Хавиджа, где иракская армия устроила бойню, даже по звучанию напоминает другой печально известный населенный пункт – Халабжу, химическая бомбардировка которого 16 марта 1988 года стала началом конца режима Саддама Хусейна. Безусловно, в Хавидже военная сила была применена с чрезмерной жесткостью. 50 человек убито и 110 ранено. Столкновения прошли и в других провинциях. Общие потери протестующих суннитов – более 150 человек. Есть потери и в правительственных силах. Каждая сторона хоронит своих покойников, и у каждой стороны своя правда.
Силовой прессинг по всей стране
В Хавидже был один из многих суннитских лагерей протеста, которых сейчас немало в суннитских провинциях Ирака, но лагеря протеста – это настолько обыденное явление, что власти не трогают их, особенно если они не разворачиваются под стенами парламента или президентского дворца, или, по крайней мере, в столице. Чем так досадил суннитский лагерь, расположенный далеко от Багдада, под Киркуком, за который, казалось бы, голова должна болеть у курдов, а не у центрального правительства? Что заставило центральную власть, а сейчас такой уровень развития средств связи, что практически любая плановая операция осуществляется под непосредственным надзором верховного главнокомандующего, т.е. премьер-министра Ирака Нури эль-Малики, который держит в своих руках руководство практически всеми силовыми, разведывательными и контрразведывательными ведомствами. Несомненно, что действия военных в Киркуке были санкционированы и предусмотрены в качестве возможного (т.е. фактически планового) варианта реагирования на негативное для правительства развитие ситуации. Все, что случилось, должно было случиться, и все вопросы, как и ответственность за происшедшее должны быть непосредственно адресованы к Нури эль-Малики.
Малики не отказывается от ответственности. Более того, он обещает подавить любой мятеж железной рукой, чтобы события не пошли по сирийскому сценарию. В выступлении, переданном по радио в четверг, он заявил: "Силы безопасности должны обеспечить порядок в Ираке, который пытаются подорвать регионы, наполненные сектантскими настроениями".
Малики обращался к населению в тот момент, когда "его силы" безопасности продолжали зачистку районов, используя и танки, где возникли очаги сопротивления суннитов. Но их становится все больше. Это – уже не только Хавиджа и Сулейман бек, возникли очаги в Мосуле, Фалудже, Баакубе и в других местах. Малики заявляет, что от гражданской войны пострадают все: и на севере, и на юге, но что он сделал, чтобы предотвратить ее? Ведь его не раз тоже предупреждали, что его политика неизбежно приведет к гражданской войне.
Кто виноват?
Зачем нужно было эти периферийные районы ставить под армейский контроль, а армейские подразделения непосредственно противопоставлять демонстрантам, фактически формируя линию фронта? Можно ли было сомневаться, что противопоставляя армию и демонстрантов, что в стране наполненной оружием и взрывчаткой случится инцидент со стрельбой? И это был уже не первый случай, когда по армейскому оцеплению или патрулям открывался огонь. Возможно, не только не сомневались, но и ждали его, и особенно ждали такой случай именно в Киркуке, где региональное правительство Курдистана не приемлет созданное на случай беспорядков командование "Диджле (=Тигр)".
Независимо от того, что ожидали и на что рассчитывали, расстрел лагеря в Хавидже, возможно, уже стал тем моментом, когда борьба между суннитами и шиитами прошла точку, после которой вернуть страну в мирное русло будет крайне непросто, если вообще возможно. Ответ на военную операцию в Хавидже последовал незамедлительно, тем более, что в отношениях суннитов и шиитов накоплен огромный потенциал для взрыва. В ответ на армейскую операцию немедленно начались партизанские вылазки, т.е. началась "охота" на людей в военной и полицейской форме в той же манере, в какой она раньше велась на американских военных. Реально это происходит на фоне взрывов, которые гремят в Ираке почти без остановки. Кроме того, началась подготовка племен к тому, чтобы взять под контроль и защитить свои территории. Все это свидетельствует, что нарушен принцип управления этими территориями, который обеспечивал плохую или хорошую, это другой вопрос, но лояльность шейхов арабских племен по отношению к центральной власти. Пользующийся большим влиянием среди суннитов шейх Абдул Малик эс-Саад, проживающий сейчас в Аммане, Иордания, призвал суннитов покидать ряды силовых структур, переходить в оппозицию правительству и сделать то, что "сделали их братья в Сирии".
