Лоббируемый Западом проект "Южного газового коридора" замер в ожидании развязки. 21 июня президент Азербайджана Ильхам Алиев посетит Брюссель. В столице ЕС на переговорах с председателем Еврокомиссии ожидается "сверка часов" поставщика энергоресурса и его потребителя перед оглашением решения акционеров консорциума "Шах-Дениза" по маршруту прокладки трубопровода.
По сути, последний уже выбран. Им станет "Nabucco West", связывающий каспийский шельф с австрийским газовым хабом в Баумгартене. В начале июня появились сообщения о завершении переговоров вокруг акционерного соглашения по "Nabucco West". "Соглашение акционеров готово, оно будет окончательно утверждено. Как только консорциум "Шах-Дениз" уточнит положения, оно вступит в силу", - сообщил управляющий директор "Nabucco Gas Pipeline International GmbH" Рейнхард Митчек.
Как можно понять, перед уточнением положений акционерами решено провести согласование на политическом уровне, которое состоится 21 июня.
Из предыдущей динамики проекта стало понятно, что заинтересованные стороны решили действовать поэтапно. На первом этапе продвижения "Южного газового коридора" ЕС будет иметь дело с Азербайджаном, на территории которого располагается разрабатываемое месторождение. Вторая фаза "Шах-Дениза" ориентирована строго на Запад, под её мощности проектируется два основных на сегодня маршрута. Это Трансанатолийский газопровод (TANAP) и "Nabucco West". Первый газ с "Шах-Дениз – 2" должен пойти в 2018-2019 году.
После этой даты или впритык к её наступлению может быть призван к жизни второй этап "Южного газового коридора". На этот раз, с привлечением газовых мощностей Туркменистана. До задействования потенциала центральноазиатской республики (по оценкам её правительства, только в туркменском секторе Каспия, без учёта уже законтрактованных блоков, залегает 5,5 трлн. кубометров газа) необходимо решить вопрос с Транскаспийским трубопроводом. А это более долгая история, на которую наслаиваются политические факторы с каспийской региональной спецификой.
И, наконец, наиболее отдалённый этап расширения базы поставки газа в Европу по южному маршруту – это задействование перспективных месторождений в Северном Ираке.
Подобная поэтапная расстановка акцентов прослеживается, например, в позиции энергетической дипломатии США. До своего назначения послом США в Азербайджане Ричард Морнингстар провёл большую работу по продвижению идеи "Южного газового коридора". К примеру, в ноябре 2011 года в ходе встречи с президентом Алиевым спецпредставитель госсекретаря США по энергетическим вопросам в Евразии Морнингстар выразил мнение о предпочтительности начала проекта с меньшего трубопровода, который может быть расширен, когда будут доступны новые объёмы газа.
Есть ещё один заинтересованный в реализации проекта актор. "Южный газовый коридор" приблизит Турцию к статусу незаменимого для целей энергетической безопасности Европы партнёра, главного распределительного хаба природного газа по южному маршруту. Турция принципиально привержена диверсификации маршрутов поставки газа на внешние рынки. Азербайджан, Туркменистан, Иракский Курдистан отстаивают необходимость диверсификации источников снабжения европейского рынка "голубым топливом". Подходя к реализации проекта с собственных позиций понимания диверсификации, все актуально и потенциально вовлечённые акторы сходятся в конечной точке интересов ― "Южный газовый коридор" должен состояться.
Теги: Михаил Агаджанян, Азербайджан, Ильхам Алиев, Nabucco West, Рейнхард Митчек, газ, Туркмения, Иракский Курдистан, США, Турция