Политические и религиозные элиты арабов-шиитов и арабов-суннитов в Ираке, вступившие в прямое и откровенное противоборство на исторически обусловленной и сформированной почве конфессионально-идеологических противоречий, озабочены не вопросами государственного устройства или устранения причин конфронтации, а одержимы ментально укоренившимся стремлением закрепить любыми средствами "адекватно" высокий статус своего сообщества в системе верховной власти в стране. Нынешнее господство шиитского сообщества и ожесточенное сопротивление суннитского сообщества –это две переменные функции одной стародавней вражды. Всенародно утвержденная и законодательно принятая Конституция нового Ирака, формально утвердившая безусловное верховенство установленных норм федеративных отношений и принципов демократии, как и можно было легко предвидеть, оказалась фактически не востребованной антагонистически противостоящими друг другу элитами этих двух сообществ одного и того же арабского этноса. Поэтому затяжной и жесткий тупик в конце выбранного ими пути будет неизбежен. Степень вероятности примирения сторон явно ниже, чем предполагаемый уровень угрозы начала гражданской войны в конечной точке "кипящего хаоса" незаконнорожденной арабской страны.
Курдам категорически не следует участвовать в этой уродливой "семейной драме" ни в качестве влиятельного "посредника-миротворца", ни в роли "союзника-адвоката" одной из воюющих сторон, чтобы избежать трагических последствий "полураспада" или "полного распада" Ирака. Действовать необходимо, опережая ход развития событий в опасно дестабилизированном Ираке, потому что это - вопрос жизни и свободы народа Южного Курдистана, будущего всего курдского этноса в краткосрочной и среднесрочной перспективе, если учесть остроту региональных курдских проблем в Турции, Сирии и Иране. Нет другой и более определенной альтернативы. В динамично развивающемся Южном Курдистане управляет и руководит истинно народная власть, мирно и законно отстаивающая комплекс суверенных прав и национальных интересов своего гражданского общества. Однако, деструктивная и тоталитарно безответственная федеральная власть шиитского радикального большинства, проводящая вполне осознанно анти-конституционную, анти-суннитскую и анти-курдскую политику при помощи и поддержке, по команде и рекомендациям Тегерана, создает новые предпосылки для утверждения режима всеобъемлющей диктатуры государства исламского шариата.
Курды не желают продолжать движение в "окровавленном и плохо пахнущем общем вагоне" густо дымящегося "арабского поезда войны". Предстоящий региональный референдум по проекту Конституции Южного Курдистана – это законная и обоснованная акция проявления суверенитета в форме волеизъявления народа, желающего полной свободы, в том числе независимости от "буйствующего" Ирака, для участия в плодотворном международном сотрудничестве и межгосударственных отношениях, что важно с точки зрения гарантии обеспечения конституционного самоуправления соотечественников в курдских регионах Турции, Сирии и Ирана, естественно, в национальных интересах указанных стран, а также ради добрососедства и равноправного партнерства.
Никто и ничто не сможет воспрепятствовать осуществлению воли курдского народа в том или ином приемлемом формате в конкретном регионе единого этно-культурного пространства Большого Курдистана. Народ Южного Курдистана обладает почти вековым опытом беспощадно угнетенного существования в диктаторском Ираке, о чем не очень-то любят вспоминать в некоторых странах, и имеет аналогичные примеры жестокого и репрессивного отношения государственных режимов к курдским сообществам в Турции, Сирии и Иране, что позволяет сегодня сделать правильный и решительный выбор. Цель разумного прагматизма дополнительно и убедительно продиктована и обусловлена реальными обстоятельствами последних десяти лет пребывания и сосуществования народа Южного Курдистана в лживой и лицемерной обстановке авторитарного управления Ираком по правилам доминирующего арабского национал-радикализма.
Предстоящая осень будет относительно "безоблачной", но "золотистой и солнечной" для народа Южного Курдистана, а значит "ясной" и многообещающей для курдского народа в Турции, Сирии и Иране. Конечно, дорога будет сложной, местами "ухабистой" и с опасными участками, но главная цель победоносного движения курдского свободолюбивого народа, непременно, будет достигнута, вопреки напряженным усилиям недругов. М. Барзани, став в скором времени Президентом независимого и суверенного государства, не перестанет призывать арабов-шиитов и арабов-суннитов к миру и спокойствию ради благополучия и дружбы между нынешними и будущими поколениями народов Ирака, Сирии и Южного Курдистана. Кроме того, независимый Южный Курдистан в ближайшем будущем будет активно опираться на курдские автономные регионы Турции и Ирана для развития тесного сотрудничества и взаимовыгодных отношений с соседними державами с целью обеспечения надежной региональной стабильности и безопасности.
