Все мировые этносы имели и имеют сложную и противоречивую социально-общественную и политическую структуру внутренних отношений. И в этом смысле, надо заметить, "супер" этнический статус характерен, безусловно, не только для курдов. По исторически утвердившимся в мире неформальным, но все еще действующим нормам "диктатуры силы" для равноправного членства в международном сообществе необходимо быть суверенной нацией, а для этого требуется, как минимум, государственная независимость.
Однако, как известно, к почти каждому неписанному правилу можно придумать "маленькое исключение", что и было сделано Великобританией и Францией для арабов в ущерб туркам-османам в начале XX столетия, даже несмотря на родовую противоречивость и принципиальное противоборство в этно-конфессиональной структуре не совсем полноценной арабской нации. Арабский этнос не смог и до сих пор не способен образовать в классическом смысле единую и целостную нацию. Но арабам, "странным образом", в современное историческое время было позволено создать более двух десятков независимых и суверенных государств-членов Организации Объединенных Наций.
Арабам, как впрочем туркам, персам и некоторым более мелким этносам, грубо говоря, было всегда абсолютно наплевать на судьбу курдов, созидательный вклад которых в истории развития "присоседившихся" или "присосавшихся" народов был порой решающим. Былое величие и благородство обернулось кошмарной бедой для курдского этноса. Этно-генетическое и ментально-лингвистическое родство курдов есть строго определенная и закономерно складывавшаяся историческая данность, не получившая, к сожалению, в силу разных внутренних и внешних причин и обстоятельств логического продолжения и общенационального развития в форме образования единого и суверенного государства. Возможно, прежде всего из-за фанатичной приверженности фундаментальным принципам равенства и полной самостоятельности всех племенных сообществ, предпочитавших жить и созидать в условиях свободных конфедеративных отношений и территориальной обособленности, но обязательно в едином и объединяющем на века общем этно-культурном и духовно-нравственном географическом пространстве. Именно эта идеологическая мысль о демократии, как бы к ней не относиться, жила и, несмотря ни на что, сохраняла курдский этнос на протяжении многих тысячелетий. Философия общественного мировоззрения курдского этноса, вероятно, опережала саму историю формирования человеческой цивилизации, которая долго строилась исключительно по праву силы государства и власти.
Курды, по меньшей мере, один из супер важных этносов, внесших интеллектуально-мировоззренческий вклад в познание человеческим обществом окружающего мира через идеалистическую веру в Единого Создателя-Бога что, несомненно, отразилось в изначальных основах мировых религиозных учений. Реальность, конечно, не всегда и не во всем соответствовала общим фундаментальным принципам и идеалам курдского этноса. Взаимоотношения курдских сообществ бывали противоречивыми, а в определенные периоды отличались сильно мотивированными религиозно-конфессиональными и корыстными интересами различных племенных групп. Вместе с тем, все мировые этносы прошли через аналогичные этапы развития вплоть до и с целью формирования наций. В этом смысле курды ничуть не выделяются какой-либо особой уникальностью и не отличаются от всех других этносов, за исключением главного - конечного результата. Другие сумели создать единые национальные государства и даже огромные империи не вопреки, а благодаря внутренним противоречиям, востребовавшим естественное движение к объединению перед лицом смертельных внешних угроз. Курдам же не удалось сделать этого, по всей видимости, из-за вышеупомянутых фундаментальных принципов, которые, кажется, проникли в курдское сознание аж на генетическом уровне. Но, очень долго находясь под постоянным давлением и влиянием современных ценностей циничного мира "прагматизма", сознание курдов приспособилось к "игре" преуспевающих этносов-наций, вспоминающих о высоких гуманитарных категориях нравственности то с большим опозданием, то в связи с появившейся возможностью получения единовременной или существенно более долгосрочной выгоды для неких национальных интересов.
Можно с большой долей вероятности предположить, что для всех состоявшихся наций нет и никогда в ближайшей перспективе не возникнет особых и катастрофических угроз потери суверенитета и государственности. Проблема существует только для курдского этноса, который борется за то, чтобы вернуть утраченную и украденную свободу ради возрождения единого культурно-лингвистического и духовно-нравственного географического пространства под историческим названием Большой (Великий) Курдистан. Курды намерены совместить свои традиции этно-конфедеративной демократии с задачей формирования единой курдской нации. Курдам не надо создавать основу для формирования нации. Фундамент нации не завершен, но он строился на протяжении многих веков. Курды потеряли лишь те отдельные племена, группы и сообщества, которые не пожелали оставаться в общем историческом котле своего этноса и много поколений тому назад, надо полагать, на особо выгодных общественно-социальных условиях добровольно и осознанно растворились в национально-элитарной массе арабов, персов, турок, а также азербайджанцев и грузин.
