Видимо, считается, что курдам сейчас не до истории. У них много забот в повседневной жизни. Исследование своей истории они откладывают до лучших времен. Гораздо больше времени у армян, у азербайджанцев, да и в России любят копаться в истории. Недавно историей стали заниматься турки, которые наметили для себя две важные даты в этом столетии – 2023 год – столетие современной Турции, и 2071 год – тысячелетие прихода сельджуков.
Откуда начать поиск?
История насчитывает тысячи лет. Это как огромная равнина, по которой, отправляясь в путешествие, можно идти в любую сторону, но, возвращаясь, надо выбрать дорогу, которая обязательно приведет тебя в свой дом.
На территории Курдистана, даже Большого Курдистана, последним независимым государством было Аккоюнлу (часто переводится как "белобаранная", с чем можно поспорить). Но курды не часто вспоминают об этом государстве, потому что государственные образования Аккоюнлу (1378-1508) и Каракоюнлу (1402-1478) однозначно обозначаются в литературе как туркменские. Это создает впечатление, что это чуждые курдам образования. Хотя прежде, чем утверждаться в этой точке зрения, надо было бы найти удовлетворительное объяснение самого этнонима туркмен в приложении к этим образованиям, так и предшествовавшим им образованиям, которые принято называть туркменскими. Вряд ли спасает то, что этнографы сегодня делают различие между туркменами Средней Азии и туркменами Ирака или Сирии. Но если различаются этнические группы, имеющие одно и то же наименование, то становится ясно, что этноним туркмен не связан непосредственно с его этническим наполнением, а передает какую-то яркую особенность, свойственную этим родственным этносам, которая легла в основу их названия.
Если его брать на уровне X-XI века, то этноним туркмен совершенно не понятен, поскольку не только юг нынешнего Туркменистана, т.е. Хорасан, но и его значительная часть, включая Мерв на севере, была полностью курдской. Говоря о курдах, которые разорваны между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, вспоминают (не часто) Россию, а вот о нынешнем Туркменистане практически не говорят, хотя исторически это важная часть территории Большого Курдистана. Когда-то сплошное курдское пространство, которое еще можно увидеть на картах распространения иранских языков, сейчас разорвано и уже не воспринимается как целостное.
Насколько я понимаю, курдские историки не относятся и к Аккоюнлу как к своей исторической базе, хотя это объединение фактически покрывает весь массив земель, на которые претендуют курды. Насколько я понимаю, курдские историки не относятся к Аккоюнлу как к своей исторической базе, это государственное образование пытаются подтянуть к себе азербайджанские историки, хотя это объединение фактически покрывает весь массив земель Большого Курдистана, на которые исторически претендуют курды – от Средней Азии до Сирии, включая гористую часть Ирака.
Дело не только в том, что эти государственные объединения охватывали районы компактного проживания курдского этноса, которые располагаются в районах современного Азербайджана, (иранского) Азербайджана, Восточной Анатолии и Ирака, но и в том, что Хорасан, да и значительная часть Средней Азии, включая Мары (древний Мерв), столицу, откуда начинались огузские завоевания, длительное время спустя после начала огузских завоеваний являлся районом проживания многочисленных курдских племен. Это сохранялось до XX века. Только за советское время в этом районе было ассимилировано несколько сот тысяч курдов. Главным оружием ассимиляции в XX – XXI веках выступает смена основного языка и отказ от истории, поскольку другие культурные факторы почти не работают на национальную идентичность.
Возникает вопрос о природе огузских племен. Следует ли понимать ситуацию так, что вторжение варварских племен (=сельджуков) разрушает историческую динамику на нагорьях, где в основном проживали более продвинутые народы, в том числе и более продвинутые курды? Если представлять себе вторжение огузов, а затем и татаро-монголов как полностью чужеродных курдам этносов, то будет непонятно, как смогло сохраниться под этим напором курдское население Хорасана, поскольку эти волны вторжения должны были смести курдское население, стоявшее на пути этих людских потоков, но этого не произошло. Это дает основание предположить, что это была однородная в этническом отношении масса. А потрясения, связанные с военными действиями, только на периферии были столкновениями с другими этносами, а внутри большого пространства нагорий это были характерные для того времени междоусобицы. Они, безусловно, сопровождались значительными потрясениями, но не вели к уничтожению больших масс населения.
