Можно лишь предполагать, по каким критериям древние курды идентифицировали национальную принадлежность и приобщали членов своих этнических сообществ к вере цивилизованных прародителей много тысяч лет тому назад. В очень далеком, загадочно-мифологическом, героическом и блистательном прошлом курдского этноса, вероятно, эволюционно формировались единообразные канонические нормы, традиции, обычаи и ритуалы для близких по общественно-социальному и мировоззренческому укладу племенных объединений.
Вопросы национальной принадлежности и духовно-культурной идентичности, полагаю, всегда были тесно взаимоувязанными аспектами единства и целостности курдского этноса. На интуитивно-подсознательном уровне не возникает сомнения в том, что на каком-то этапе своей истории курдский этнос исповедовал веру в Бога-Единого Создателя, главным образом, пользуясь основами езидского религиозного учения, о чем, по меньшей мере косвенно, свидетельствует кратно превосходящая численность этого сообщества (по разным данным от 1,5 до 2,0 миллионов) среди всех других курдских этно-религиозных групп (десятки тысяч) сумевших уберечь и донести до наших дней свою духовную оригинальность, несмотря на все трагические испытания, выпавшие на их общую тяжелую долю. Подвергаясь со всех географических сторон и на протяжении долгого периода, начиная от самого раннего средневековья, постоянным военным нашествиям арабских, персидских и позднее османских армий, шедших под исламскими флагами и знаменами на войну с непокорными и гордыми потомками доблестных и легендарных мидийцев, абсолютному большинству курдских племенных союзов постепенно, но ценой огромных жертв, приходилось преднамеренно отступать и принимать ультимативные условия врагов, чтобы выиграть время и дать шанс хотя бы части этноса спастись и сохранить чистоту национальных морально-нравственных и духовно-культурных ценностей для будущих поколений свободных и независимых курдов.
На родине предков нельзя не заметить, что значительное число курдов, формально принадлежащих к мусульманским сообществам, в частности в Южном Курдистане, с уважением и почтением признают езидов самыми верными и бережными хранителями этно-исторического и духовно-культурного наследия курдской нации. Тем временем, ныне пока действующие жесткие, если не жестокие, условия, касающиеся правил признания принадлежности человека к духовно-этническому сообществу курдов-езидов, а также другие религиозные ограничения и запреты, кажутся сегодня довольно спорными и в известной степени серьезно тормозящими прогрессивное развитие. Известно, что многие из них были привнесены в духовную сферу и светскую жизнь в ходе реформы, проведенной Святейшим Шейх-Ади, объявленным впоследствии пророком езидов в святом Лалеше в XII веке.
Какие доводы, обоснования и аргументы позволили Шейх-Ади убедить Эмира и Высшее духовенство курдов-езидов в необходимости проведения радикальной реформы религии, невозможно представить и понять без широкомасштабных и разнонаправленных научных исследований. Не исключено, что имелись веские причины и обстоятельства, сделавшие неизбежным реформирование езидизма в то далекое историческое время опасных рисков и угроз для веры и народа. Проблема только в том, что последствия тех изменений сегодня препятствуют интеллектуальному развитию молодежи, блокируя процесс образовательного и профессионального роста курдов-езидов.
В настоящее время главная задача Эмира, мыслящей элиты и Высшего духовенства- незамедлительно приступить к организационным мерам по обеспечению доступа и допуска ученых к содержанию закрытых канонов, данных и сведений, а также переосмысления реформы Шейх-Ади. Необходимо принять назревшие поправки в канонический "кодекс", чтобы разумно двигаться в светлое будущее как самих курдов-езидов, так и всей курдской нации, преодолевая все преграды на пути к свободной, благополучной, современной, интересной и безопасной жизнедеятельности во всех частях Большого Курдистана.
Уверен, что вопрос о самоидентификации национально-культурной принадлежности есть сугубо личное и внутренне дело каждого отдельно взятого человека, не являющегося полнокровным курдом. Думаю, что в случае, когда человек, неважно курд или курдянка по отцовской линии, добровольно и вполне осознанно признавший свою курдскую национально-культурную идентичность, желает стать езидом, он должен иметь право на веру и приобщение к религии своего народа с дозволения соответствующих представителей духовенства, ответственных за проведение ритуала посвящения.
И еще, будь моя воля, я бы издал специальный указ, согласно которому публичное отрицание этнической, то есть генетической и ментальной, принадлежности к курдской нации и культуре являлось бы достаточным основанием для отлучения лица, обвиняемого в совершении подобного греха, от религии и изгнания его из рода и племени, если "оно" искренне, осознанно и в установленном порядке не покается. Надо поставить канонический барьер против нашествия двурушников и предателей, а также положить конец распространившемуся в последнее время невежеству отдельных сомнительных "езидов", принимающих активное участие в провокационных и пропагандистских анти-курдских акциях, вероятнее всего, в корыстных целях.
Теги: Мураз Аджоев, курды, езиды, мусульмане, Лалеш, Курдистан, Шейх-Ади