При этом предполагается осуществить следующую программу действий: способствовать сохранению целостности и государственного суверенитета арабской части Ирака путем выхода автономного региона со всеми исторически курдскими провинциями из федерации и провозглашения государственной независимости Южного Курдистана;
создать с помощью конструктивного сотрудничества и "мягкой" силы разумного воздействия условия для проведения конституционно-правовых реформ в Турции, Сирии и Иране с целью установления автономного самоуправления в соответствующих курдских регионах; обеспечить международное признание государственной независимости и суверенитета Южного Курдистана, а также географической территории Большого Курдистана в качестве единого национально-культурного пространства курдской нации. Исторически сложившиеся и существующие по сей день в курдской среде религиозно-конфессиональные различия, а также разнообразие диалектов не могут быть препятствием на пути к объединению с целью формирования на всей большой историко-географической территории новой нации с единым этно-культурным центром - в скором времени независимой демократической и светской республике Южный Курдистан.
Курды не собираются создавать множество государств по религиозно-конфессиональному признаку или по принципу разделения территорий по диалектам. Такого рода маразм недопустим. В прочной и испытанной тысячелетиями основе единства зарождаемой курдской нации лежат история, этно-генетика, культура, язык и укоренившиеся в общественном сознании духовно-нравственные ценности предков. Все верующие курды в своих молитвах обращаются к Богу-Единому Создателю на родном курдском языке. Многие курды, исповедующие ислам, пользуются по давним семейным традициям молитвами курдов, принадлежащих к езидскому религиозному сообществу. В этом нет ничего удивительного, потому что это естественно.
Что же касается единого общеобразовательного и литературного языка, следует подчеркнуть, что данный вопрос будет решен относительно быстро и профессионально на основании экспертных заключений известных курдских ученых лингвистов и филологов, а не политиков. На территории Большого Курдистана нет никаких серьезных угроз, связанных с использованием выше отмеченных различий в неблаговидных целях внутреннего политического противостояния. Все крупные и мелкие "первоисточники" провокаций расположены за пределами Большого Курдистана. Враждебные внешние силы из разных стран, особенно из Турции, Ирака, Ирана и Сирии, всегда вовлекали в грязную анти-курдскую политическую "игру" отдельных этнических курдов преимущественно из достаточно большого числа объективно малообразованных людей или из узкого круга политиков-авантюристов с патологически амбициозным высоким мнением.
Предельно напряженная политическая обстановка и кризисная социальная ситуация в Ираке, усиливающиеся в том числе в связи с последствиями гражданской и этно-конфессиональной войны в Сирии, не дают никаких оснований для какого-либо оптимизма даже в среднесрочной перспективе. Нет никакой надежды на достижение согласия между ожесточенно противоборствующими правящими арабо-шиитскими и оппозиционными арабо-суннитскими политическими и общественно-религиозными силами. Каждое из этих двух фактически непримиримых сообществ пытается привлечь на свою сторону политическую власть автономного Южного Курдистана для усмирения противоположной стороны якобы с целью достижения мира, сотрудничества, наведения конституционного порядка (по нормам шариата) и обеспечения уважения действующего законодательства. Таким образом, официальные представители арабов-шиитов и арабов-суннитов формально говорят об одном и том же, но думают о принципиально разном и не совместимом. Совершенно очевидно, что автономный регион никогда не пойдет на сговор ни с одной из сторон конфликта даже ради получения твердых обещаний и каких-либо письменных гарантий выполнения всех своих абсолютно законных и обоснованных требований. В этих условиях нельзя подвергать опасности народ автономного региона и явной угрозе население других курдских провинций, оказавшееся не по своей воле в зоне непосредственных боевых и террористических операций федеральной власти и оппозиции.
Нет больше никаких более или менее разумных аргументов против одностороннего выхода автономного региона из состава Иракской федерации. Южный Курдистан с семью курдскими провинциями и шестимиллионным населением должен срочно провозглашать государственный суверенитет автономного региона и полную независимость от Ирака, немедленно начав соответствующую политико-дипломатическую процедуру оповещения СБ и ГА ООН, всех союзных и соседних государств для обеспечения безопасности и мира вплоть до момента официального международного признания волеизъявления народа. Президент автономного региона вправе ввести режим особого положения в связи с провозглашением независимости и принять чрезвычайные меры по обеспечению охраны национальных границ Южного Курдистана, согласовав действия народной армии с соответствующими силами союзников и партнеров как на региональном, так и международном уровне. Подобное развитие событий имеет на порядок больше шансов на успех, чем на провал. А с учетом реальных военно-политических и террористических угроз, которые уже начинают подпирать провинции Южного Курдистана с Юга, Запада и Востока Ирака, другого пути, кроме вышесказанного, просто нет и не будет в будущем: с миром, но с оружием в руках.
Теги: Мураз Аджоев, курды, Курдистан