Внимание общественности и государственных властей большого числа стран к региональным проблемам и историческому предмету борьбы многомиллионного курдского народа, лишенного естественных прав на свободу и самоопределение, национальную-культурную идентичность, социальное равенство и административно-территориальное самоуправление, заметно усиливается и возрастает.
Беспрецедентные перемены в логике восприятия и понимания геополитической значимости курдского вопроса начались, конечно, в 2003 году и до сих пор сопровождаются широким признанием в Европе, Азии, Африке и Америке позитивных демократических преобразований, стабильного социально-экономического роста, высокого интеграционного потенциала и превосходной перспективы успешного развития курдского автономного региона, вошедшего, как известно, на компромиссных условиях в качестве равноправного участника в состав нового федеративного государства, учрежденного на основе стержневых положений новой конституции Ирака, предусматривающих ключевые принципы равнозначного партнерства и сотрудничества сторон.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что традиционные силы "войны", концептуально мотивированные на осуществление анти-курдской стратегии, продолжают проявлять свои истинные цели и задачи в плохо прикрытой, как в Ираке, или откровенной, как в Турции, Сирии и Иране, формах идеологического радикализма и шовинизма по отношению к курдскому населению. Тем не менее, надо признать, только в Турции у власти и парламентской оппозиции сформировалось разное, но ясное представление о том, что региональная обстановка и внутренняя ситуация существенно изменились не в пользу сохранения нынешней репрессивной, не эффективной и обильно кровоточащей системы государственной устройства и управления.
Анкара уже осознает, что сегодня слишком опасно и очень накладно для страны силовыми и дискриминационными способами противостоять курдскому национальному движению в Турции, полагаясь и надеясь на низкую вероятность объединения курдских политических сил и устранения противоречий между ведущими партиями и организациями в масштабах Большого Курдистана. Вопреки негативному влиянию господствовавшей националистической философии, в современной Турции быстро набирает обороты демократический процесс мирного урегулирования и поиска новых конституционных решений курдской проблемы в интересах безопасности, целостности и стабильности единой, но поликультурной и многонациональной страны.
В Ираке новая Конституция – главный закон и основа федеративных отношений, как и следовало ожидать, оказалась, по своей сути, политической и юридической фикцией, о чем свидетельствуют неопровержимые и многочисленные факты возрождения диктатуры ныне правящих радикальных сил шиитского конфессионального большинства. Страна "единого" арабского народа находится в состоянии гражданской войны -вооруженного сопротивления шиитскому государственному режиму со стороны суннитского меньшинства Ирака. В качестве инструментов насилия и произвола власть шиитского арабского большинства уверенно использует армию, полицию и административный ресурс, а оппозиционное суннитское арабское меньшинство в ответ – способы общественного протеста и методы терроризма. Курдское политическое руководство, историческим опытом предвидя подобное развитие событий в формально федеративном Ираке, усилиями народа, партий и за счет финансовых средств автономии реализовало конституционное право на формирование, вооружение, оснащение и функционирование профессиональной армии и квалифицированной полиции региона, чтобы гарантировать безопасность, стабильное развитие экономики, а также демократизацию общественных отношений в Южном Курдистане, обоснованно создавая фундамент будущего независимого и суверенного государства.
Наиболее важные, принципиальные и компромиссные условия и положения, обосновавшие участие народа Южного Курдистана в учреждении единой и целостной Иракской федерации, были следующими:
- массовый возврат насильно депортированного курдского населения в курдские провинции, временно не вошедшие в административные пределы и территориальные границы автономного региона, с выплатой наследникам жертв и всем пострадавшим соразмерной материальной компенсации причиненного ущерба за счет федерального бюджета страны;
- нормализация общественно-социальной обстановки на местах для проведения формальных референдумов по вопросу о вхождении указанных курдских провинций в сферу самоуправления и юрисдикции автономного Южного Курдистана;
- признание региональной армии и полиции Южного Курдистана в качестве составных частей федеральных силовых структур, предусмотрев расходы по содержанию и боевому оснащению соответствующих подразделений и служб за счет федерального бюджета;
- равнозначное участие полномочных представителей народа автономного региона в ветвях федеральной власти и государственных органов управления;
- самостоятельное распоряжение природными ресурсами, развитие экономического потенциала и внешних связей автономного региона в интересах всех участников и всего населения федеративного государства Ирак.
За десять лет хаотичного существования федеративного Ирака ни один из указанных пунктов не был выполнен. Правительство преднамеренно отказывалось от исполнения конституционных обязательств государства и стремилось полностью монополизировать власть, чтобы установить долгосрочную диктатуру политической элиты шиитского большинства "единого" арабского народа Ирака.
