Для ясности очень коротко отметить, например, в каких неблагоприятных и унизительных условиях существовал курдский народ в Сирии вплоть до начала мрачных событий. До взрыва адской смеси гражданской, террористической и религиозно-конфессиональной войны между арабо-суннитским и арабо-шиитским сообществами в этой "хваленной" стране за короткую вековую историю были совершены несколько военно-революционных переворотов в интересах элит разных арабских конфессиональных группировок. Все они были одержимы одной целью - захватить власть и утвердить долговечную и стабильную диктатуру для наведения режимного порядка и осуществления всеобъемлющего господства в "незаконнорожденном", но "родном" и признанном государстве. Курды в Сирии дополнительно разделялись властями по социальному положению на две группы: первая - около 1,5 миллионов человек, имевших формальное гражданство, но сильно ограниченных в правах и свободах, и вторая - около 0,5 миллиона человек, являвшихся абсолютно бесправными лицами без гражданства.
Когда слышишь или читаешь превосходные, восхитительные и пронизанные чувством глубокого почтения слова об уникальном цивилизационном значении Сирии и Ирака, возникает естественный вопрос – а какое, собственно говоря, отношение к великому прошлому Большого Ближнего Востока имели именно эти арабские государства, искусственно созданные в начале XX столетия, с перенятыми историко-географическими названиями и безобразными системами власти, опиравшихся на плотный сгусток "светской" и "общественно-конфессиональной" исламской идеологии национал-арабизма?
Главные мысли руководителя одного из этих государств, высказанные им в недавнем интервью сирийской правительственной газете "Ас-Саура", необходимо свести воедино, не нарушая общего контекста его длинной речи в ответах на поставленные вопросы, чтобы попытаться найти правду, сожаление, заблуждение, лицемерие, добро и зло в словах Президента Сирии: "Родина означает принадлежность к определенной культуре, именно это и составляет сущность нашего бытия. Когда мы привержены чему-то единому, у нас имеется одна Родина для всех. Когда колонизаторы ушли из Сирии, они не оставили нас в покое. Они всегда стремились восстановить свой контроль над нами, но уже другими, новыми средствами, в числе которых – разжигание розни и попытка расколоть наше общество. Самое опасное – это не разделение территории, а раскол общества".
"Когда мы живем на одной земле, но привержены разным культурам, то это означает, что существует несколько родин, поскольку каждая культурная составляющая будет иметь свою собственную родину. Тогда и получается, что на Родине есть место не для всех".
"Революция 1963 года в Сирии преследовала цель укрепления Родины, общества и человека. Революция пользовалась поддержкой рабочих, крестьян, ремесленников. Революция создала идейно устойчивую армию, которая выдержала, победив в войне 1973 года".
"В нынешние дни армия доказывает, что она построена на базе революционных и духовных ценностей. Истинные сирийцы придерживаются умеренных политических, религиозных и культурных взглядов, поскольку сирийский народ – результат смешения различных цивилизаций, существовавших на протяжении многих тысячелетий. Иностранные силы пытаются подорвать эту сущность сирийцев. Колонизаторы стремились разжечь рознь между суннитами и шиитами и подорвать отношения между арабами и персами. Родина сужается, и в ней уже нет места для всех".
"На многих встречах, где заходит разговор о кризисе, мы говорим, что прежде всего это кризис морали. Те, кто лишается морали, теряют человеческую сущность. При этом теряются и религиозные принципы. Нужно возвратиться к Корану. Слова Аллаха очень ясны: ислам является религией терпимости и милосердия. Исламская религия основана на любви, прощении, она отвергает убийство человека. А то, что творят религиозные экстремисты, полностью противоречит поведению Пророка".