Этнонимы
К сожалению, имена народов, этнонимы, больше скрывают, чем показывают. Они как восточная одежда, которая редко следует фигуре. В России много копий сломали, обсуждая, что значит "Русь", "русский", но вряд ли есть признанное всеми решение. Обсуждение продолжается. Наверно, настал черед курдов объяснять смысл своих общенародных и индивидуальных, родовых названий. Но суть не в названиях, а в том, чтобы увидеть общее, потому что до этого все было направлено на то, чтобы подчеркнуть различия. Большой Курдистан не появится даже виртуально, если не будет восстановлена реальная история этого региона, хотя бы на две-три тысячи лет вглубь. К сожалению, многие думаю, что для того, чтобы появился Большой Курдистан, его надо просто провозгласить. Это, конечно, необходимое условие, но этого мало.
Имена часто скрывают, а не открывают истину. Чаще всего имя народа означает "народ", "племя", "род", т.е. объединенная масса населения. А вот какой это род и как он соотносится с другим надо разбираться? Определить принадлежность того или иного племени к тому или иному современному народу - очень сложно. Думаю, что огузы, это - одно из курдских имен, но обычно к их более известному имени "сельджуки" добавляют определение "турки". Имя "огузов" означает "род", "клан", "колено". "Сельджуками" их называли по имени Сельджука, вождя огузов, а что значит слово "турки"? Этносы различаются не по названиям, а по языку и культуре. Но кто может дать характеристику языка огузов, когда они стартовали из Хорасана? Например, мы, русские, не можем без перевода специалиста-филолога прочесть "Слово о полку Игореве", в котором большое число тюркизмов, но, как минимум, не меньше и русской лексики. Никто из археологов не нашел места, где сражался князь Игорь. У меня есть собственное мнение по этому поводу. Я считаю, что это было сражение под Мелазгирдом (рядом с озером Ван), а "русский" князь Игорь в византийской истории известен как Роман IV Диоген, император Византии. Мелазгирд в русских источниках калькирован как Чернигов. Победил в этой битве Альп Арслан, его русское имя Изяслав Ярославич, кстати, рожденный от шведской принцессы Ингреды. Не поэтому ли шведы до сих пор питают расположение к курдам? Как раз дата этого сражения 1071 год и будет отмечаться турками Турции в 2071 году (большая программа), которые ощущают себя потомками противников Игоря, хотя столкнулись в этой битве близкие родственники – как всегда, дядья и племянники, оспаривавшие право наследования власти в Мерве, Хорасане. Альп Арслан приходился дядей Игорю, которого звали Роман Святославович.
Так, кто такие сельджуки? Турки, курды или русские?
Почему так происходит? Почему все запутано? Потому что и мы, россияне, и турки приняли чужую версию истории. Кстати, евреи-израильтяне при создании государства Израиль также приняли чужую историю, из-за которой последний палестинец утверждает, что они чужие на Ближнем Востоке. Вопрос, какую версию истории примут курды, будет ли она работать на создание мощного Курдистана?
Парадокс в том, что город Мары, или Мерв, - это важнейший город не только курдской, тюркской, но и русской истории. У него есть и другое имя - GAWR , которое в русских летописях трансформировалось в Кий (=Киев). Оно и означает тоже самое, что и Киев, т.е. означает, что этот город стоял на переправе ("связывал два берега"). Более того, это и был Киев Святослава, который решил перенести центр своей державы на Шатт эль-Араб (=Дунай), попробовал, но не удалось. Правда, сразу скажу, что мое мнение для традиционных историков, которые не могут ответить ни на один из бесчисленных вопросов о русской истории, это - чистая ересь.