Не сумев "обуздать и приручить" арабов суннитов путем вовлечения политической элиты этого конфессионального сообщества в процесс создания нового диктаторского режима, Премьер-министр приступил к откровенно репрессивной политике "чистки и фильтрации" государственной системы власти и управления, избавляясь от непокорных суннитских чиновников и политических лидеров. Более того, аль-Малики, лишившись возможности привлечь на свою сторону суннитское сообщество арабов, решил оккупировать курдские провинции, временно не вошедшие в границы автономного региона, с помощью и под предлогом войны с суннитскими террористами и провокаторами. Таким образом Премьер-министр Ирака надеется сохранить в государстве и под личным контролем большую часть курдских земель, вынудив руководство Южного Курдистана выйти из федерации только с тремя курдскими провинциями (Эрбиль, Сулеймания и Дохук), куда в последствии, видимо, планирует и желает депортировать курдское население из "спорных территорий", включая провинции Киркук и Ниневия. Иракская федерация формально состоит из двух равноправных субъектов – арабских провинций и курдского автономного региона, но из трех равнозначных участников-учредителей – сообщества арабов-шиитов, сообщества арабов-суннитов и народа Южного Курдистана. Грубейшее и целенаправленное нарушение Конституции одним из субъектов или учредителей является юридическим основанием для другого субъекта или участника федеративного соглашения в одностороннем порядке объявить о выходе из Федерации.
В международном сообществе рассматривают не вероятность такого развития событий, а предвидят распад Ирака, по крайней мере, на две части – арабскую, которая образуется путем достижения примирения суннитов с шиитами в ходе гражданской войны, и демократическую республику Южный Курдистан. Активизация ПАСЕ, Социнтерна и учреждений ООН по теме курдского вопроса и курдских региональных проблем вовсе не носит случайного характера, а связана с реальной геополитикой и глобальной экономикой.
Формально-правовой выход автономного региона из федерации не имеет никаких конституционных препятствий, но предварительно необходимо потребовать от Багдадского диктаторского режима незамедлительно, в определенные и разумные сроки вывести из незаконно оккупированных курдских провинций, неправомерно названных "спорными территориями", всех армейских и полицейских подразделений Ирака, для обеспечения мирного выхода автономного региона из федерации и провозглашения полной независимости Южного Курдистана. Отказ Багдада в лице Премьер-министра аль-Малики будет правомерным и достаточным основанием для адекватного и мощного силового ответа с целью освобождения населения и территорий курдских провинций от оккупантов, грубо и преднамеренно нарушивших положения Конституции и условия учредительного договора о создании федеративного государства.
Находясь в состоянии полной боевой готовности и неся ответственность за безопасность населения курдских провинций, попавших в зону ведения гражданской войны между государственным режимом шиитского большинства и оппозиционными силами суннитского меньшинства арабского народа Ирака, следовало бы отказаться от продолжения каких-либо контактов с Багдадом с целью урегулирования конституционных противоречий. Необходимо действовать соответствующим образом и сообразно военной обстановке.
Нет смысла обращаться к США, не целесообразно и не совсем тактично ожидать от Госдепа официального признания собственных ошибок в Ираке. Надо выходить из мнимой Федерации и из под неразумной зависимости от диктатуры Иракского государственного режима. Необходимо оказать хорошую услугу Госдепу, создав реальный и правильный повод, когда США смогут официально завить о безусловном уважении воли народа и решения политического руководства Южного Курдистана и откровенно осудить диктатуру Багдада, переложив всю ответственность за последствия на Правительство Ирака и лично премьер-министра аль-Малики.
США получат надежного союзника в лице независимого Южного Курдистана, готового к взаимовыгодному и стабильному сотрудничеству и партнерству со всеми заинтересованными государствами, и укрепят влияние на арабский Ирак, который будет нуждаться в помощи и поддержке Госдепа, чтобы сохранить государственность хотя бы в урезанном варианте.
Зачем премьер-министр автономного региона Н. Барзани отправляется с делегацией в Багдад? Где результаты всех других десятков визитов, встреч и переговоров? Может ли новый визит изменить личность, мировоззрение и политические взгляды аль-Малики, его соратников, партнеров и союзников?
Кстати, планируется ли официальный деловой визит Н. Барзани в Москву для согласования конкретной программы и стратегии долгосрочного экономического сотрудничества России и Южного Курдистана с учетом ожидаемых перемен в Ираке и вокруг Ирака?
Теги: Мураз Аджоев, Курдистан, курды, Ирак, Турция, Сирия, Иран, КРГ, Нури аль-Малики, Иракский Курдистан, Киркук, Ниневия, Эрбиль, Сулеймания, Дохук, ПАСЕ, ООН, США, Нечирван Барзани, Россия