Когда на улицах и площадях Стамбула и Анкары неожиданно для власти и гражданского общества начались довольно массовые демонстрации протеста против Правительства и лично премьер-министра Турции, конечно, логика здравого смысла требовала ответа на вопрос: кто выражает недовольство и что их может связывать?
Предполагаю, что внезапно возникшая уличная оппозиция – это преимущественно разнообразная по социальному положению и мировоззрению очень незначительная часть турецкой молодежи, немного разбавленная сторонниками и левых, и правых, и умеренных, и радикальных общественно-политических движений и группировок. Среди участников беспорядочных демонстраций, вероятно, можно легко обнаружить и "болельщиков" бывшей "кровожадной" военной элиты. Самый настоящий социально-политический "винегрет", ингредиенты которого слегка смазаны липким и острым консервативным "соусом" национал-кемализма, чтобы придать требованиям безрассудной и бестолковой толпы некий единый смысл и некую однородность, создать ложное впечатление в общественном сознании страны и напомнить "туркам-патриотам" исключительно турецкое происхождение национального суверенитета с абсолютным доминированием турецкой нации на всей территории Турции. Если кто и должен и имеет право предъявлять "исковые" требования и претензии Правительству и всей государственной системе Турции, так это, прежде всех остальных "недовольных", более двадцати миллионов репрессированных и угнетенных курдов, лишенных социально-экономических и национально-культурных свобод на курдской земле (Северный Курдистан). Эрдогана обвиняют в исламизации Турции, но молчат о положении курдов в этом государстве. При этом никто не поясняет: в чем конкретно проявляется так называемая исламизация государства и каким образом страдает от натиска Эрдогана турецкое светское общество. За десять лет правления Партии справедливости и развития во главе с премьер-министром Эрдоганом Турция оказалась в числе стран с наиболее быстро развивающейся экономикой и достаточно активной внешней политикой. Успехи Турции никак не связаны с "исламизацией" страны. Более того, Турция впервые за свою новейшую историю получила реальную и обнадеживающую возможность значительно повысить свой политический и экономический потенциал за счет мирного решения курдской проблемы, перевода системы организации государства и власти на демократические рельсы новой конституции страны, а также установления тесного сотрудничества и партнерства с Южным Курдистаном.
Турция была и останется преимущественно исламской страной, но никогда не сможет стать исламским государством, потому что ни гражданское общество, ни политические элиты, ни бизнес сообщество ни при каких обстоятельствах не допустят замены светского образа жизни и мышления на религиозную систему организации власти и управления. Все разговоры об угрозах исламизации Турции –это "страшилки" для уличных демонстраций скороспелой и скоропортящейся "оппозиции". Курды Северного Курдистана и весь курдский народ Большого Курдистана будут на стороне Эрдогана до тех пор, пока турецкое общество и государство будут преданно следовать гуманным целям и задачам мирного процесса демократизации в интересах всех граждан и народов, обеспечивающих единство, целостность и суверенитет Турции. Предательство станет началом конца Эрдогана и Турции. Объективность ситуации заключается в том, что будущее Турции оказалось в прямой и значительной зависимости от судьбы курдского народа во всех частях Большого Курдистана, но особенно в Северном Курдистане и Южном Курдистане.
Воспользуется ли Турция курдским мирным предложением?
Теги: Мураз Аджоев, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан, курды