Но история она, какой была, такой и остается, независимо от того, удалось нам ее понять или нет. Именно с Мервом связана средневековая история "русской" правящей династии, начиная со легендарного Святослава ( по-огузски его звали Сульджук, а, значит сельджуки – это святославичи). Его сын Владимир (valad+mir, т.е. государь) "крестил Русь". У него было много сыновей, крепкий род, который многое определил на будущее. Все это происходило на просторах Большого Курдистана. Христианское имя Владимира было Василий, а в огузской истории он - Микаил. В истории Византии, точнее Рума, это – Василий II из Македонской династии Рума, которую даже по традиционным данным основал то ли курд, то ли армянин. Святослав (=Сельджук), Владимир (=Микаил), Ярослав (=Чагри-бек), а затем и Мстислав Удалой (=Тогрыл) и другие "русские" князья имели главную столицу в городе Мерве (=Киев, Мары), хотя Мстислав Удалой (чье христианское имя - Константин Манамах), на пример, пока его брат занимал престол в Мерве, княжил в Византии (по-русски в Тмутаракани). "Греки" его звали в этот период Константин Манамах (=Удалой, т.е. умеющий сражаться).
Есть один парадокс в русской летописной истории, которая сильно отредактирована, в ней почему-то княжескую династию после Игоря называют "рюриковичами" (хотя формально на Игоре, погибшем у древлян, а это, скорее всего, другое имя хазар, мужская линия рюриковичей по летописным текстам прерывается), но это – верно, т.е. линия рюриковичей продолжилась, если Игорь и Святослав были из одного рода (если брать традиционные "византийские" названия, то оба они из Македонской династии Рума).
Русская и курдская история тесно связаны от начала и до конца XV века. Это еще и сейчас чувствуется в языке: есть много общих слов в русском и курдском языках. Откуда бы? Но этого нет в истории, потому что события русской истории насильно привязали к просторам современной России. Это – неправильно. У русских, и у курдов практически одна история, хотя ее участники носят разные имена, но это не сущностные различия, а особенности перевода и следствие того, что древний и средневековый мир был многоязычным. В одной области говорили на одном языке, а в другой – на другом, как до сих пор в Сулеймании и Дохуке, а князья носили разные имена в зависимости от того, где и кем правили, да и чаще это были не личные имена, а титулы и должности.
Название нагорий
Корни слов Керманшах/Kermânšâh, Гармиан, Курдистан имеют общий корень. Он связан с понятием Рум. Часто думают, что Рум - это Византия, хотя реально Византия была лишь малой, периферийной частью Рума. Задолго до появления не только римской Византии, основанной Константином Великим, но и до того, как Рим Ромула и Рема обрел силу, Александр Македонский носил титул "Румийский".
Обычно то, что звучит как Рум, записывалось Hrom. Курманджи значит, что "человек из Рума", буквально "Рум+ан"=ромейский и плюс "джи"= человек. Кстати, хаврамани сохраняют это имя по сей день, их название можно буквально перевести как ромеи, или греки. На греческом языке писали когда-то в Кандагаре (Афганистан). Многие правители, которые правили, безусловно, на землях Курдистана в своих титулах называют себя правителями Рума. К примеру, в XII веке титул правителя "всей Романии", т.е. и в том числе Византия, носил, в частности, Данишмандид Малик Мухаммад (1134-1142), который был потомком Чагри-бека из Великих огузов, установивших на несколько веков свою гегемонию на этом пространстве.
Чагри-бек, которого почитают в Туркменистане и Узбекистане, не очень знают в Курдистане, а ведь он завоевал большую часть низинного Ирака, в средневековой русской истории, которая, чего не признают традиционные историки, относится к территории Ближнего Востока, проходит как Ярослав Мудрый. Именно поэтому его потомки, правившие, как и он, на просторах Большого Курдистана, т.е. в Руме, носили наименование Данишмендиды, т.е. "мудрые" по почетному наименованию их предка.
Этнонимы больших нагорий
Само название Рум – Hrom связано с понятием "верховья", т.е. "место начала" (река в нынешнем Иране обозначается как "руд", т.е. источник; т.е. идущий от начала, соответсвенно, (h)rude=H*rud-e-stan= Kurd-e-stan=Курдистан, т.е. верхняя страна; страна рек; страна, откуда реки берут начало; страна нагорий.
Рассматривая массу этнонимов Ближнего и Среднего Востока, можно предложить вариант их классификации. Исторически возможно выделить, как минимум, три по времени и условиям возникновения уровня этнонимов. Рассмотрим их.