"Мы принципиально против любой агрессии в отношении братской или дружественной страны. Мы не только опасались за Ирак, но знали, что эта война приведет к катастрофическим последствиям. До этого мы выступали против войны в Афганистане. Свою ошибку, совершенную в Афганистане, американцы повторили и в Ираке. Мы предупреждали их, что ситуация в Ираке превратится в межконфессиональную рознь, которая может привести к раздроблению страны. В настоящее время именно это мы и наблюдаем. Арабская национальная идея находится под тремя угрозами. Первая-это полное отречение от нее и принятие западных ценностей. Вторая-путь в обратном направлении, ведущий к экстремизму. Третья заключается в деятельности правительств некоторых арабских стран, которые привели к тому, что часть арабов отказалась от идеи арабизма. Все это нанесло чувствительный удар по арабскому национальному проекту. Но нельзя сказать, что он провалился. Арабы не допустят краха своих идей".
"То, что происходит сегодня в Египте –это крах попыток политизации ислама. То есть, падение той системы, в правильности которой пытались убедить людей "Братья-мусульмане". Я повторю, что мы не приемлем, чтобы ислам опускался до уровня политики, поскольку религия выше политики. Те, кто использует религию в политических целях или в интересах группы людей, неизбежно падут в любой точке мира. Народ осознал ту ложь, которую эта сила распространяла с самого начала народной революции в Египте. Проект "Братьев-мусульман" является лицемерным, нацеленным на разжигание розни в арабском мире".
Президент Сирии, мягко говоря, лицемерит, смело утверждая, что "сирийский народ – результат смешения различных цивилизаций". Смешения цивилизаций и культур так и не произошло в Сирии, потому что власть новообразовавшегося государства, как и в Багдаде, не было заинтересовано в том и не создало соответствующих благодатных условий для межнационального и межконфессионального мира и взаимоуважения. Вместе с тем, официальное должностное положение и политический долг "наследника" арабского диктатора не позволяют Президенту бессовестно лгать, поэтому он и не может назвать автохтонный курдский этнос, древнюю курдскую цивилизацию и культуру в качестве одной из важнейших составляющих "нереального" понятия "Сирийский Народ". Любому лицемерию есть предел, дальше которого идут только безумные и безрассудные авантюристы. Сирия – одна из многих и богатейших частей обширной территории древнейшей человеческой цивилизации с многонациональным и многоконфессиональным населением, но сегодня – это диктаторское государство арабов с национал-исламской культурой. В Сирии убивают друг друга преимущественно арабы-сунниты и арабы-шииты. Идет "классическая" межарабская братоубийственная гражданско-конфессиональная война элит за власть. При этом ни одна из сторон этой войны не хочет давать каких-либо серьезных гарантий соблюдения прав курдского народа на самоуправление в будущей системе организации власти в Сирии, но каждая из них призывает курдские политические партии и их силы самообороны присоединиться к борьбе в интересах "Сирийского Народа" и "Родины" для всех "безликих" и "безродных" граждан. По мнению Президента Сирии, во-первых, разные культуры –это беда, потому что большая "Родина" дробится на маленькие родины. Во-вторых, хотя "сирийская культура" - это производная от нескольких цивилизаций, в ней не может быть отдельных составляющих. "Сирийская культура" должна быть однородной, поэтому носители "чужой" культуры не могут быть частью "Родины". Странная и пагубная философия.
"Сирийские патриоты" во главе с Президентом относят к "чужим" прежде всего курдский народ - до мозга костей как прошлых, так и живущих ныне поколений приверженный своей национальной культуре и родной земле в западной части Большого Курдистана, оказавшейся по жуткой иронии недоброй судьбы в составе незаконнорожденного Сирийского государства. Президент Сирии называет "колонизаторами", видимо, Францию и Великобританию, законно оккупировавших территории поверженной Османской империи по итогам и результатам Первой мировой войны, выделивших "кусок древней земли" для ими же нелегально и согласованно созданной и благодаря им суверенно существующей до сих пор Сирии.
Курды в его интервью не упоминаются вообще и не рассматриваются ни с какой стороны и точки зрения. Нет, он не забыл про курдский народ в Сирии. Он предпочитает не вспоминать о курдской автохтонной культуре, исторической родине курдов, неугасаемой силе свободолюбивого духа курдской нации. Асад даже виртуально боится растворить курдов в часто употребляемом им понятии "сирийский народ", настолько он опасается острой и больно жгучей курдской проблемы.
