Большой Ближний Восток – это не просто географическое понятие, охватывающее Ближний Восток, Средний Восток, Малую Азию, Среднюю Азию и Кавказ, но и особая историческая территория грандиозных и чрезвычайно важных преобразований, великих перемен и переломных событий с трагическими последствиями войн и борьбы многих империй, на протяжении долгих столетий превращавших этот обширный регион в незатухающий и вечно тлеющий очаг этно-конфессиональных, территориальных, идеологических и политических конфликтов.
Большой Ближний Восток – это огромнейшее географическое пространство, "разбитое" сетью национальных границ на множество государств, создававшихся веками или образовывавшихся "мгновенно" по имперскому "велению" и капиталистическому "хотению", с правами и обязательствами полноправных членов международного сообщества - Организации Объединенных Наций, Международного Валютного Фонда, Всемирной Торговой Организации и т.д. ББВ, несомненно, относительно "новый феномен", но только в геополитическом раскладе основных центров силы в современном мире, в поле зрения и интересов которых находятся все новоявленные "субъекты международных отношений", участники "высшей лиги наций", в том числе независимые государства-постсоветские республики Средней Азии и Закавказья.
Надо заметить, что формально другой "универсальной лиги наций", кроме ООН, просто не существует в нынешней глобальной политической конструкции, хотя фактическая картина совершенно иная и, мягко говоря, не однозначная с точки зрения равенства государств. Беспрецедентный цинизм заключается в том, что, откровенно и честно говоря, только многомиллионной курдской нации не нашлось места в международном сообществе "суверенных землян". Все соседи - персы, арабы, турки, азербайджанцы, армяне и многие другие обладатели государств от "самых легких до самых тяжелых весовых категорий" - попали в мировой "чемпионат", а курды, по какой-то "загадочной" причине, отнесены к особо "проблемной" категории, для которой не придуманы соответствующие условия и правила участия. Что же делать несчастной и отвергнутой курдской нации, ждать чуда, полагаясь на лживые обещания о создании "рыхлого федеративного братства" в шариатском Ираке, в заброшенной и окровавленной Сирии, в ортодоксальном и радикальном Иране, или попытаться пробить искусственную "стену" равнодушия, мирно, но убедительно и заметно "ворваться", как это происходит сейчас в Турции, в неадекватное и пассивное международное сообщество с "атрофированными" чувствами справедливости, ответственности и нравственности?
"Адаптируемая" к сегодняшней геополитике инерция старого империалистического мышления продолжает серьезно влиять на всю глобальную систему обеспечения баланса безопасности, гарантами стабильности которой остаются по-прежнему все постоянные члены Совета Безопасности ООН и другие ведущие государства регионального и мирового значения. Действительно, "ни Россия, ни Запад не избавились от прежних подходов к пространству" ББВ, от откровенно двойных стандартов. Мир, жестко "подчиненный" интересам, а не общепринятым принципам и нормам международного права, скатывается вниз в "безрассудный хаос". Да, в современном мире "нет единого Запада, нет единого Востока и сам Большой Ближний Восток потерял внутреннюю целостность". Но ведь подлинного единства никогда не было и не будет, потому что мир не может быть идеальным даже временно и фрагментарно. К международному единству можно только мысленно стремиться. Именно поэтому создавалась Лига Наций, а затем Организация Объединенных Наций. Запад и Восток, прежде всего в лице США и России, слишком увлеклись собственными интересами, которые в полной мере и не назовешь национальными, и забыли о своей исторической и коллективной ответственности перед международным сообществом и миром в целом. Курдский народ во всех своих автохтонных регионах лишен политической и экономической основы для нормального развития и элементарных социальных возможностей для "конкуренции" в арабском, персидском и турецком пространстве международных отношений. И это при том, что "внутри Большого Ближнего Востока…, формируются новые центры силы – в частности, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, которые имеют свое представление о будущем региона и о своей роли в нем". Вот в этом-то действительно можно разглядеть удивительный и странный "парадокс". У всех своя правда, но истина на стороне неопровержимых исторических фактов. Только где взять весы для суда праведного и справедливого?
Древние курды, верившие в Бога Единого, не предполагали, что миром порой правят "Боги" безграничной корысти и беспредельной власти. Наивность до сих пор распространена в курдской среде, но не имеет особого влияния на ход текущих событий, потому что жизненный потенциал народа и его тяга к свободе определенно на очень высоком уровне. В отличие от понятий "Великая Армения" и "Великий Азербайджан", выражающих не исторические, а воображаемые амбиции националистических элит, когда очень желаемое сегодня величие с неимоверным упорством выдается за безусловно действительное в прошлом, понятие Большой (Великий) Курдистан имеет целью восстановить не только легендарное величие древних предков.
Главная цель воссоздать историческую реальность национально-культурной общности и целостности единого этноса, сохранившего на протяжении многих тысячелетий и трагических столетий истинно курдский дух в своем раздробленном на части, но постоянно заполненном жизненном пространстве. Курды желают и требуют принадлежащее им по праву и по крови. Надо подчеркнуть, что идея создания независимого Большого Курдистана принадлежит не курдским политическим силам и никогда не рассматривалась в качестве обозримой целевой задачи в борьбе за свободу курдской нации. Национально-освободительное движение курдского народа исходило и исходит из региональной обстановки в целом, геополитических обстоятельств и внутренней ситуации в Ираке, Турции, Сирии и Иране соответственно. Совершенно очевидно, что вопрос о федеративном или даже конфедеративном устройстве Ирака более не актуален в силу объективных причин, связанных с существующими до сих пор этно-конфессиональными, социально-историческими, территориальными и идеологическими противоречиями между основными участниками политических отношений. Очередное продление переговорного раунда по инициативе США не спасет ситуацию. Госдеп, видимо, пока не завершил подготовку программы выхода из Иракского кризиса. Процесс согласований стратегии и тактики с союзниками и партнерами продолжается. В Турции мирное урегулирование и конституционное решение курдского вопроса в рамках федерализации страны, с одной стороны, и президентского правления, с другой стороны, не имеет альтернативы и будет осуществляться, несмотря на препятствия, которые обязательно будут возникать на этом сложном, но жизненно необходимом и востребованном пути демократического развития государства. Сирийский кризис, частично находясь под влиянием и патронажем Ирана, в большей степени будет зависеть от стратегического договора о политическом сотрудничестве и экономическом партнерстве между Турцией и Южным Курдистаном в национальных интересах обеих сторон. Без учета этих интересов решение Сирийского кризиса и формирование новых структур государственной власти и управления в рамках федерации будет невозможно. Альтернатива – распад Сирии в пользу турецко-курдского конфедеративного союза. Следующий пункт взаимных интересов США, Турции, Израиля и Южного Курдистана – Восточный Курдистан (Иран). Понятно, что в этой цепочке речь идет о независимом и суверенном Южном Курдистане – государстве с полноправным членством в Организации Объединенных Наций, МВФ и ВТО. Республика Южный Курдистан и, как минимум, курдские автономии в других сопредельных регионах и создадут в скором времени свободное национально-культурное пространство Большого Курдистана, открытого для экономического партнерства и гуманитарного сотрудничества.
Теги: Мураз Аджоев, ООН, МВФ, курды, Курдистан, Ирак, Иран, Сирия, Турция, США, Россия