Современная турецкая государственность, основанная на националистической идеологии всеобъемлющего и безусловного доминирования исключительно и только тюркского моноэтнического сообщества, подошла к конечной точке своей непродолжительной и кровавой псевдо демократической истории. Формально светская и вроде бы цивилизованная турецкая нация, обладающая умеренно выраженным чувством принадлежности к исламской религиозной культуре, оказалась полностью парализованной под разрушающим воздействием пропагандисткой веры в собственное социальное превосходство.
Турецкое общество остро нуждается в серьезном переосмыслении, пересмотре и реформировании идеологического фундамента тоталитарного политического режима, репрессивной административно-правовой системы и авторитарной структуры государственной власти, действующей с недопустимыми социально-политическими и юридическими издержками.
Совершенно очевидно, что при таком государстве в стране невозможно будет добиться благотворной социальной стабильности, территориальной целостности и политического единства. Радикальные перемены жизненно необходимы и объективно востребованы в Турции в связи с взрывоопасными внутренними общественно-политическими, социально-экономическими проблемами, угрозами и обостренными геополитическими обстоятельствами. Эти негативные факторы заставили и вынудили все ветви государственной власти призадуматься и начать какое-то движение в прогрессивном направлении развития.
Главным инициатором предлагаемых перемен формально выступает исполнительная власть в лице Премьер-министра. Насколько далеко и широко планируется продвижение по пути реальной демократизации и либерализации институтов государства и общества, пока судить сложно. Особое значение, как известно, отводится проблеме несоблюдения прав более чем двадцати миллионного курдского народа Турции в части урегулирования вопросов социально-культурного и территориально-экономического самоуправления в регионе Северного Курдистана. Начавшийся по поручению Премьер-министра "мирный процесс" по урегулированию курдской проблемы, проходит в строго конфиденциальном порядке и в формате специальной операции службы национальной безопасности страны.
Предмет и условия "мирного процесса" были предварительно согласованы с политическим лидером Северного Курдистана, отбывающим пожизненное тюремное заключение. Однако, взаимодействие двух фактически и юридически совершенно неравноправных сторон нуждается в адекватном выравнивании баланса политических сил и организационных возможностей путем обеспечения публичности хода переговоров и допущения третьего участника для серьезного внешнего содействия "мирному процессу".
По абсолютно очевидным и понятным геополитическим, историческим, геоэкономическим соображениям и причинам самой заинтересованной, осведомленной, влиятельной и ответственной посреднической стороной, способной обеспечить оптимальную объективность, взаимопонимание и конструктивизм в заключительных турецко-курдских договоренностях в рамках государственно-региональных отношений, конечно, должен бы стать курдский общенациональный освободительный фронт, возглавляемый Высшим Политическим Советом в составе четырех полномочных представителей, по одному от каждого региона Большого Курдистана, руководимый Президентом автономного Южного Курдистана.
Второй орган общенационального фронта - Исполнительный Комитет, также состоящий из четырех полномочных представителей, по одному из каждого региона Большого Курдистана, руководимый Премьер-министром Южного Курдистана. Следует отметить, что Оджалан – знаменитый политический лидер курдского народа Турции, осознанно призвавший все партии и организации безоговорочно признать Масуда Барзани единым руководителем мирного общенационального освободительного движения, разумно исходит из чрезвычайной ситуации, которая требует незамедлительного и повсеместного прекращения продолжающихся бесплодных и деструктивных идеологических противоречий, политических противостояний во всех курдских регионах. Дело в том, что военизированные организации и группы некоторых курдских партий, в частности, в Турции и Сирии слишком увлеклись разного рода "теориями и методами революционной борьбы", окончательно запутавшись в абстрактных рассуждениях, вводящих даже их сторонников и борцов в политическое заблуждение, состояние гнетущей неопределенности и дезориентации. Руководство военизированной организации Рабочей партии Курдистана и командование аффилированной группы в Сирии все чаще стали высказываться о каком-то особом пути решения курдских проблем в рамках загадочной "конфедерации" без государственного образования. Например, Мурат Карайылан (АОК) считает, что "В нашей повестке нет независимого государства. Государство – источник насилия и не решает проблемы людей. Мы хотим поменять это, хотим демократической конфедерации".
