Исчерпав "арсенал" политических, дипломатических и экономических аргументов за продолжение участия Южного Курдистана в формировании "федеративного устройства, демократических основ и равноправного партнерства" ради сохранения территориальной целостности Ирака в интересах единства образующих государство сторон, Госдеп США, по всей видимости, очень спешит приступить к реализации плана "B" по спасению "утопающего" Ирака "методом совмещения" механизма централизованной координации управления страной и системы административно-территориального функционирования трех полностью автономных регионов.
Возможно, подразумевается создание новой и надежной конфигурации "объединенной власти" в стране с переформатированным административно-территориальным делением. Вероятно, Белый Дом имеет в виду создание "экспериментального" государственного образования, состоящего фактически, но не юридически, из трех псевдо "республик". Госдеп США, очевидно, еще не готов радикально менять "репертуар" своей политики в Ираке и предлагает "компромиссную" форму своеобразного "конфедеративного союза" арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов без четкого правового обозначения государственности и суверенности этно-конфессиональных регионов. Надо полагать, "Главным Законом" такой "конфедерации" будет "Союзный Договор", в то время как в регионах (автономиях) – "Конституция".
Речь идет о плане, который можно было бы изначально брать за основу в 2003 году, когда Западная коалиция во главе с США обладала всеобъемлющей властью, имела абсолютные полномочия и могла ультимативно вводить любую форму государственного устройства и правления в оккупированном Ираке. Сегодня, уже к счастью для курдов, бесполезно и слишком поздно переходить на упомянутый выше вариант в неполноценной исламской стране с агрессивным шиитским большинством, стремящимся к абсолютному "элитарному" господству, и суннитским не менее радикальным меньшинством.
В течение уже пройденных 10-и лет, находясь в условиях автономии, но относительной и ограниченной свободы, курды успешно, стремительно и эффективно развивались, несмотря на полное игнорирование Правительством республики основополагающего принципа верховенства принятой и формально действующей в стране новой Конституции, предусматривающей подлинный федерализм и равноправное партнерство в демократическом государстве.
Вопреки политике Багдада в лице Премьер-министра и всех его сторонников, насаждающих идеологию вражды и ненависти в отношении других субъектов, особенно курдской стороны, требующей применения конституционных способов решения административно-территориальных, правовых, социальных и экономических споров, а также вопросов, связанных с бюджетным финансированием в сфере обеспечения обороны, безопасности и общественного порядка в регионе, народ и руководство Южного Курдистана уверенно идут вперед, преодолевают все "искусственные и естественные" барьеры на своем пути к полной свободе и заслуженной независимости, опираясь на собственные силы, возможности и поддержку как в рамках Большого Курдистана, так и на международной политической арене.
Высшее политическое руководство автономного региона, думаю и надеюсь, не одобрит бесперспективный и нецелесообразный со всех точек зрения план Госдепа, сумеет правильно обосновать свою позицию убедительными аргументами и доказательствами в пользу мирной "дорожной карты", гарантирующей выполнение формальных условий для незамедлительного запуска международной дипломатической процедуры признания суверенитета и государственной независимости Южного Курдистана в исторических пределах этно-географических границ этой конкретной автохтонной части исконно национальной территории проживания курдского народа. Демократическая, светская, многонациональная и многоконфессиональная Республика с рыночной экономикой, гражданским обществом, современной правовой и судебной системой никак и никогда не сможет возникнуть даже в "гибридном полугосударственном образовании" Ирак.
Если в Вашингтоне серьезно опасаются, что Турция в лице нынешнего премьер-министра, которому предположительно удастся (конечно, в случае достаточно удачного для власти и курдов разрешения внутреннего конфликта и победы ныне правящей партии на предстоящих парламентских выборах) стать полновластных главой уже президентской республики с новой конституцией страны, в обозримом будущем будет настойчиво и допустимыми (дипломатическими, торгово-экономическими и военно-политическими) способами и средствами расширять государственные границы путем создания конфедеративного союза, например "Анатолийского и Месопотамского", или федерации с участием равноправного Курдистана (не будем предугадывать, с каким именно и в каких границах), то зачем тогда Госдеп США так сильно напрягается в своей последней попытке реанимировать "умирающий естественным образом" Ирак? Почему США не вступает в реальный многосторонний и стратегический союз с Южным Курдистаном, что позволит им не только активно влиять на внутреннюю ситуацию в Турции, Сирии, Иране и малом Ираке, но и полностью контролировать общую обстановку, по меньшей мере, в этом ключевом регионе Большого Ближнего Востока?
США несут наибольшую ответственность за ситуацию в Ираке и не должны допустить непростительную и очень нежелательную ошибку. Госдепу не следует "по-дружески" или по каким-то "другим соображениям" вновь втягивать курдов в "вакуумное пространство", готовое взорваться в любой момент и накрыть весь регион вокруг Ирака. Надо сделать окончательный и однозначный выбор – признать независимость курдского автономного региона и сделать новое государство стратегическим союзником Вашингтона или, безусловно, сохранив тесное сотрудничество, прочные деловые и политические связи между США и Южным Курдистаном, позволить Турции строить союзнические и партнерские межгосударственные отношения с этой республикой на взаимовыгодной основе и в взаимоприемлемой форме. Вашингтону и Анкаре надо согласовать данный вопрос и в разумные сроки подготовить совместное предложение.
Результаты переговоров между США и Турцией по Южному Курдистану и курдскому вопросу в целом, детально согласованные с Эрбилем, убежден, должны точно и полностью лечь в основу международного плана СБ ООН по урегулированию тяжелейшего политического кризиса и прекращению кровопролитной гражданской войны в Сирии. Таким образом могут наступить мир и стабильность во всем регионе, возобновится международное сотрудничество, обеспечивающее безопасность и развитие деловых связей. Южный Курдистан больше не может, не желает и не будет оставаться в состоянии изматывающего ожидания и в обстановке удручающей неопределенности, поэтому в ближайшее время и в обязательном порядке предпримет самостоятельные шаги в выбранном народом направлении. Вся курдская нация сосредоточенно и с особым волнением взирает на Южный Курдистан с верой в победу и благословение Бога-Единого Создателя.
Кстати, и России, желательно от имени или в лице Президента, пора бы публично и без всяких формальных поводов высказать свою доброжелательную и объективную позицию по курдскому вопросу в целом и Южному Курдистану в отдельности.
Когда выбор сделан и есть вера в добро и справедливость, легче и проще двигаться вперед и достигать благой цели!
Теги: Мураз Аджоев, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, США, Нури аль-Малики, Турция, Турецкий Курдистан, СБ ООН, Сирия, Россия