Прочитав статью Станислава Иванова "Позиция России по отношению к курдской проблеме" (ru.journal-neo.com), невозможно не испытать глубокое разочарование и удивление. Если принять профессиональную точку зрения автора-историка, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, как соответствующую вполне официальной линии нашего государства, то "неожиданно" обнаружится, что у России из-за каких-то "объективных" или "субъективных" причин, к огромному сожалению, нет ясной и четкой позиции по главным аспектам курдского вопроса, имеющего, как известно, чрезвычайно важное региональное значение в геополитике и международных отношениях. Выводы и рекомендации автора свидетельствуют о том, что он лично полностью согласен с позицией "отсутствия позиции" у нашего государства.
Краткие комментарии к контексту и логике статьи:
1. "В кабинетах Госдепа, ЦРУ и Пентагона по-прежнему строят планы по перекройке границ существующих государств, созданию Большого Ближнего Востока, Великого Курдистана и т.п." (автор).
Во внешней политике, как и в политической дипломатии, не принято и не желательно смешивать понятия. Связи – это отношения, которые могут быть разными по форме, содержанию и длительности. Позиция –это принципы, не подлежащие пересмотру на основании временной конъюнктуры. США "строят планы" и активно действуют в странах Большого Ближнего Востока, в том числе в связи с курдской проблематикой, в соответствии с национальными интересами своего государства, устанавливают отношения и осуществляют связи в мире, исходя из определенных принципов, в том числе международных норм, и последовательных позиций по всем стратегическим направлениям великодержавной политики.
2. "Россия же старается проводить в отношении курдской проблемы взвешенную, сбалансированную политику в тесном взаимодействии с официальными властями заинтересованных государств... При этом российское руководство вынуждено учитывать существующий довольно высокий уровень политических, торгово-экономических и других отношений с нашими традиционными региональными партнерами: Ираном, Турцией и Сирией, сохраняющиеся перспективы восстановления в полном объеме российско-иракских отношений".
"Власти Турции и Ирана выступают категорически против каких-либо внешних связей и контактов своих курдских меньшинств, поэтому российские представители вынуждены воздерживаться… Более того, чтобы сохранять и дальше партнерские (стратегические) отношения с Анкарой и Тегераном, российские официальные лица стараются на двусторонних переговорах не затрагивать тему дискриминации по национальному признаку курдов Турции и Ирана". "Наиболее тесные, взаимовыгодные отношения у РФ складываются с Иракским Курдистаном, который добился статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями в новом демократическом Ираке". "С другими курдскими меньшинствами (Сирии, Турции, Ирана) контакты России носят пока ограниченный характер в силу известных объективных причин" (автор).
Россия не должна по своей великодержавной сути проводить подобного рода соглашательскую и молчаливую политику по курдскому вопросу. Кроме того, у России нет никакой нужды и обязанности озабоченно учитывать и поддерживать довольно нестабильные и турбулентные течения в политико-экономических отношениях с Ираном, Турцией, Сирией и Ираком. Россия - великая мировая держава и вправе действовать уверенно и целенаправленно, не реагируя на все пискливые протесты и не обращая внимание на искаженные официальные лица указанных не очень-то дружественных и надежных "государств-партнеров". Взвешенность, сдержанность и сбалансированность - необходимые качества для любого государства, в том числе России и США, в политической дипломатии и международном сотрудничестве, но не за счет понижения и унижения национальных интересов, статуса и принципов, формирующих региональные и геополитические позиции страны. Не разумно выражать недовольство и возмущение по поводу того, что в Ираке так и не удалось обнаружить ОМУ. Надо честно признать, что у международного сообщества, включая Россию (СССР), были и другие веские и достаточные основания для вмешательства во "внутренние дела" фашистской власти баасистского режима Саддама Хуссейна: геноцид курдского народа в ходе многолетней (в течение 80-х годов прошлого века) армейско-полицейской кампании по обеспечению массовой насильственной депортации десятков тысяч курдских семей, физическая ликвидация более четырех тысяч деревень и, наконец, единовременное уничтожение пяти тысяч стариков, женщин и детей с применением химического оружия и отравляющих веществ во время бомбардировок города Халабджа (1988 год). Однако обязанность и почти всю ответственность за последствия свержения кровавого режима в Ираке в 2003 году осмелились взвалить на "плечи своих граждан" только США– постоянный член СБ ООН.
