Южный Курдистан –это не суверенная страна, не независимое государство, а всего лишь разумно организованный и самоуправляемый регион в предельно разбалансированном и скверно скроенном Ираке. Основная проблема в Южном Курдистане заключается не в том, что регион вновь оказался в стране с возрождающимся тоталитарно-радикальным и авторитарно-бюрократическим режимом религиозно-политической элиты арабо-шиитского большинства, пришедшего на смену бывшего диктаторского строя арабо-суннитского меньшинства. От этого "гнилого" зла можно было бы относительно быстро и легко избавиться политико-правовым способом и конституционно, объявив о выходе из недоразвитой федерации и провозгласив независимость автономного региона от Ирака. К сожалению, известные курдские оппозиционные политические партии исламского толка с "демократическими взглядами", все без исключения представленные в Парламенте автономного региона, совместно с Патриотическим Союзом Курдистана, проявляющим в последнее время далеко не безупречное отношение к стратегическому союзу с Демократической парией Курдистана, ведут, мягко говоря, не совсем честную "игру" против Президента, Правительства и народа Южного Курдистана. Не хотелось бы давать более жесткую оценку тем провокационным действиям, которые с упорством предпринимаются указанными политическими организациями, чтобы вырвать мандат гражданского общества у М. Барзани, захватить Правительство, Армию и передать всю власть "подручному" Парламенту. Возможно, кому-то покажется, что в данном комментарии излишне предвзято и необъективно рассматриваются "двуликая" роль и негативное значение партийных лидеров ПСК, "Движения за перемены", "Исламской Группы" и "Исламского Союза" в политической жизни Южного Курдистана. Готов был бы, да и искренне рад бы согласиться, но не могу, потому что нет веских и бесспорных оснований, чтобы думать иначе. Достаточно обратить внимание на заявления, требования и ультиматумы ведущих оппозиционеров, их частые челночные поездки во главе партийных делегаций в Багдад и Тегеран, точное и детальное содержание которых, конечно, не "подлежит разглашению" в "родном" гражданском обществе Южного Курдистана. Народу, совсем недавно и не в полной мере познавшему прелесть свободы, безопасности и благополучия, забытого чувства гордости и радости за лицезрение счастливого и молодого поколения, но не забывающему об угрозах потери всего достигнутого, должно быть "дозволено" знать и обсуждать все события и новости без предварительной оппозиционной "подготовки и обработки данных" и без политических "купюр" .
Вспомним, что в 2009 году, когда впервые прямым голосованием всенародно избирали президента курдского автономного региона в шестилетнем федеративном Ираке, граждане абсолютным большинством выразили твердое доверие не просто одному из кандидатов – руководителю Демократической партии, подтвердив и закрепив властные должностные полномочия М. Барзани как национального лидера, а непосредственно - Главнокомандующему объединенными вооруженными силами для долгосрочного обеспечения надежной безопасности, стабильности и успешного развития Южного Курдистана на необходимый и требуемый переходный период. Народ с понимаем относится к существующей и эффективно действующей системе организации власти в автономном регионе, где новые демократические принципы, социально-экономические и гражданско-правовые нормы мирного времени стали реальностью и соблюдаются органами управления Южного Курдистана ровно настолько, насколько позволяют фактические условия и обстоятельства военного положения. "Холодная" война между Багдадом и Эрбилем инициирована по воле иракского премьер-министра аль-Малики, который однозначно дает понять даже "глухим и слепым", что федеральное Правительство не намерено идти по пути выполнения положений Конституции страны и ранее подписанных договоров, устанавливающих механизм и порядок разрешения определенных, согласованных и принципиальных политических, территориальных и экономических вопросов. Нынешняя власть во главе с явно авторитарным Премьером, единолично монополизировавшим все центральные министерства и силовые ведомства, грубо нарушает главный закон страны и преднамеренно разрушает демократические основы федерализма: равноправное партнерство сторон – арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов единого Ирака в совместном управлении государством. Результаты прошедших выборов в арабских провинциях Ирака показывают, что идеология элиты шиитских радикалов, выражающих приверженность воссозданию диктаторства по политической "кальке" прежнего суннитского режима, находит массовую поддержку среди большинства населения этой обезумевшей страны. Аль-Малики получил дополнительно стимулирующий импульс для усиления всеобъемлющей и безграничной власти в Ираке, поэтому никому не позволит даже приблизиться к его "царскому трону" и впредь не будет особо церемониться ни с арабо-суннитскими противниками, ни с народом Южного Курдистана. "Великий аль-Малики" готов с "высочайшего благоволения" дать "бедным челночникам" ценные советы и предложить компромиссные решения "Владыки" для частичного удовлетворения "капризов младших братьев", проявляющих искреннее уважение к "Брату-благодетелю" и спасителю курдского народа – главному судье шариатского правосудия в Ираке.