Асад - "Самое опасное –это не разделение территории". Что, Сирию можно разделить на части, господин Президент? В неблагоприятно складывающихся обстоятельствах, вероятно, Башар Аль-Асад вынужденно согласится сказать - "Да, если в каждой из них будут жить люди одной культуры, общественно-религиозной цивилизации и одного мировоззрения". Например, создать малую арабо-суннитскую Сирию, малую арабо-шиитскую Сирию и отдельно Западный Курдистан для курдов и всех других религиозных конфессий и национальных меньшинств. Вполне допустимый и конструктивный вариант, если бы имелся в виду именно такой принцип для выхода из кризиса и прекращения войны в Сирии. Любая культура, основанная на высших морально-духовных ценностях, нравственных традициях и обычаях, легко совместима с древней курдской культурой. Исторически мировоззрению и культуре курдского народа были чужды религиозный радикализм и национал-шовинизм по отношению к другим этно-конфессиональным сообществам. Курды хотели быть неотъемлемой частью "Родины" и "Народа" в Сирии, равно как и в Ираке, Турции и Иране, но в качестве юридически равноправного субъекта, имеющего историческое и моральное право на национально-культурное и административно-территориальное самоуправление. За это естественное, справедливое, обоснованное и законное желание курдов угнетали, убивали, массово уничтожали, лишали прав и свобод на "Родине".
"Хочешь быть полноправным человеком не называй себя курдом, забудь курдский язык, откажись от национальной культуры и истории, своего рода и народа, будь законопослушным гражданином и прилежным мусульманином" - примерно такими словами переводился смысл государственной политики решения курдской проблемы через ассимиляцию курдского народа в Сирии, Ираке, Турции и Иране.
Чем с точки зрения политической идеологии отличается арабо-шиитская элита, пришедшая к власти в Ираке и правящая в Багдаде, от "Братьев-мусульман"? Практически ничем. И те и другие боролись против прежних государственных режимов за власть и считают законы шариата главным источником правосудия и законотворчества. В Египте "Братья-мусульмане", недолго наслаждались властью и быстро потерпели крах. В Ираке шиитские политические силы пока держатся благодаря "временной" поддержке США и Запада, но в обозримом будущем ситуация может резко измениться не в пользу арабо-шиитской элиты. В Ираке не было и нет в реальности "Иракского народа", точно так же, как в Сирии не существует "Сирийский народ". Тот не радужный конец, который правильно предрекает Ираку сирийский Президент, относительно скоро ожидает и саму Сирию. В отличие от Ирака и Сирии, а также Турции и Ирана, Египет останется единой и целостной страной, потому что там нет курдской или другой сопоставимой по значимости и масштабу внутренней национально-территориальной, политической и социально-правовой проблемы. Очевидно, что сегодня нет и не может быть никакого политического и идеологического отличия между премьер-министром Ирака Аль-Малики и президентом Сирии Аль-Асадом, несмотря на тот факт, что Иракский премьер в прошлом был ярым врагом диктаторского режима баасистов, очень похожего на режим баасистов в Дамаске. Да и к курдскому вопросу эти господа, безусловно, относятся одинаково негативно и с ненавистью.
Южный Курдистан, даже будучи почти независимым и свободным регионом Ирака, не сможет сформировать самостоятельное, думающее и созидательное гражданское общество, без которого невозможно будет развиваться и ускорить прогрессивное движение в сторону демократизации, социального равенства населения, экономического роста и благополучия. Гражданское общество создается в условиях полной суверенности народа и страны, поэтому вопрос о независимости Южного Курдистана имеет принципиальный характер. До момента возникновения автономно-административного образования в составе нового федеративного Ирака курдский народ был всецело отчужден от социокультурной среды общественной жизнедеятельности и полностью лишен правового "опекунства" со стороны государственной власти.
