Некоторые эксперты и политики пришли к выводу, что сирийские курды могли бы составить аналогичную Иракскому Курдистану автономную область.
Более того, некоторые даже предполагают, что курдская автономия в Сирии может дать правительству Иракского Курдистана (КРГ) доступ к Средиземному морю. Это может якобы предоставить больше возможностей для выхода к морю курдского правительства в Ираке и стать более независимым. И, как следствие, КРГ получил бы потенциал нового маршрута экспорта в качестве альтернативы турецкому.
Появление контролируемой курдами территории Сирии вызвало беспокойство среди турецких националистов в Турции, особенно в связи с тем, что "Партия Демократического Союза" (PYD), которая связана с "Рабочей партией Курдистана" (РПК), с 2012 года контролирует курдские районы вблизи турецкой и иракской границы. Эти опасения сосредоточиться на двух вопросах:
1. Курдские районы Сирии как плацдарм для атак РПК в будущем.
2. Сирийские курдские районы могут получить автономный статус, как КРГ в Ираке.
Кроме того, турецкие националисты боятся, что курдская автономия может стать стимулом для подъема курдского национализма в Турции.
Турецкая оппозиция (особенно "Народная республиканская партия" [CHP]) пытается использовать эти страхи, чтобы сорвать мирный процесс между "Партией справедливости и развития" (AKP) и РПК, набравший силу 8 мая и направленный на вывод боевиков РПК из территории Турции в горы Кандиль в Иракском Курдистане. Президент Сирии Башар аль-Асад также пытается увеличить страхи среди турецкой оппозиции. Он якобы заявил CHP в марте 2013: "Шансы курдов на создание государства возросли. Курды в Сирии и Ираке работают вместе. Создание курдского государства это всего лишь вопрос времени".
CHP утверждает, что успех мирного процесса между РПК и AKP поможет дальнейшему укреплению правящей партии и созданию "Большого Курдистана". Отчасти из-за того, что курдская "Партия мира и демократии" (BDP) поддержала желание премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана ввести президентскую систему правления в обмен на конституционные изменения. CHP опасается дальнейшего усиления власти AKP, что будет представлять угрозу для и без того слабой оппозиционной партии.
Кемаль Кылычдароглу, глава CHP, заявил в интервью "Hurriyet Daily News": ""Партия справедливости и развития" поддерживает усилия "Партии Демократического Союза", чтобы получить контроль в северной Сирии и разделить Сирию. После создания управления PYD, северная часть Ирака и Сирия будут объединены, и доступ к Средиземному морю также будет возможен", заявил он.
В действительности, это не возможно. Это понимают должностные лица "Партии справедливости". Кроме того, большинство курдских партий в Сирии также признают это, хотя использование карты однородного "Западного Курдистана", связанного с морем, продолжают распространять некоторые курдские националистические группы. На самом деле, курдские районы по-прежнему не имеют выхода к морю. Это может быть одной из причин, почему большинство курдских партий, в том числе PYD, заявляют, что они не хотят "разделить Сирию", что они предпочитают федерализм или форму демократической автономии и наращивание параллельных государственных институтов…
До сирийской революции в 2011 году, вопрос о курдской автономии также обсуждался в августе 2009 года американскими чиновниками и Абдулхакимом Башаром, главой "Курдской демократической партии Сирии" (KDPS), партии, поддерживаемой президентом КРГ, Масудом Барзани. Башар указал официальным лицам США, что курдские районы не являются смежными: курды сосредоточены в Алеппо, Африне, Камышлы и других регионах. И все из них отсоединены друг от друга. Объединить их территориально невозможно.
Ялчин Акдоган, советник Эрдогана, писал в 2012 году: "Мы не можем допустить нового Кандиля". Он отметил, что присутствие курдов в районах от Африна до Камышлы не является непрерывной полосой или отдельным регионом, как и в Иракском Курдистане, где все курдские районы расположены рядом, и даже области, оспариваемые между Багдадом и иракскими курдами.
Согласно Джорди Теджелю, эксперту по сирийским курдам, последние занимают три узких зоны вдоль турецкой границы, которые изолированы друг от друга… И ни один из курдских районов не расположен на берегу моря.., так что маловероятно, что эти области могут быть использованы в качестве альтернативного транзитного маршрута для курдов. …Более того, невозможно подключение курдских анклавов к Иракскому Курдистану, кроме провинции Хасака.
Однако, в связи с тем, что курдские районы контролируются РПК-аффилированной PYD, PYD необходимо будет сотрудничать с "Демократической партии Курдистана" (ДПК), которая управляет точкой пересечения с иракской стороной границы. До сих пор это сотрудничество кажется трудным. Напряженность вспыхивала между доверенными лицами ДПК и РПК и раньше, но это не приводило к гражданской войне.
Поэтому, хотя в PYD и создала четкий контроль курдских районов, это не может привести к созданию курдской автономной зоны, связанной, например, с Ираком, или к де-факто автономии. Район Джазира имеет самый большой шанс автономного выживания в связи с его нефтяными ресурсами и близостью к иракским курдским районам, находящимся через иракскую границу. Однако оппозиция и Асад не обрадуются возможности курдов управлять любыми ресурсами в будущем.
Если конфликт в Сирии продолжится, курды будут держать под контролем эти анклавы. Но еще предстоит увидеть, позволит ли победившая в этом конфликте между Асадом и оппозицией сторона выжить этим курдским автономным зонам и принять форму децентрализации.
До сих пор, и Асад и сирийская оппозиция выражали свое несогласие с любой формой курдской автономии в Сирии…
Владимир ван Вильгенбург является специалистом по Ближнему Востоку и советником "Центра ближневосточных стратегических исследований" (ORSAM).
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, Турция, Турецкий Курдистан, Ирак, Иракский Курдистан, курды, КРГ, PYD, AKP, CHP, РПК, Реджеп Тайип Эрдоган, Башар Асад, Кемаль Кылычдароглу, Масуд Барзани, США, Ялчин Акдоган, Алеп, Африн, Камышлы, Джазира, ДПК, BDP, нефть, Владимир ван Вильгенбург