Многие курды смотрят на курдскую проблему как исключительно национальную и в этом плане уникальную. Конечно, курды Ирака сильно отличаются от арабов Ирака. Но даже в этом случае положение курдов в Ираке не уникально, потому что здесь сильны местные традиции и, например, житель Басры ощущает сильнее свою провинциальную идентичность, чем принадлежность к Ираку в целом. Кроме того, споры с центром по поводу бюджета, инвестиций, проблем с обеспечением безопасности возникают у Багдада не только с Эрбилем, но и с другими провинциями. Особенно часто они случаются с Басрой, на территории которой добывается почти 90% иракских углеводородов. Это придает особую актуальность отношениям между провинциями и центром в Ираке, где идет постоянная борьба между тенденцией к централизму и децентрализацией.
На момент принятия Конституции 2005 года, во многом благодаря курдским политикам, принципы, предусматривающие децентрализацию государственного управления в Ираке, были достаточно сильны, поэтому они были отражены в конституции, 116 статья которой дает широкие полномочия провинциям. Конечно, перевес сил был небольшой, приходилось искать компромиссы, поэтому в конституции есть 122 статья, которая несколько принижает и вносит некоторую двусмысленность в те положения, которые ранее сформулированы в статье 116. Кроме того, есть политические силы, которые сейчас отождествляются с премьер-министром Нури эль-Малики и которые благодаря тому, что находятся у власти, блокируют процессы децентрализации государственного управления. Безусловно, что дело не только во взглядах Нури эль-Малики, скорее, тормоз на этом пути это – миллионы чиновничьих должностей, преимущественно, в Багдаде, большей частью унаследованных от прежнего режима, потому что занимающие их люди, кем бы они ни были раньше, сейчас заинтересованы в сохранении своих постов. Тем более, что у центрального правительства есть огромные средства, которые можно распределять, имея за это и свои блага. Одним из административных монстров является министерство нефти Ирака, крупнейшей государственной монополии, самой рьяной в защите прав центра.
Курды после некоторого периода активного влияния на центральную власть в 2003 – 2005 годах, какое-то время оказались более зацикленными на своих внутрирегиональных делах, с 2007 года их влияние в центре снизилось. Минимум его приходится на 2009 - 2010 годы, но после апреля 2012 года (визит М. Барзани в США) стало ясно, что Ирак еще долго будет политической нишей курдской автономии. Начался возврат курдов в федеральную политику. 2012 год прошел под знаком активной борьбы с правительством Малики, которого не только курды, но и другие партии с сильными региональными перспективами, обвиняли в авторитаризме. В этот непростой период сложился формально не заявленный, но мощный надконфессиональный политический блок, который объединил силы, выступающие за предоставление больших прав провинциям и регионам. В этом блоке, наряду с ведущими курдскими партиями – ДПК И ПСК, представлены Сунни Мутахидун (суннитская объединенная) коалиция, Движение Аль-Ахрар во главе с шиитским лидером Муктадой Эс-Садром, Высший исламский совет, возглавляемый шиитским клериком Аммаром эль-Хакимом с очень сильными позициями в Басре. В активе этого объединения уже несколько достижений, не будем вспоминать заблокированную президентом Ирака Джалалом Талабани попытку вынести вотум недоверия премьер-министру эль-Малики, но несколько важных законопроектов, несмотря на противодействия коалиции "Государство закона" этим партиям удалось провести через парламент.
23 июня 2013 года "провинциальный" блок провел поправки к Закону об управлении провинциями, наделив их большими полномочиями. Они устраняют некоторую путаницу, которая вносится статьей 122, что мешало найти компромисс в переговорах центра и провинций или региона. Это не абстрактные вещи, а вполне конкретные. В том числе и закрепляют за нефтедобывающими провинциями право получать отчисления с каждого барреля нефти в размере пяти, а не одного доллара, как это было раньше. Конечно, это еще не победа, потому что Нури эль-Малики построил вторую линию обороны на уровне судебной системы, и принятые парламентом поправки непременно попадут в Верховный суд для проверки на предмет их конституционности, как туда попала принятая ранее поправка, ограничивающая срок пребывания на посту премьер-министра, спикера парламента и президента Ирака двумя сроками.
Но, в любом случае, теперь, если провинция и центр не могут договориться по какому-либо вопросу, отнесенному к их совместному ведению, позиция провинции будет преимущественной. Это принципиально, потому что касается вопросов безопасности, нефтегазового сектора и инвестиций. Как раз тех вопросов, которые тяжело поддаются решению в отношениях между Багдадом и Курдистаном. Это касается и самих проектов и того, кто будет курировать их на местах, поскольку провинции получают право влиять на назначения, которые раньше центр делал самостоятельно. Создаются условия для укрепления федеральных отношений, что может снять многие напряжения в отношениях центра и провинций и регионов, в том числе и идущих по линии Багдад – Эрбиль, за которыми уже сейчас стоят мощные потенциалы и интересы.
Важно и то, что возникший блок дает модель того, что может произойти в Ираке по результатам выборов 2014 года, потому что уже сегодня есть блок, оппозиционный премьерской коалиции "Государство закона", который способен завоевать большинство мест в парламенте и выдвинуть реального кандидата на пост премьер-министра.
Результаты провинциальных выборов, прошедших в апреле 2013 года, показывают, что влияние Малики падает и что ему будет крайне сложно победить на предстоящих в 2014 году парламентских выборах. Кроме того, ему, скорее всего, не удастся повторить трюк с фактическим правлением в условиях возможного тупика, связанного со сложными процедурами выборов нового президента и премьер-министра. В 2010 году этот период продлился почти 10 месяцев, и Малики фактически "высидел" свой второй срок.
Теги: Ирак, Вадим Макаренко, Иракский Курдистан, курды, Курдистан, Басра, Нури аль-Малики, Масуд Барзани, США, ДПК, ПСК, Муктада аль-Садр, Омар аль-Хаким, Джаляль Талабани, Коалиция Государства Закона