3. "В интересах всего мирового сообщества и курдских меньшинств как можно скорее остановить насилие и прекратить кровопролитную гражданскую войну в Сирии, нормализовать ситуацию с безопасностью в Ираке, направить в мирное русло борьбу курдов за свои национальные права и свободы в Турции и Иране" (автор).
Не курды разожгли "костры" гражданской войны в Сирии. Курдский народ в Сирии, как и в Турции, Иране и Ираке, был самой главной и многочисленной жертвой действующего режима, однако не стремится безрассудно мстить и участвовать в сомнительном кровопролитии, предпочитая держать круговую оборону от нападений как с одной, так и другой стороны этно-конфессионального конфликта.
В Ираке проблемы безопасности и социальной напряженности никак не связаны с Южным Курдистаном. Политическое руководство курдского автономного региона в Ираке отстаивало принцип безусловной приверженности конституции страны, федерализму на основе равноправного партнерства и сотрудничества, демократии и единства. Благодаря данной позиции и вопреки бесчестной "игре" арабо-исламской (пока шиитской) федеральной власти народ Южного Курдистана, за исключением населения так называемых "спорных" курдских провинций Ирака, живет в условиях полной безопасности, демократии и нормального социального обеспечения за счет активного и умелого использования внутреннего природного, промышленно-производственного, гуманитарного и культурно-образовательного потенциала.
Это курдский народ пытался и пытается всеми силами, несмотря на невосполнимые жертвы и постоянные репрессии, "направить в мирное русло борьбу за свои национальные права и свободу в Турции и Иране". Недопустимо и исторически неприемлемо применять в отношении почти сорока миллионов курдов в Турции, Иране, Ираке и Сирии унизительный для древних автохтонов термин - "компактно проживающие меньшинства". На территории всех указанных стран и авторитарно-тоталитарных государств расположены обширные и богатейшие отечественные земли курдского этноса.
Абсолютно не корректно сравнивать и сопоставлять реальный геополитический статус курдского вопроса с по сути локальной тематикой конфликта между Израильским государством и автономно-территориальным образованием двух миллионов палестинских арабов. Кстати, нет арабо-израильской войны, потому что не было и не будет прямого военно-политического противостояния между условно существующим арабским миром и Израилем.
4. "На данном этапе представляется оправданным и дальше уделять внимание гуманитарным и культурным аспектам российско-курдских отношений в каждой из стран компактного проживания курдов, не нанося при этом ущерба двусторонним отношениям России с официальными властями".
Заключительная рекомендация автора настолько "честная, добрая и дружеская", что не требует никакого комментария. Надо только отметить, что пока курдский вопрос и региональные проблемы курдского народа не получат и не найдут должного понимания и интереса на уровне МИД и Правительства РФ, отношения с Южным Курдистаном будут развиваться в вялотекущем режиме и эпизодически. Этого совсем не достаточно, чтобы начались серьезные и конкретные контакты сторон на политическом и экономическом направлениях, появились крупные и взаимовыгодные проекты по разным направлениям и в разных сферах. Демагогия экспертов на уровне "факультативно" проводимых семинаров и конференций с участием "командированных" из ГД депутатов –это все, что сегодня замещает работу официальных ведомств России. Гуманитарные, научные и культурные связи, конечно, необходимы и должны развиваться, но они будут плодоносить в интересах обеих сторон только в рамках стабильных отношений, основанных на тесном политическом и экономическом сотрудничестве.
Моя позиция: хочу видеть Россию во всех смыслах полностью и твердо соответствующей своей внутренней и внешней политикой великодержавному и миротворческому предназначению – творить благо и добро, обеспечивать торжество справедливости, мира и безопасности в международном сотрудничестве и межгосударственных отношениях в интересах людей и человека.
Теги: Мураз Аджоев, курды, Курдистан, Россия, Станислав Иванов