Да, конечно, всем придется выстраивать политические и экономические отношения с новым государством, несколько "неожиданно" нарушившим "привычные" связи с Ираком. Многие страны, определяющие национальную внешнюю политику не только по сугубо прагматическим соображениям, но и в соответствии с нормами международного права, а в особо обоснованных случаях ставящие неотъемлемые права народов превыше принципов невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности других государств, давно приступили к этой задаче и успели заложить хорошую основу для развития двусторонних связей с Южным Курдистаном, в том числе в рамках уже подписанных и действующих соглашений и договоров. Наибольший по масштабам и значимости задел для долгосрочного присутствия в экономике Южного Курдистана объективно создан США, Турцией и почти всеми ведущими странами Евросоюза. Менее расторопным и дальновидным государствам придется начинать с более низкого "старта", если будут готовы и иметь желание. Россия была первой страной, открывшей генеральное консульство в курдском автономном регионе в нынешнем Ираке, однако за этим очень важным шагом, к сожалению, не последовали настолько же серьезные практические действия по продвижению интересов нашего государства в политической сфере и экономических областях. Есть какие-то контакты и предварительные договоренности, касающиеся перспектив прямого участия ряда российских компаний в отдельных проектах в нефтедобывающем секторе Южного Курдистана, но вот активный деловой интерес к другим не менее привлекательным направлениям экономики российским бизнес сообществом пока не проявлен.
Надо отметить оправданную обеспокоенность Москвы в связи с беспрерывно нарастающими вспышками насилия, экстремизма и терроризма в Ираке. МИД России справедливо призывает "…все политические силы Ирака к достижению национального согласия, с тем чтобы не позволить радикальным группировкам разжечь в стране межконфессиональное кровопролитие и обречь иракцев на новые страдания и разрушения". Россия выступает "…за отказ от насилия как метода достижения политических целей, за решение назревших и острых проблем в стране мирными средствами на путях широкого конструктивного диалога с учетом интересов всех политических и этно-конфессиональных сил". Но нельзя не заметить, что внешнеполитическое ведомство РФ не уточняет, о каких конкретно участниках конфликта идет речь. Посольству РФ доподлинно известно, что из трех государство-образующих субъектов Ирака только Правительство совместно политическим объединением арабов-шиитов и единый оппозиционный фронт арабов-суннитов оказались по разные стороны и фактически вступили в начальную фазу гражданской войны. Курдская сторона в лице региональной власти Южного Курдистана не только не участвует в этом кошмаре, но в течение многих последних лет и до сих пор прилагает максимум миротворческих усилий, чтобы в Ирак пришло долгожданное согласие, эффективно заработала Конституция страны, началось равноправное и партнерское сотрудничество, конструктивно и в соответствии с действующими законами решались существующие проблемы. Эрбиль выступал и выступает против арабской конфронтации в Ираке, потому что она препятствует развитию всей страны и тормозит динамику прогресса в Южном Курдистане. Весь мир знает о том, что Правительство Ирака грубо нарушает все основные положения Конституции страны, поэтому не очень понятно, зачем вводить российское общество в парадоксальное заблуждение. Опять ради сохранения "дружеских" отношений и "перспективы" успешного сотрудничества с Ираком, соблюдения принципа не вмешательства во внутренние "кровавые" дела этой страны?
Только абсолютно правдивая и объективная позиция может соответствовать великодержавным национальным интересам России в Ираке, Турции, Сирии и Иране, то есть в странах с многомиллионным и автохтонно проживающим курдским населением в определенных регионах, образующих единое национально-культурное пространство курдского этноса в пределах исторически и географически известных границ Большого Курдистана. Министр иностранных дел РФ господин Лавров совершенно прав, настаивая на непременном участии Ирана в международной конференции по Сирии. Министр обосновывает позицию России, используя объективный аргумент, который заключается в том, что ради достижения мира в создавшихся условиях необходимо привлечь к коллективной работе страны, имеющие серьезное влияние на все стороны, так или иначе вовлеченные в гражданскую войну в Сирии. В этом смысле Иран на самом деле - "игрок" с достаточно высоким статусом.
А как же быть с курдским народом Сирии? Курды напрямую не поддерживают ни сопротивляющийся государственный режим, ни наступающую вооруженную оппозицию, ограничивая свою вынужденную вовлеченность в кровавые события гражданской войны обороной курдских провинциальных городов, защитой и обеспечением жизнеспособности населения.
Думают ли в МИД России, каким образом и кем будут представлены интересы примерно 2,5 миллионов курдов Сирии на предстоящей конференции? Вопрос очень принципиальный и чрезвычайно важный для тех, кто на самом деле заинтересован в мирном решении Сирийского кризиса.
В этой связи нужен прямой и однозначный ответ на следующий прямой и однозначный вопрос: "Готова ли Россия видеть за круглым столом переговоров на указанной конференции Президента Южного Курдистана в качестве полномочного представителя всего курдского народа, в том числе курдов Сирии?".
У сорока миллионов курдов исторического Большого Курдистана нет ни одного государства, но есть свой действующий Президент, готовый и способный мирно, конструктивно и плодотворно отстаивать интересы курдов на любом международном уровне и в любой стране. Курды Турции, Сирии и Ирана являются непризнанными государство-образующими субъектами этих стран, но сегодня хотят иметь своего представителя в лице М. Барзани на мировом уровне отношений.
Что бы и кто бы ни говорили сегодня о курдах и курдском вопросе, совершенно однозначно и очевидно, что для курдского народа в Ираке, Турции, Сирии и Иране настало время вместе возрождать, продолжать, делать и обогащать историю и культуру единой нации!
Теги: Мураз Аджоев, Ирак, шииты, сунниты, курды, Иракский Курдистан, Турецкий Курдистан, Сирийский Курдистан, Иранский Курдистан, Курдистан, США, Турция, Россия, МИД РФ, Сергей Лавров, Сирия, Иран, Масуд Барзани