Время великих харизматических политиков, к сожалению, проходит. На смену старой плеяде политиков поствоенной (после второй мировой) и постсоветской эпох, которые были известны целым рядом выдающихся политических лидеров, например - Конрад Аденауэр, Шарль де Голь, а позже диссидентов ставших лидерами государств - Вацлав Гавел, Лех Валенса и др., приходят карьеристы - прагматики, лоббирующие интересы промышленников и предпринимателей, крупных транснациональных корпораций. Говоря простым языком, политика стала сверхприбыльным бизнесом и в неё идут не столько из альтруистических побуждений и для удовлетворения своих личных амбиций и славы, но и просто, чтобы заработать большие или иногда очень большие деньги. Это происходит как в странах третьего мира, так и в развитых демократических государствах.
Можно сказать, что эталоном политического деятеля честолюбиво-прагматического толка является турецкий премьер Реджеп Тайп Эрдоган. Хотя он действительно весьма успешный Премьер-Министр для Турции. При нём страна достигла экономического роста, укрепила свои позиции на мировой арене, а в регионе он не без оснований претендует на роль лидера.
Эрдоган несомненно сильный политик. Но у него есть одно характерное свойство. Он очень честолюбив. Честолюбие Эрдогана так и бьет через край. Очевидно, что, даже лавры отца нации Ататюрка это не то, чего он хочет. Все его действия, риторика, выступления, внешняя и внутренняя политика говорят о том, что он, несомненно, желает вписать своё имя в историю, но не просто как отец турок или даже османов, а как лидер исламского мира. Для этого уже созданы определённые предпосылки.
Единственная и, можно сказать, главная проблема, камень преткновения, на пути Эрдогана к осуществлению его заветной мечты - это курдский вопрос, за решение которого, он принялся с особым энтузиазмом в последнее время. Понятно, что реальное решение курдского вопроса, это политический, экономический ренессанс Турции, и несложно прогнозировать насколько, это повысит его авторитет и, что немаловажно, несомненно, будет способствовать развитию Восточных областей страны (исторического Курдистана). Достаточно вспомнить тот факт, что за время борьбы с РПК Турция потратила 800 миллиардов долларов, и это только в виде расходов на армию. КПД от этих расходов, равен нулю.
Разумеемся, укрепление Турции не устраивает многие силы как внутри, так и вне Турции. И они делают все для того, чтобы не допустить этого.
Кроме того, как для Европы, так и для США, курдский вопрос, лучший инструмент давления на Турцию, и его умело используют время от времени, образно говоря, ставя её на место. Все, кому не лень, используют курдскую проблему в своих корыстных интересах, как рычаг давления на строптивую Турцию.
Однако, существенным является то, что на поверхность выплывает ещё один вопрос, нуждающийся в срочном разрешении - это дальнейшая судьба лидера турецких курдов, Абдуллы Оджалана. Если бойцы РПК прислушаются к призыву Оджалана и, действительно, прекратят вооружённую борьбу за законные права курдов Турции, а как показывают обстоятельства, всё будет именно так, то у турецкого руководства не останется никакого легитимного повода для продления его заключения, и вопрос об освобождении Оджалана, казалось бы, будет исключительно делом времени. Но, несомненно – это вызов и большой риск для Эрдогана. Как он, и руководство Турции с ним справиться, остаётся только гадать.
Если даже представить что в один прекрасный день Эрдоган проснётся с мыслью немедленно выпустить Оджалана и сделает это, то, что он скажет жителям Турецкой республики? Им же в течение 30 лет пропагандистская машина - телевидение, радио, газеты и др., внушали, что РПК это сборище террористов, сепаратистов, а Оджалан - враг государства № 1.
Думаю, что нетрудно догадаться какова будет реакция военных, которые мягко говоря, не очень довольны нынешним руководством Турции, или родственников погибших солдат и, что самое главное, конкурирующих оппозиционных партий?
Хотя однажды Эрдоган уже пытался зондировать почву и устами Арынджа заявил, что после начала переговорного процесса с лидером Курдской рабочей партии Абдуллой Оджаланом, последнему может быть изменена мера пресечения в виде домашнего ареста. Оппозиция сразу же обвинила Эрдогана в национальной измене. И, само-собой, Эрдогану пришлось оправдываться.
Кто хоть поверхностно знаком с делом Оджалана, знает, что ни по одному пункту обвинения, его вина не была доказана. Это было однозначно политическое решение - судилище, под видом суда и расследования. В деле не было ни фактов, ни свидетельских показаний, указывающих, что Оджалан как-то причастен к боевым операциям против мирных граждан или военных, или лично отдавал приказы. Об этом, кстати, на основании неопровержимых доказательств, говорили и адвокаты из Европы.
Но "демократическая Европа", оценив все за и против, в духе присущей ей исторических традиций двойных и более стандартов, сделала акцент на отмене смертного приговора и замене его пожизненным заключением (гуманисты), и справедливости ради надо сказать, что то, что Оджалану сохранили жизнь, это заслуга Европы.
***
Переговоры с курдами и лично с Оджаланом для Эрдогана это можно сказать, его последний шанс, ведь последние опросы показывают, что Эрдоган стремительно теряет популярность, и по последним результатам является только третьим по популярности после президента Абдуллаха Гюля и лидера Народно-демократической партии Кемаля Кылычдароглу.
Так что прежде чем стать отцом исламского мира, Эрдогану нужно, как минимум, остаться у власти, а для этого - стать президентом Турции.
Эрдоган хочет стать президентом и ему нужны голоса курдов, которые могут быть решающими для любого из кандидатов. По разным подсчётам, это от 15 до 20 миллионов избирателей. Только идя на уступки курдам, он может получить шансы заручиться поддержкой курдов на предстоящих в 2014 году президентских выборах, на которых он намерен выставить свою кандидатуру. Для этой цели Эрдоган инициировал процесс изменения конституции, новая редакция которой предполагает президентское, а не парламентское правление.
***
Решение курдского вопроса, освобождение Оджалана или изменение ему меры пресечения. Президентские выборы, жажда власти, интересы США, Европы и государств региона. Стремление Турции и её Премьера к лидерству в регионе и исламском мире. Желание Эрдогана удовлетворить свои амбиции, и стать президентом, всё переплелось и запуталось и упёрлось в один главный вопрос - Освобождение Оджалана. А оно, как можно предположить, уже не за горами.
Виталий Набиев (Анкоси).
Франция.
Специально для kurdistan.ru
Теги: Виталий Набиев, курды, Курдистан, Турция, Турецкий Курдистан, Реджеп Тайип Эрдоган, Абдулла Оджалан, Ататюрк, РПК, США, Абдулла Гюль