Премьер-министр Нури эль-Малики, памятуя о прошлом недоборе (на парламентских выборах 2010 года), когда каких-то два места перевеса "коалиционной Иракии" в федеральном парламенте испортили ему всю картину и вынудили идти на поклон к Иракскому национальному альянсу, предпринял энергичный маневр, объединив уже на этом этапе более мощное шиитское ядро, в составе которого он, видимо, пойдет на следующие парламентские выборы. В него, кроме его "государства Закона", вошли шиитские фракции, ранее входившие в конкурентные партии или организации. Это - фракция Джафари из партии Дава, которая на парламентских выборах 2009 года шла в составе Иракского национального альянса (шиитского блока), отколовшаяся от Высшего совета исламской революции группа Бадр (в прошлом военное крыло ВСИР), Фадила-партия, Независимое движение Хусейна Шахристани (вице-премьера), некоторые исламистские партии, возникшие из Движения Садра после 2003 года. Это указывает на усиление или, по крайней мере, на демонстрацию проконфессиональной ориентации в рядах коалиции Государство Закона, которая ранее декларировала большую светскость.
Это был правильный ход, хотя он явно стоил некоторого количества мест в коалиции самому Малики, которые он был вынужден после выборов уступить союзникам, в противном случае Малики потерял бы больше, сейчас он получил на 32 места меньше, чем на выборах 2009 года. Но его потери оказались не столь существенными, как ожидалось, потому что голосование шло по четко выраженным конфессиональным предпочтениям (поляризация населения по конфессиональным водоразделам усиливается): чем четче позиционирование в пользу доминирующей религиозной группы, тем лучше результаты. В провинции Салахеддин победу одержал местный "Суннитский лист", что показывает явное неодобрение суннитским электоратом основных (действующих на федеральном уровне) суннитских партий, в той или иной мере все еще сотрудничающих с правительством Нури эль-Малики. В целом проявилась тенденция к усилению почвеннических (местнических) настроений. Тем не менее, Малики набрал 109 мест в провинциальных советах провинций, где прошли выборы, и победил, т.е сможет создать свои правительства в Багдаде и Басре, самых крупных шиитских провинциях. Сравнительно успешно выступил на выборах другой шиитский блок ВСИР (60 мест), чего от него не ожидали, хорошие результаты у Движения Садра (53 места).
В накладе оказались (около-) светские партии - Иракийя, Компартия Ирака, плохо выступили отколовшиеся от Иракийи партии и группы, которые потеряли значительное количество мест по сравнению с выборами 2009 года. Курдские партии потеряли несколько мест в Салахеддине (1) и Дияле (3), получив там 1 и 3 места, соответственно. Потери в этих провинция и у Малики, и у Хакима (ВСИР), которые там не получили ни одного места, а на выборах 2009 года имели в Диале - 4 и в Салахеддине – 4 места, но в Диале успешно выступил Объединенный шиитский блок (12), который рассчитывает вместе с курдами (6) и какой-то из небольших партий сформировать правящую коалицию.
На выборах была применена система, когда избиратели могли выбирать, за какого кандидата партии из обширного списка голосовать, что привело к выдвижению нескольких популярных кандидатов из глубин списков вопреки желаниям лидеров партий (коалиций).
Предстоит еще процесс создания коалиций в провинциальных советах, в результате которого окончательно определится картина, потому что имея большинство в совете, можно будет диктовать свою волю, как было, например, в провинциальном совете Ниневии, в котором представители курдских партий отказались участвовать, не получил практически ничего, хотя имели немногим меньше половины голосов. Возможно, небольшое число экзотических коалиций, но реально в 10 провинциях из 12, где прошли выборы, большинство у шиитских партий, в шиитском секторе лидирует Малики. Движение Садра в составе шиитских партий победило в провинции Мейсан (9), имеет хорошие позиции в Багдаде (11). В провинциях Салахеддин и Васит победа за суннитскими партиями. Сложная и очень показательная ситуация будет в провинции Диала: вопрос – кого предпочтут курды, чьи несколько мест могут склонить чашу в одну или другую сторону.
Выборы показывают, что ситуация в принципе не изменилась и развивается в направлении к размежеванию общин Ирака. Есть четкое преобладание политических партий, построенных на конфессиональной основе и имеющих четкую этно-конфессиональную идентификацию на определенных территориях. Общий вывод – тенденция голосовать "за своих" только усилится до выборов 2014 года, а дистанция между общинами только возрастет.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Нури аль-Малики, Иракский национальный альянс, Дава, сунниты, шииты, Коалиция Правового государства, Хуссейн Шахристани, ас-Садр, Салахаддин, Басра, Багдад, Ниневия, Иракский Курдистан, курды