Любому лицу, уделившему внимание и проявившему личный или профессиональный интерес к стародавнему вопросу о целях и задачах освободительного движения курдской нации в Ираке, Сирии, Иране и Турции, необходимо направить по возможности сопереживающий и достаточно объективный взгляд на ситуацию, чтобы оценить и понять существующее сегодня морально-нравственное отношение общества, власти и государства в этих странах к тягчайшим преступлениям против курдского народа, совершенным соответствующими режимами в относительно недалеком прошлом. Полагаю, в контексте предлагаемой темы наиболее походящим объектом изучения послужит обобщающий и поучительный пример республики Ирак, "новоиспеченной из заплесневелого теста и зловонных ингредиентов" арабского нацизма и шовинизма.
Дело в том, что под давлением известных военно-политических обстоятельств в новом "демократическом и федеративном" Ираке, революционно образованном благодаря и с помощью военной интервенции Западной коалиции в 2003 году, пришлось в уголовно-процессуальном порядке вынести судебный приговор о признании преступлений прежнего баасистского режима и лично Саддама Хусейна против курдского народа геноцидом, в основе которого лежат трагические события, связанные с многолетним насильственным и массовым перемещением граждан курдского происхождения из плодородных провинций северного автономного региона Южный Курдистан и убийством десятков тысяч беззащитных детей, женщин и стариков.
Да, конечно, решение законное и абсолютно оправданное с юридической точки зрения. Но возникает большое сомнение в искренности и долговечности справедливого приговора. До и после вердикта суда действующие ветви суверенной власти в лице Правительства, Президента и Парламента республики не инициировали и даже не пытались начать под эгидой арабских религиозных и политических сил общенациональный процесс раскаяния и покаяния за прежнее молчаливо-одобрительное бездействие или сопричастное потворство преступным деяниям бывшего режима против курдского народа. Политика и деятельность ныне господствующего Правительства в Ираке бесспорно свидетельствуют о продолжении исламским государством идеологии диктатуры и геноцида в отношении народа Южного Курдистана. Монополия исполнительной власти и откровенный радикализм в системе государственного управления реально угрожают шаткому равновесию, необратимо приближая Ирак к политической и социально-экономической катастрофе.
В этих невыносимых, опасных и неустойчивых условиях сосуществования с федеральной властью в Ираке политическое руководство автономного региона, народ которого успешно стремится к подлинной демократии и ускоренному развитию методами комплексного и разумного сочетания экстенсивного и интенсивного хозяйствования на переходном этапе формирования национальной экономики, промышленности, инженерной и социальной инфраструктуры, обязано убедительно возглавить и завершить осуществление конституционного права на полную свободу, независимость, и обеспечить равноправное, мотивированное и обоснованное участие Южного Курдистана в международной торговой, финансово-производственной и научно-технической интеграции и кооперации, активно используя внутренние резервы и потенциал, а также большие географические и гуманитарные возможности курдских регионов в Турции, Сирии и Иране для продвижения на Ближневосточный и мировой рынок товаров, технологий, информации и услуг.
Багдад, вполне возможно, останется столицей исламского Ирака, но без Южного Курдистана. Соседство на первоначальном этапе будет напряженным, однако не доходить до полномасштабной войны, потому что Ирак, Иран и Сирия в текущей геополитической ситуации не в состоянии согласованно и серьезно противостоять фактически уже основательно состоявшемуся и достаточно сильному курдскому государству с существенной международной поддержкой и солидарностью. Турция никоим образом не окажется на стороне выше упомянутой "тройки" по тем же геополитическим, а также экономическим и внутриполитическим соображениям.
Ведущие мировые державы, по-разному отстаивающие свои интересы в регионе Большого Ближнего Востока, несмотря на многие противоречия, будут вынуждены временно объединиться для выработки коллективных мер оптимального миротворчества, исходя из неотложной необходимости решения многих кризисных проблем, в том числе курдского вопроса, с учетом всех обстоятельств, рисков и перспектив. Поведенческая тактика и программная стратегия мировых нефтяных компаний и финансовых структур, несколько неоднозначно и настороженно проявляющих готовность к активной и долгосрочной инвестиционно-производственной деятельности в безопасном, стабильно развивающемся и привлекательном Южном Курдистане, тесно связаны с национальными интересами соответствующих государств и их обязательствами в рамках международных союзов, объединений и организаций.
Вместе с тем, нет никаких сомнений в том, что главные субъекты глобального экономического сотрудничества не допустят безосновательно длительного и юридически неправомерного вмешательства Правительства Ирака в сферу международного сотрудничества в Южном Курдистане, и будут отстаивать обоснованность принимаемых ими решений на самых высоких уровнях, чтобы повысить качество и надежность системного функционирования мирового хозяйства. Южный Курдистан непременно и в скором времени будет интегрирован в глобальные экономические связи и способствовать росту положительной динамики международного сотрудничества, в том числе и прежде всего за счет кооперации с соседними государствами, в которых возникнут полноценные приграничные курдские автономные регионы, выполняющие роль свободных торгово-производственных зон. Ирак рано или поздно добровольно подключится к экономическим отношениям с независимым Южном Курдистаном, потому что подобная миролюбивая внешняя политика будет приносить ощутимую выгоду обеим сторонам.
Россия, к сожалению, не обозначила свою официальную позицию по курдскому вопросу, видимо, в связи с отсутствием детальной государственной программы и стратегии защиты национальных интересов в регионе Большого Ближнего Востока. Внешнеполитический консерватизм ограничивает масштабы и уровень участия России в урегулировании кризисных ситуаций и проблем с курдским фактором, несмотря на внушительные потенциальные возможности нашего государства и перспективу позитивного использования скорого выхода Южного Курдистана на международный уровень равноправных отношений, и создания благоприятной конфигурации самоуправления для курдского народа в Турции, Сирии и Иране. Главная причина недооценки Россией геополитической значимости курдского вопроса, видимо, кроется в политико-дипломатических и историко-политологических стереотипах советского периода, пока еще поддерживаемых "законспирированным экспертным сообществом". Позиция России по курдскому вопросу, полагаю, не соответствует ни национальным интересам, ни статусу великой державы, ни многовековой, но странным образом позабытой гуманитарно-культурной основе двусторонних отношений и связей между курдским и русским этносами.
Теги: Мураз Аджоев, Курдистан, курды, Ирак, Сирия, Турция, Иран, Иракский Курдистан, Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Россия