Такая благодатная среда создается сегодняшней региональной властью, но она может выжить и плодоносить только в условиях независимого и единовременного развития государства и общества в Южном Курдистане.
В Ираке государственная идеология, постоянно и беспрерывно поощрявшая репрессивное подавление гражданских инициатив курдского населения, не встречала на своем кровавом пути активного и открытого сопротивления со стороны исламских духовно-религиозных структур и учреждений. Официальный ислам в Ираке никогда не спасал курдов от неправомерных действий государственного аппарата, жестокости и дикой несправедливости полицейского режима.
В Ираке не проводились арабские общественно-религиозные демонстрации протеста суннитов или шиитов против жестокости фашиствующей власти и бесчеловечности политической элиты баасистов по отношению к курдам. Курдские провинции в Ираке, как правило, были исключительно сельскими с примитивным хозяйством, индустриально слишком отсталыми, с несовершенной и неэффективной социально-культурной инфраструктурой. Большая часть мужского населения уходила в горы и вступала в ряды бойцов партизанских отрядов сопротивления диктаторскому государственному режиму. Кому-то удавалось получить среднее и даже высшее образование, в том числе за границей. Но таких было очень мало.
Многие десятки тысяч курдов стали жертвами вооруженных столкновений с армейскими силами и повсеместного произвола полиции. Сотни тысяч пострадали или пропали без вести по самым разным причинам и в самых разных обстоятельствах. Сегодня, конечно, совсем иная ситуация. Власти Южного Курдистана за исторически весьма короткое время достигли впечатляющих результатов во всех сферах жизнедеятельности региона и населения. Южный Курдистан по всем социально-экономическим показателям, уровню общественно-политического развития и обеспечения безопасности значительно опережает весь остальной Ирак.
Нефтедобывающая отрасль, конечно, составляет основу экономического потенциала Южного Курдистана. Вместе с тем, очевидно, что природные ресурсы региона вовсе не ограничиваются богатыми месторождениями углеводородных энергоносителей, запасы которых, по самым пессимистическим ожиданиям и полученным геолого-разведочным данным, оцениваются примерно в 50 миллиардов баррелей нефти и 4,0 триллиона кубометров газа.
Учитывая долю КРП в партнерских соглашениях о разделе продукции с иностранными инвесторами и создаваемые исполнительной властью национальные производственно-технические мощности по наращиванию суверенных объемов добычи, технологической переработки и транспортировки углеводородного сырья, соответствующие показатели только экспортных статей доходов будут достаточны для покрытия большей части растущих бюджетных расходов и формирования золото-валютных резервов Южного Курдистана. На всей территории Южного Курдистана с крупными и очень большими месторождениями углеводородов добыча всех видов энергоносителей в среднесрочной перспективе - в течение 2014-2015 годов может достичь валового уровня производства сырья, сопоставимого с нефтяным эквивалентом более чем 3-х миллионов баррелей в сутки или примерно 800 миллионов баррелей в год. Общая финансово-дебиторская доля КРП в совокупной выручке нефтегазовой отрасли, включая экспорт нефтепродуктов, может превысить 30 миллиардов долларов в год. В том случае, если проблема продовольственной безопасности будет быстро и эффективно решена преимущественно с помощью восстановления имеющихся естественных ресурсов, создания адекватной материально-технической и учебно-профессиональной базы сельско-хозяйственного производства и аграрного сектора, часть финансовых средств, высвобождаемых за счет резкого сокращения продовольственного импорта, можно будет дополнительно направить на реализацию социально значимых проектов в перерабатывающих секторах легкой и пищевой промышленности. Достаточно хорошие возможности для роста и развития имеются в сфере туризма и организации массового отдыха в курортных районах Южного Курдистана. Существует реальная перспектива для серьезного развития объемов производства цемента и различных строительных материалов из природного камня, в том числе из местного мрамора и цветного плитняка. Потенциал частного бизнеса среднего уровня просто неисчерпаем в сфере нефтедобычи на малых месторождениях, в том числе с низким дебитом, в нефтепереработке, в сфере ремонта и содержания автодорог, коммунально-технических и инженерных объектов жизнеобеспечения провинциального значения и т.д.
