К сожалению, дискуссионный формат круглого стола был настолько ограниченный по организационным возможностям, что многие принципиально важные вопросы, связанные с текущими проблемами автономного Южного Курдистана в Ираке и другими региональными аспектами курдского вопроса в Турции, Сирии и Иране, остались без должного и надлежащего ответа и обсуждения.
Обстановка просто вынуждала порой проявлять подчеркнутую, но достаточно сдержанную эмоциональность, чтобы успеть опровергнуть или обосновать отдельные высказывания, особенно с явно завуалированными умыслами или уводящими в совершенно другую тематическую область истории и политики.
Например, в ходе работы круглого стола были упомянуты даже курдские иррегулярные вооруженные силы, участвовавшие по приказу верховной власти в составе регулярной армии Османской империи в репрессивных операциях против мятежников и местного армянского населения в конце XIX и начале XX столетий. При этом недвусмысленно подразумевалось, что курдские воины якобы на добровольной основе и из корыстных побуждений уничтожали мирных армян.
Надо, конечно, посоветовать уважаемым ученым очень внимательно и подробно изучить реальную историю того ужасного времени и тех мрачных событий, в том числе с помощью соответствующих архивных документов армии и государства Российской империи. Чтобы понять, чем отличаются иррегулярные войска от регулярной армии, достаточно обратиться к истории русского казачества. Разве казаки в царской армии выполняли роль головорезов, террористов и бандитов? Задайтесь элементарным вопросом, господа – кто конкретно в ночное время суток вероломно нападал и истреблял тысячи абсолютно беззащитных детей, женщин и стариков в отдаленных от крупных городов курдских густонаселенных деревнях и поселениях? Кто и какие силы на добровольной и откровенно злонамеренной, а вовсе не иррегулярной, основе сопровождал русские войска на территории Османской империи, в том числе на исконно курдской земле? Читайте хотя бы служебные отчеты и рапорты русских высших офицеров, нередко отдававшим приказы о расстреле "героев" из армянских добровольческих отрядов. История, как известно, не прощает ошибок, неблагодарности и предательства, но курдский народ и армянский народ самостоятельно, честно и справедливо разберутся в своих исторических взаимоотношениях, возродят утраченные связи и восстановят дружбу. Только не надо допускать совершенно необоснованных попыток "изощренными" способами привязать умопомрачительную идею к глобальному курдскому вопросу.
Правомерность, аргументированность и обоснованность современной курдской позиции в Ираке, Турции, Сирии и Иране рассматриваются российскими экспертами с разных точек зрения и идеологических платформ. В разнонаправленных общественно-политических группах сообщества русских историков, востоковедов и политологов, естественно, существуют противоречивые мнения по курдскому вопросу, не совпадающие взгляды на перспективу решения курдских региональных проблем. Вместе с тем, круглый стол в Карнеги центре выявил очевидный и, мягко говоря, не очень разумный признак "инерционной" преданности некоторых специалистов, до сих пор "исповедующих" явно не самые лучшие традиции советской политико-востоковедческой школы, морально устаревшей системе изобретения образной "правдоподобности", в прошлом удачно подменявшей объективность историко-аналитического мышления исключительно в угоду партийно-правительственной пропаганде КПСС, но на деле, как оказалось позднее, в ущерб долгосрочных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России.
В Ираке тяжелейшая по напряженности и масштабу социально-экономическая и общественно-политическая обстановка. Ирак недопустимо плохо управляется и разваливается от пагубных и кровавых последствий бескомпромиссного межконфессионального противоборства арабов суннитов и шиитов. Ирак –это территория унизительно обнищавшего населения и тоталитарно-монополизированного господства правящей элиты арабо-шиитского большинства. Ирак, якобы страна, где единственным источником и основой законотворчества официально признается только ислам, фактически не имеет действующей демократической Конституции, а народ не видит и чувствует заботы федерального государства. Правительство Ирака, полностью коррумпированное, выделяет десятки миллиардов долларов на всеобъемлющую и ускоренную модернизацию и перевооружение армии, полиции и службы национальной безопасности, находящихся под единым и непосредственным командованием Премьер-министра. Багдад проводит откровенно циничную политику игнорирования законных прав самостоятельного субъекта, одного из учредителей нынешней Иракской федерации – автономного региона Южный Курдистан, связанных с основными конституционными положениями: об административно-территориальном статусе четырех курдских провинций (условно федеральных и по процедурным соображениям временно называемых спорными); о размере прямых федеральных отчислений в региональный бюджет, в том числе на содержание, оснащение и вооружение региональной армии в качестве составной части федеральной регулярной армии; о полной самостоятельности в сфере экономического развития и установления внешнеэкономических связей.
