и требует его взросления. Вторая группа – это внешние проблемы, которые чреваты двусторонними и региональными войнами. Попытка объединения сирийской и иракской частей Курдистана в какое-то подобие формальной ассоциации вызовет обострением отношений с окружающими странами - с Турцией, арабскими странами и собственно Ираком, почти неизбежно негативной будет позиция США, которые вряд ли признают распад Сирии, как они отказались от идеи "роспуска" Ирака, имея оккупационные полномочия. В результате они могут легко заблокировать Курдистан или какую-то его часть, полностью дестабилизировать его жизнь. Например, сегодня Турция, поддерживая Азербайджан, блокирует Армению, что нигде, ни в ООН, ни в международных судах не рассматривается как абсолютно незаконное действие, а Россия – якобы стратегический союзник Армении, ищет столь же стратегических связей с Турцией. И даже шума нет, например, как по поводу Сектора Газы, который Израиль блокирует в течение десятилетий.
Кстати, проблема не новая. Советская Россия даже создавала де юре отдельную Дальневосточную Республику (1920-1922) как буферную зону, чтобы избежать прямых военных действий с Японией. Даже если Сирия распадется, что маловероятно, поскольку против воли всех постоянных членов Совбеза, то формально Южный и Западный Курдистана не смогут соединиться еще долго.
Каков выход? Надо формировать Большой Курдистан виртуально и делать это можно уже сегодня (еще вчера), упирая на общую историю, язык, культуру, надежно связывая между собой различные части Курдистана. Большой Курдистан, как славянский мир, существует, но сегодня он не представлен как историко-культурная общность. Это вредит курдскому делу даже в там, где курды уже свободны. Курды Южного Курдистана не могут остаться в полном объеме курдами, если будут изучать историю только в рамках своей нынешней территории, а тем более изучать иракскую историю. Наоборот, и история Южного Курдистана, и история Ирака должны рассматриваться в школах Эрбиля, Дохука, Сулеймании, как и в других курдских образовательных центрах во всем мире как часть общей курдской истории. Это та связь, которая не может быть оспорена. Но будучи идеологическим, культурно-историческим, а не политическим, а, тем более, военно-политическим проектом, концепция Большого Курдистана создаст важнейшую базу для ускоренного вызревания полноценных курдских государственных структур, а главное курдов как граждан этих образований со 100% курдской идентичностью, несмотря на то, что они будут автономны или даже всего лишь культурно-автономны внутри формальных государственных образований, где курды вынуждены жить сегодня, но где курдская идентичность, даже будучи признанной, как в Ираке, не получает должной культурно-исторической разработки.
Нация – это на 95% виртуальный историко-культурный проект, но, будучи обременен государственными формами, он оказывается на 95% проектом по созданию армий и закупке вооружений и на 5% по национально-шовинистической пропаганде, безусловно, в ущерб своему подлинному историко-культурному содержанию. Нации не могут существовать без государственных форм, но не следует обременять народ, а тем более его часть неподъемными обязательствами и нереальными целями. Меняется историко-культурное содержание – меняется и нация, хотя танки и пушки остаются, порой даже не тронутыми. Это прекрасно видно на примере современной России. В России сейчас без всякой войны и внешнего вмешательства мы переживаем ползучую деградацию историко-культурной идентичности, что грозит перерождением нации из-за того, что семьдесят лет историко-культурные основы российской идентичности подменялись классовыми ценностями, а последние двадцать лет доминировало пренебрежение этой базой российской идентичности, исходя из идеологии наживы, которая объединила постперестроечный интернационал внезапно возникшей из ничего новой российской "элиты". Эта ситуация сейчас осознается, но насколько трудно изменить возобладавшую тенденцию!
Южный Курдистан сегодня в силу естественных, объективных условий не может не превратиться в центр этого виртуального Большого Курдистана, в культурную и даже политическую столицу этого виртуального проекта, но региональные центры по формированию Большого Курдистана могут быть бесчисленными. В значительной степени этот процесс уже идет. Я это ощутил в полной мере оказавшись в середине марта в Эрбиле, на международной конференции по "Курдскому геноциду". Курдский материк, ушедший под воду в XIV-XVI веках, поднимается из глубин Передней Азии, главная сила этого движения - осознание общей курдской идентичности. Сегодня ее в основном питает нынешняя и прошлая партизанская и политическая борьба курдов в Турции, Ираке, Иране и Сирии. Но для полного пробуждения курдского народа необходимо обращение к глубинам курдской истории и культуры. Это - огромный, еще практически не использованный потенциал.
Невозможно, не провоцируя ответные агрессивные действия, поддерживать организационно или оружием борьбу в остальных частях Курдистана, но никто не может запретить или помешать изучать историю, географию, литературу, языки, народную культуру всего Курдистана в курдских школах и университетах, никто не может помешать представить этот проект во всей его полноте в интернете, создав там уже завтра Большой Курдистан.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Иран, Курдистан, СССР, ДПК, ПСК, Горран, ООН, Россия, Азербайджан, Армения, курды