Где и как будет создана бесформенная и бессодержательная "конфедерация", отрицающая любое государство? Где и когда курдский народ отказался от своего права на государственный суверенитет? Кто именно и на каком уровне международных отношений собирается отстаивать подобную бредовую идею? Не надо владеть глубокими знаниями в области исторических, философских и других общественно-гуманитарных наук, касающихся систем внутригосударственного устройства, форм межгосударственных и административно-правовых отношений народов и наций, чтобы заметить, мягко говоря, некоторое несоответствие политико-практической подготовки авторов идеи о "курдской или ближневосточной конфедерации без государственного образования". При всем искреннем уважении и восхищении мужеством, храбростью, стойкостью и подвигами доблестных защитников курдского народа, к сожалению, приходится напомнить, что главная задача сил народной обороны – безупречно выполнять решения политического руководства освободительного движения, а не замещать национальных лидеров и самостоятельно трактовать их позицию. В каждом курдском регионе должен быть один политический лидер, возглавляющий единый региональный орган курдского народа, а в масштабах всей курдской нации – общепризнанный, особенно на международном уровне межгосударственных отношений, активно действующий, успешный, влиятельный и высокоэффективный политик-глава объединенного высшего общественно-политического фронта мирной борьбы курдского этноса.
Только через единство в руководстве и управлении мирной политической борьбой и национальной дипломатией можно добиться уважения прав и свобод курдского народа как в региональном масштабе, так в сфере международного сотрудничества и партнерства на глобальном уровне. Вопрос о том, кто конкретно может и должен представлять и отстаивать общий и единый "пакет" региональных "файлов" национально-культурных, социально-экономических прав и политических интересов курдского народа на двустороннем и международном уровне, является очень актуальным, потому что от того, как и когда он решится, зависит судьба равноправного участия курдской стороны в переговорах и встречах в Женеве, Дамаске, Анкаре, Тегеране, Брюсселе, Нью-Йорке и Москве. В этой связи, очевидно, проведение общенациональной организационно-политической конференции курдского народа – самая неотложная задача нации. Все патриотические и созидательные силы обязаны объединить свои усилия и выступить мирным фронтом, чтобы единый курдский вопрос, состоящий из тесно взаимосвязанных региональных проблем, рассматривался на всех уровнях при непосредственном участии высшего общественно-политического органа курдской нации.
Это и есть самый первый и самый главный этап общенационального "мирного процесса" - борьбы за демократическое самоуправление курдов в Турции, Сирии, Иране и, конечно, за полное самоопределение народа Южного Курдистана в Ираке. Не состоится первый этап, скорее всего, не будет и всех других мирных этапов. Международное сообщество в лице СБ и ГА ООН готово иметь дело и будет вести серьезные переговоры только с единым и организационно-политически объединенным курдским народом для решения всех региональных проблем и всего курдского вопроса.
Все политические силы, действительно озабоченные решением региональных проблем курдского народа, созданием независимого Южного Курдистана и автономных образований в Турции, Сирии и Иране, возрождением исторического и национально-культурного пространства Большого Курдистана, судьбой курдской нации, каждого политического заключенного - борца за гражданские права и свободы, будущим нынешних и следующих поколений, обязаны строить и развивать прогрессивный и цивилизованный курдский мир в сложном глобальном сообществе равноправных наций. Для этого надо объединиться не на идеологической, а сугубо патриотической основе. Межпартийные отношения там, где существуют более или менее соответствующие условия, можно выяснять на демократических выборах путем честного политического соперничества, не наносящего вред единым целям и задачам мирной освободительной борьбы курдского народа. К сожалению, многие демократические процедуры в политической борьбе партий сегодня возможны и соблюдаются только в Южном Курдистане. Во всех остальных курдских регионах на данный исторический момент межпартийное соперничество объективно следует отложить до лучших времен. Любые недопустимые методы противоборства, особенно силового диктата, нужно подвергать всеобщему осуждению, а в случаях крайней необходимости - адекватному принудительному прекращению. Никаким силам, никакой партии и организации не должно быть дозволено умышленно создавать чрезвычайные ситуации, угрожающие безопасности и положению курдского населения в регионах Большого Курдистана.
Теги: Мураз Аджоев, Турция, Турецкий Курдистан, курды, РПК, Сирия, Сирийский Курдистан, Иран, Иранский Курдистан, Ирак, Иракский Курдистан, Масуд Барзани, Абдулла Оджалан, Мурат Карайылан, ООН, Курдистан