Зачем народу Южного Курдистана несуществующая федерация, враждебная центральная власть, война между арабскими суннитами и шиитами, препятствия и преграды на избранном демократическом пути самостоятельного развития успешной социально-рыночной экономики? Разумная и безопасная альтернатива – выход со всеми курдскими провинциями, с более чем шести миллионным многонациональным и многоконфессиональным народом, 200-от тысячной профессиональной армией, полицией и подразделениями специального назначения автономного региона из Ирака с пока еще недоукомплектованной, плохо организованной и малоэффективной армией. Народ Южного Курдистана не одинок, он дополнительно может рассчитывать на надежную охрану и защиту со стороны многотысячных партизанских сил самообороны курдского народа, рассредоточенных на границах с Турцией, Сирией и Ираном. Более того, многие государства международного сообщества окажут всестороннюю дипломатическую и военно-политическую поддержку народу Южного Курдистана. Процесс международного признания государственной независимости Южного Курдистана не будет иметь затяжного характера по объективным геополитическим причинам. Достаточно отметить, что даже в региональном масштабе внутриполитические, внешнеполитические и социально-экономические интересы Турции, а также геополитическая стратегия Израиля судьбоносно и уже долгосрочно совпадают с национальными интересами народа Южного Курдистана. Благотворное развитие партнерских и деловых отношений Южного Курдистана с Турцией и Израилем, безусловно, будет иметь существенное и позитивное влияние на окончательное и быстрое решение курдских национальных проблем как в самой Турции, так и в Сирии, и в определенной степени в Иране. Было бы наивно полагать, что Запад во главе с США, особенно страны НАТО и члены Евросоюза, а также Россия не примут во внимание огромное геополитическое значение курдского фактора в регионе Большого Ближнего Востока или полностью пренебрегут интересами Турции и Израиля. Думать и решать придется всем без исключения, чтобы обеспечить мир, безопасность и стабильность в этом наиважнейшем регионе. В Южном Курдистане демократия развивается с такими же высокими темпами, как и быстрорастущая экономика. В автономном регионе несколько десятков зарегистрированных политических партий и многопартийный законодательный орган. Беда только в том, что в этой, можно сказать, стране со статусом федеральной автономии нет реально существующего народно-демократического правления. Не может возникнуть и независимо действовать настоящее демократическое общество в даже относительно свободной и благополучной автономии, если она находится в хаосе абсолютно нежизнеспособного федеративного государства под названием Ирак.
В Южном Курдистане есть Президент – большая и сильная личность, выбранная народом в качестве своего национального лидера и руководителя, сделавшего все, что от него зависело, для создания федеративного, демократического и единого Ирака, продолжающего под мощным давлением влиятельных внешних сил бесполезные переговоры с Багдадом. Однако, Барзани никоим образом и ни при каких обстоятельствах не допускал и потерпит возникновения какой-либо угрозы интересам и безопасности народа Южного Курдистана, а также курдского народа в Турции, Сирии и Иране. Барзани всем дал понять, что Багдад почти полностью исчерпал отведенное время и возможности.
Конечно, в Южном Курдистане все ветви власти находятся под тем или иным влиянием той или иной ситуации, которая складывается в социально-экономической сфере и общественно-политической жизни. Барзани прекрасно понимает, что религиозно-политические организации, воспользовавшись предоставленными властью правами и свободами и прикрываясь демократическими лозунгами в стране, начинают буквально паразитировать, явно угождая идеологическим покровителям в Тегеране и Багдаде. Они давно "запрограммированы" захватить власть и ввести централизованное парламентское правление, чтобы лишить Барзани возможности участвовать в прямых президентских выборах, и не допустить выхода Южного Курдистана из Ирака. Проблема есть, но она скорее касается политического будущего этих партий и их руководителей. Президентские, парламентские и местные выборы обязательно состоятся в Южном Курдистане. По ощущениям, основанным на определенном знании и понимании обстановки и ситуации в Южном Курдистане, предполагаю, что в Парламенте следующего созыва места могут распределиться примерно следующим образом: по списку ДПК во главе с Барзани - 60 депутатов, по списку ПСК во главе с Талабани - 25 депутатов, по спискам оппозиционных партий - 15 депутатов. Другие партии и этнические организации - 11 депутатов. На президентских выборах за Барзани будет отдано более 65% голосов избирателей. Новый кабинет министров, который будет сформирован после выборов, останется коалиционным и большинство министров окажутся из списка кандидатов, рекомендуемых ДПК, но вовсе не обязательно из числа членов этой партии. Партийная принадлежность не будет иметь особо важного и преимущественного значения. Главные качества кандидатов на ту или иную должность – профессионализм, деловые навыки, общественно-политическая репутация в стране и за ее пределами.
Президент Южного Курдистана заслуженно получил абсолютную морально-политическую поддержку мудрого Оджалана, однозначно признавшего Барзани единым и объединяющим лидером всего курдского народа и национально-освободительного движения.
Теги: Мураз Аджоев, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Московский центр Карнеги, Россия, Ирак, Сирия, Турция, Иран, Сирийский Курдистан, Иранский Курдистан, Турецкий Курдистан, Российская империя, казаки, армяне, Османская империя, КПСС, шииты, сунниты, Нури аль-Малики, Масуд Барзани, Израиль, США, НАТО, Джаляль Талабани