Багдад, как и Тегеран, надеется, что в Южном Курдистане есть "здравомыслящие" и влиятельные силы – оппозиционные партии и лидеры с "иранской" ориентацией, на которых можно положиться и с которыми следует сотрудничать для устранения препятствий - Барзани и ДПК на пути к государственному единству подлинно исламского Ирака с шиитским большинством и суннитским меньшинством "братьев-единоверцев". О такой "демократии" с шариатским "правовым кодексом" и диктатурой в "одних руках" циничного "отца нации" и центральной власти мечтают единомышленники, соратники и последователи аль-Малики. Такой Ирак нужен Ирану и всем "странам-наблюдателям", озабоченным "собственными" интересами, а не "чужими" проблемами. Наглядный пример – гражданская война в Сирии и угроза начала гражданской войны в Ираке. Барзани давно призывает курдские партии и политические организации объединиться и сплотить народ, надеясь на благоразумие и дальновидность партнеров и оппонентов. Автономный регион на протяжении прошедших десяти лет существования в пост-баасистской стране самым очевидным образом и целенаправленно подвергался откровенно антиконституционному административно-ведомственному, бюджетно-финансовому и даже военно-силовому давлению и шантажу со стороны федерального Правительства, слишком ревностно возненавидевшего широкую самостоятельность и высокую дееспособность народа и руководства Южного Курдистана внутри и за пределами Ирака. Недруги не хотят видеть огромные и бесспорные достижения, слышать о беспрецедентных успехах Южного Курдистана в политике, экономике и социальной сфере. По данным международных мониторинговых организаций, Ирак прочно и надолго застрял в пятерке самых коррумпированных государств мира. Причем, к счастью, указывается, что уровень коррупции в автономном регионе Южного Курдистана примерно в четыре раза ниже Иракского.
Тем не менее, оппозиция обвиняет Барзани в том, что коррупция и семейственно-клановый беспредел во власти недопустимо выросли, демократия в опасности и благосостояние населения автономного региона на крайне низком уровне, а все это вместе угрожает единству и целостности Ирака. Оппоненты не говорят о том, что при руководстве Барзани все оппозиционные партии оказались в Парламенте, "Движение за перемены", отколовшись от ПСК в 2009 году, было не только зарегистрировано, но и получило 25 мест в законодательном собрании. Не вспоминают о том, что с 2003 по 2009 годы сотрудничали с правительственной коалицией, работали в органах управления и контроля, "прикупали" земельные участки, создавали коммерческие структуры, строили партийные офисы, организовывали крупные мероприятия, развивали международные контакты и деловые связи, повышали личное и семейное благосостояние и т.д.
Политические оппоненты действующей региональной власти избрали путь лукавый, прибегая к гнусной методике распространения лживой информации для дискредитации Главнокомандующего и Президента Южного Курдистана М. Барзани. Они остерегаются появления светского, подлинно демократического, свободного и правового Южного Курдистана вне и за пределами коррумпированного, разделенного по элитам иракского государства, где знаешь кому и как давать, у кого и за что брать. А как же быть с демократическими лозунгами, господа оппозиционеры? Ах да, их ведь всегда можно выбросить в какую-нибудь яму и присыпать грязью, если будет жить единый и целостный Ирак с шариатским этикетом, кланово-социальной субординацией и иерархией. Главное не дать Барзани и народу вывести Южный Курдистан из Иракской федерации и создать суверенное государство.
К счастью, уже слишком поздно, потому что выросшие в новых условиях поколения молодых, образованных и быстро развивающихся граждан Южного Курдистана получат, наконец, долгожданное право на самостоятельное и независимое строительство своей страны и своего государства свободных и равноправных патриотов. Референдум о принятии нового проекта Конституции Южного Курдистана покажет реальный расклад сил в регионе и определит окончательный вектор политического движения и борьбы за достижение независимости в самое ближайшее время. Курдский фактор настолько велик и значим, что даже супер-державы не решаются предугадать геополитические последствия в случае, если в ближайшем будущем не будет решена позитивно эта глобальная проблема Большого Ближнего Востока.
Курдские проблемы решаются в глубокой тишине и секретности. Поэтому не удивительно, что многие эксперты-политологи, особенно специалисты по странам Ближнего Востока, анализируя Сирийский кризис и его возможные последствия с точки зрения интересов стран из ближнего зарубежья, не очень внятно или вовсе не комментируют курдский фактор. Возможно, не хватает профессионального творчества, энтузиазма или чего-то более существенного. Вот недавно на "Regnum" прочитал интервью политолога, эксперта в области международных отношений (насколько помню, Захарченко), которая "уверенно" рассматривала ситуацию в Сирии с Израильской позиции. Не собираюсь давать какие-либо оценки уровню компетентности симпатичной и молодой женщины. Не сомневаюсь, что училась мадам-политолог прилежно, ответственно и точно запоминала записанные лекции и изученные работы маститых авторов. Самым неожиданным оказалось, что слова "курд" или "курдский" не были произнесены, а в качестве будущей опоры Израиля в Сирии, в случае падения режима, были названы друзы.
Курдский вопрос, согласен, не очень "модный", но не знать о том, что в Сирии, Ираке, Турции и Иране есть такая громадная по значимости сила, каким является сорокамиллионный курдский народ, судьба которого во всех этих регионах очень интересует Израиль, непростительно. А если знать и обойти молчанием, то это уже просто профессиональная глупость. И еще одно замечание. Израиль, нанося превентивные авиа удары по территории Сирии, чтобы якобы не допустить попадания вооружений в распоряжение террористических групп, расположенных в Ливане и Палестине, на самом деле провоцирует возникновение серьезного повода для начала внешнего вмешательства, конечно, с участием Турции и при поддержке сил НАТО. Израиль, несомненно, будет оказывать гуманитарную помощь друзам по мере своих сил и возможностей, но предметом преимущественной заботы Тель-Авива будут другие проблемы и вопросы, в том числе связанные, например, с правами курдов на автономию в федеративной Сирии, в Турции, Иране и, конечно, с созданием независимого Южного Курдистана.
Теги: Мураз Аджоев, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Ирак, ПСК, ДПК, Масуд Барзани, парламент Курдистана, Нури аль-Малики, Иран, сунниты, шииты, Сирия, Горран, Израиль, Турция, Ливан, Палестина, НАТО