В Южном Курдистане нет самого главного – полного суверенитета и гражданского общества, а значит нет надежной гарантии для успешного и долгосрочного социально-экономического развития, ускоренного движения к реальной свободе, позволяющей быть равноправным членом международного сообщества наций и глобальной межгосударственной системы сотрудничества и делового партнерства.
Южный Курдистан –это единственный регион курдской нации, имеющий сегодня все возможности и предпосылки для продвижения курдского народа в мировое пространство и решения курдского вопроса в других регионах Большого Курдистана.
Удивляет тот "сенсационный" информационно-политический ажиотаж, который сопровождал запланированный ответный визит президента Южного Курдистана в Багдад – "прорыв, успех, начало конструктивного сотрудничества". Беспочвенные, неразумные и бредовые эмоции, какими бы свойствами они ни обладали, – это всего лишь слабое "успокоительное" средство. Завтра окажется, что комитеты и комиссии по решению всех спорных вопросов, о которых договаривались Малики и Барзани в апреле, не работают и ничего не решают. Все уже проходили. Если встречи между премьер-министром Ирака и президентом Южного Курдистана проходят на таком высоком политическом уровне, словно речь идет о деловых и партнерских связях двух независимых и равных сторон, то почему бы и фактически не перейти на двусторонние межгосударственные отношения или, наконец, не создать конфедеративный союз двух независимых и суверенных стран – Ирака и Южного Курдистана? Все необходимые атрибуты имеются у каждой из сторон. Надо будет только внести некоторые изменения в тексты конституций каждой страны и подписать договор о конфедеративном союзе, направив соответствующее уведомление в ГА и СБ ООН. Да, но лучший выход для курдского народа –это выход из Ирака и вход в мир наций и государств.
В Ираке с федеральной властью надо сначала достичь ясных, конкретных, однозначных, детальных и незамедлительно исполняемых договоренностей и соглашений, а уж потом обмениваться визитами, встречами, братскими рукопожатиями и приятными комплиментами, и лишь по поводу успешных результатов совместной работы. Где результаты, господа? Нефть, территории, бюджет, армия, компенсации жертвам геноцида и переселения – ни один из вопросов не решен и не будет решен в Ираке. Они могут быть решены полностью только в независимом Южном Курдистане.
В последнее время активно распространяется слух о том, что якобы ведутся неформальные переговоры о выдвижении Барзани на пост президента Ирака. Кто может быть заинтересован в подобной провокации? Прежде всего оппозиционные партии и исламские организации, да и союзники-конкуренты. А как все пытаются возвысить роль и значение полномочий президента Ирака для обеспечения стабильности, партнерства и решения всех спорных вопросов.
Вспомните, что еще действующий Президент, уважаемый и авторитетный Джалял Талабани, не смог за много лет исполнения своих обязанностей решить хотя бы один из самым важных и принципиальных для Южного Курдистана вопросов. Власть в Ираке сосредоточена в Правительстве и находится в руках Премьера. И вам об этом хорошо известно. Зачем лукавите и в чью пользу стараетесь, господа. Для Барзани не может быть более ответственной должности и работы, чем пост и обязанности всенародно избранного президента Южного Курдистана. Можно согласиться на единственный вариант: внести в Конституцию Ирака поправку, в соответствии с которой всенародно избранный региональный президент Южного Курдистана по совместительству становится президентом Ирака. На провокацию ответить провокацией и с удовольствием понаблюдать за реакцией "друзей" и "доброжелателей".
Теги: Мураз Аджоев, Сирия, Сирийский Курдистан, курды, Ирак, сунниты, шииты, Курдистан, Башар Асад, Турция, Иран, Братья-мусульмане, нефть, газ, СБ ООН, Иракский Курдистан, Масуд Барзани