В Иракском Курдистане идет горячий год, год выборов, которые здесь далеко не являются формальностью. Партии обмениваются ударами, усиливается критика, идет поиск ошибок у противников, особенно достается тем партиям, которые у власти: им всегда есть, что поставить в вину. Естественно, что политики, особенно оппозиционные, часто далеки от корректности. В политической борьбе всегда нарастает радикализм. Сегодня трудно предсказать результаты выборов в парламент Курдистана.
Стоит назвать вещи своими именами, и сразу улетучивается настроение шапкозакидательства, которое иногда свойственно тем, кто смотрит на Курдистан как на неструктурированное общество, окрашенное исключительно в цвета курдского национального флага в противовес арабским или турецким флагам. Да, действительно здесь курдская жизнь, это – Курдистан, не Турция, и даже фактически не Ирак, или, как минимум, другой Ирак, но дальше начинаются различия, потому что одни курды могут не соглашаться с другими, курды могут конкурировать между собой, курды могут видеть разные пути развития для Курдистана. Даже сегодня правящие партии имеют сравнительно небольшой, в любом случае, неконституционный перевес в парламенте Курдистана – формально 59 мест. Правда, с учетом части голосов национальных меньшинств чуть больше. Безусловно, у них большинство, но это – хрупкое большинство, а в случае возникновения каких-либо трещин в стратегическом союзе ДПК и ПСК ситуация может ухудшиться. Мы видим, как работают конфессиональные и этнические границы в Ираке, Сирии, но и в самом Курдистане много своих, внутренних границ, по которым жизнь региона может расколоться.
Никто не привносит проблемы со стороны. Жизнь сама порождает проблемы. Возникли естественные проблемы со здоровьем Джалала Талабани, что порождает вопрос, кто его заменит как в ПСК, в Курдистане и в Ираке. Сможет ли новое руководство ПСК, а оно неизбежно обновится, проводить прежнюю линию на союз с ДПК, ведь раскол ПСК, который привел к отделению "Горран", свидетельствует, что ситуация в рядах ее сторонников непростая. Кто возглавит партию? Там сейчас идет борьба за лидерство, в которой заинтересованы и внешние силы, не только внешние по отношению к ПСК, но и по отношению к Курдистану и даже внешние по отношению к Ираку.
Курдистан заявил о себе как о демократии, приняты довольно жесткие законы, взяты политические обязательства, в частности обязательства, связанные со сроками пребыванием тех или иных лиц на различных постах. Эти обязательства принимались в одних условиях, но выполнять их приходится, когда политические условия существенно изменились. Что-то оказалось недоделанным, что-то пришлось затормозить. Неслучайно, что принятый проект конституции Курдистана, который должен был быть уже вынесен на референдум, стал предметом острой политической борьбы. Причем главный пункт, вокруг которого идет борьба, это – порядок выборов президента региона: общенародное голосование или выбор депутатами парламента? Казалось бы, народ может сам решить, как избирать президента, но все сложнее.
Растут другие партии, которые работают и получают сторонников. Естественно, что прежнее лидерство ДПК и ПСК, связанное с их ролью в национально-освободительном движении, ослабляется, партии должны диверсифицировать источники своего влияния, бороться за поддержку избирателей. При этом следует учитывать, что курдское общество – очень сложное, здесь нет простых связей, практически все вынуждены учитывать сложную систему обязательств, которая определяет место каждого в обществе. Демократия в Курдистане, как и на всем Ближнем Востоке, с "сословной", а то и с "клановой" подкладкой. В обществе существует сложная система лояльностей. Ее не сегодня придумали и не завтра отменят. И это реальность, хотя еще вчера казалось, что многое можно преодолеть, пройдя фазу модернизации общества (издержки социал-демократической идеологии, в определенном смысле делающей ставку на социальную инженерию, на быстрое преобразование общества). Курдистан активно проходит фазу технической модернизации. Даже не беря экономику, а только социально ориентированные сферы, можно сказать, что все быстро меняется: интернет, современные средства связи, даже социальные сети, но "мозги", а лучше сказать "душу" человека не изменишь. По крайней мере, не так быстро.
В Курдистане в отличие от современной Турции трудно обеспечить даже большинство. Здесь не сработает стратегия Эрдогана. Это усложняет жизнь, но это – хорошо, потому что надо изначально строить сложные отношения в обществе, договариваться, добиваться сбалансированности интересов, это и есть база для демократии по-восточному. В Курдистане, который не прошел через кемалистскую, или окрашенную в какие-либо иные цвета "национальную" революцию, которая сделала бы всех винтиками в обществе, сплотила бы всех в единую "современную нацию", уничтожив внутренние перегородки, существует традиционное общество. Кстати, даже в Турции Ататюрку не удалось, как мы видим сейчас, довести это до конца. Традиционное общество Курдистана требует системы представительства всех ячеек (социальных групп) общества, а не власти большинства, и иной способ управления этим обществом можно навязать только силой, силой идеологии или силой политической власти. Но уже сегодня в Курдистане есть общее, что позволяет всем не просто сплотиться, а выбрать главное направление работы всего общества - это защита общих, однозначно национальных интересов курдов. Это - общерегиональные интересы Курдистана, которые можно в нынешнем Ираке защитить только общими, скоординированными усилиями. Можно надеяться, что эта цель останется яркой путеводной звездой для избирателей, которая позволит им сделать правильный выбор, независимо от их локальных, местных, частных интересов, в сложном море-озере курдской политики.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, парламент Курдистана, Турция, курды, ДПК, ПСК, Сирия, Джаляль Талабани, Горран, Реджеп Тайип Эрдоган, Ататюрк