Ставки правящей верхушки
Демонстрации суннитов против того, что они воспринимают как нарушение их прав, как пренебрежение их интересами, усиливаясь, продолжаются уже четыре месяца. Они начались в ответ на то, что суннитские министры были выставлены из правительства с обвинениями в непосредственной причастности к терроризму, а сейчас в ответ на расстрел лагеря в Хавидже еще остававшиеся в правительстве министры-сунниты покидают его. Противостояние шиитской и суннитской общин, уже давно территориально размежевавшихся, поделившим между собой города и провинции в Ираке, нарастает. Сейчас даже на провинциальных выборах речь идет не об отсутствии электричества, воды или канализации, и даже не о коррупции, а о том, что Малики защищает шиитов против суннитов. Какой же будет риторика на парламентских выборах в 2014 году, по результатам которых теоретически будет решаться политическая судьба Нури эль-Малики? Но, скорее всего, смену правительства можно предполагать только чисто теоретически, потому что сегодня Малики делает ставку на получение формального большинства, которое будет мобилизовано путем разжигания межконфессиональной вражды, которая сплотит и шиитов. Даже то показное разделение портфелей, которое было в де юре коалиционном правительстве Ирака, осталось уже позади, а впереди правительство большинства, т.е. условно шиитское правительство во главе с тем же Нури эль-Малики, который сам уже никогда не уйдет из власти. Ираку будет непросто избавиться от Малики. Но такое правительство в Ираке, да и в этом случае сам Ирак как единое государство можно будет попытаться удержать только силой, сконцентрированной и применяемой в масштабах, которые не были нужны при Саддаме.
Повязаны границами
Курды на севере давно предложили выход из этой ситуации: надо сделать так, чтобы не было приза, за который стоит бороться, т.е. не было чрезмерной власти в руках у центрального правительства. Сильные автономные регионы и слабый центр – это решение для Ирака. Но Малики олицетворяет как раз обратную, уже укоренившуюся у власти тенденцию к концентрации власти в одних руках.
Ирак крепко-накрепко связан, связан кровью, потому что нынешние административные границы прошли по живому, разрезав исторические районы на части. Уйти – значит бросить своих соплеменников, и, возможно, навсегда. И чтобы жить вместе, и чтобы разойтись, Ираку нужно размежеваться внутри страны, убрав то, что сейчас называется "спорными районами", а на деле является отторгнутыми (в пользу арабов-суннитов) территориями. Для этого нужно решить задачу, которая возложена на федеральное правительство, а именно: выполнить 140 статью Конституции Ирака, после чего Ирак мог бы вздохнуть спокойно, поскольку можно было бы или жить вместе, но своим умом, только советуясь с соседями, или разойтись по этно-конфессиональным квартирам и жить совершенно самостоятельно. Но как раз от своей главной роли – урегулирования общинных проблем и в первую очередь устранение последствий арабизации страны - федеральный центр отказывается. Вместо выполнения статьи 140 премьер-министр ведет разговоры о дебаасизации, спустя десять лет поднимает вопрос о компенсациях жертвам прежнего режима, которых набралось немало за 30 лет саддамовского правления. Это – односторонняя политика, рассчитанная на углубления раскола страны.
Движение в этом направлении заблокировано, чтобы обеспечить интересы политической группы – "бюрократической элиты", сложившейся вокруг Малики, но устроенной по тем же законам, что и саддамовская верхушка. Эта "бюрократия", опирающаяся на силовые структуры, пришла к власти и получила доступ к колоссальным ресурсам Ирака. Ничего не скажешь: демократия сработала, но одного раза достаточно, потому что дальше эти государственные мужи не собираются уступать полученную власть никому. Обладая такими ресурсами, неподконтрольное правительство может делать практически все. Кстати, активно закупается военная техника. Ему нужен бесконтрольный и не лимитированный всякими протестами доступ к власти. Диктаторами не рождаются, ими становятся. Нури эль-Малики пытался создать авторитарный шиитско-суннитский светский режим, не получилось, он вынужден опереться на религию, но реально правящая верхушка антирелигиозна по существу, поэтому, когда она справится с сепаратистами, автономистами, с суннитами, она разберется внутри и со своими "конфессионалами".
А что сунниты? Только ли жертвы?
У суннитов нет выбора, кроме обособления в Ираке или за его границами. Десять лет они лелеют надежду на реванш в Ираке, но, если говорить о мирных средствах, то это – необоснованная надежда. К сожалению, они и сегодня не приемлют вариант создания моноэтнического арабского государства. Сейчас даже эту задачу трудно решить мирными средствами. Сунниты Ирака и не ставят такую задачу. Они рассчитывают на силу как средство прихода к власти, зная об огромном внешнем ресурсе. Это грозит Ираку тяжелейшей внутренней войной, но она будет, если начнется, много более тяжелой, чем гражданская война в Сирии, потому что в Ираке здесь столкнутся равные противники. В этом смысле обе стороны конфликта движутся навстречу друг другу, к серьезному столкновению. Обе стороны имеют крепкие нервы и недюжинную волю, поэтому правительство не может пойти на уступки, чтобы это не было воспринято как слабость, а суннитам отступать некуда. Они готовы любую Хавиджу превратить в новую Фалуджу.
Разделяй и властвуй...
США, сняв прежние тоталитарные скрепы, не выполнили того, что должна была сделать любая ответственная страна: они бросили на произвол судьбы Ирак, полный противоречий, имеющий огромный людской потенциал. Гражданская война здесь, если вспыхнет (может быть, уже вспыхнула?), то будет идти долго, и это будет похлеще Сирии.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Хавиджа, Саддам Хусейн, сунниты, шииты, Киркук, курды, Малики, Мосул, Фалуджа, Баакуба, Сирия, Амман, Иордания, США