Первый уровень - этнонимы типа езиды, таджики, талыши, эллины/геллины, зазаки (самоназвание дымли), марды/маары и др., в основе которых лежит понятие "огонь, солнце", а общий смысл этих этнонимов вполне передает слово "язычник" как огнепоклонник. Но надо понимать, что долгое время существовала установка, которая блокировала поиск этимологии этих этнонимов, поэтому даже в русском языке, где широко используется этот термин, его этимология сегодня не понята. Он предполагает почитание солнечного божества, что и отражено в этнониме.
Второй тип этнонимов связан с понятием Рум/HROM, который следует возводить к понятию Ērān-vēz, как и к связанному с ним понятию Elam.
Это такие этнонимы как ромеи (См. фромчик [согд., римлянин]), хаврамани, курманджи, керманшахи, горани, армяне, конечно, курды, и др. Они связаны с сопричастностью этих этнических общностей к обширной политической системе, которая называлась Рум, или Романия. Рум часто полностью отождествляют с Византией, особенно с поздней. Это – ошибка. Задолго до того, как Константин Великий основал Восточно-римскую империю, Александр Македонский носил титул "Румийский". Естественно, что сама Византия – это на деле сравнительно территориально не большая и далеко не самая главная часть Рума (т.е. в основном территория, прилегающая к Византию/Константинополю). Она не исчерпывала собой всю его территорию, которая охватывала обширный район Армянского и Иранского нагорий, с одной стороны, уходя далеко на восток, с другой, выходя на низинные районы Месопотамии. Собственно Константинополь – это город-государство, а далеко не весь Рум, или не вся Романия, как можно было бы подумать, отождествляя Рум и Константинополь не как город, а как обширную империю.
Эпоха самостоятельности Рума закончилась еще до X века, потому что уже с Македонской династии и до падения Константинополя в XII веке под ударами крестоносцев, а, возможно, еще при хазарах, это был всего лишь один из богатых, мощных, но подчинённых городов большого пространства с политическим центром то в Хорасане, то в Восточной Анатолии.
Этнонимы русский, турок, туркмен образуют третий тип этнонимов. Эти слова связаны с понятием "род, колено, клан, орда, речь", в основе которых лежит слово "уруг" (у российских казаков – "круг"), т.е. сыновья одного отца, или род. Это те, кто во главу угла ставил отношения в своем роде. Этот тип этнонимов отражал принцип организации общества, в котором "уруг" (=род, колено), или "орда", или "речь" (например, Речь Посполита), или "русь", был основной единицей организации власти. Если брать эти значения, то Аккоюнлу – это Белая Русь (=род, орда), а Каракоюнлу – Черная Русь (=род, орда). Власть принадлежала княжескому роду и передавалась не от отца к сыну, а по лествиничной системе, т.е. от брата к брату, а затем переходила в другой род, в другое колено. Часто возникали междоусобные конфликты. До сих пор это правило передачи власти применяется в королевской семье Саудовской Аравии. При этом роды обособлялись друг от друга и враждовали между собой, и, не имея надежды на получение власти в своем районе, уходили в новые районы, начиная их освоение. При этом у них сохранялся единый, высший центр, которому были лояльны все роды, формально имея возможность когда-нибудь получить власть на этом Олимпе, на своей прародине. Не этот ли стереотип впечатан в идею Большого Курдистана?
Почему надо отказываться от традиционной (устоявшейся) истории?
Традиционная история – это история, написанная, чтобы закрепить чужие, а не курдские национальные интересы. Она так долго "вылизывалась" под интересы господствующих этносов и религий, что в ней нет достойного места для курдов. Такого места в истории нет у многих народов. Да нет его и для русских тоже, несмотря на то, что с русских есть и независимое государство, и даже ядерное оружие. Все-таки история добавляет что-то крайне важное, без чего трудно осознать себя состоявшейся, а, тем более, великой нацией.
В этом плане могут ли курды позволить себе не заниматься историей? Есть насущные задачи, но не все курды участвуют в политической борьбе, даже не все курды живут в Курдистане. Нужен десяток другой историков. Чтобы заниматься историей не надо многого, это – не запуск космического спутника. Да и многие могут заниматься историей на свой счет. Один танк, который может в три минуты сгореть от "коктеля Молотова", стоит много больше, чем нужно, чтобы несколько десятков человек "спокойно" занимались историей, а ведь рукописи в отличие от танков не горят. Написанное пером – не вырубишь топором.
Только нужна своя история, а не та, в которой нам нет достойного наших предков места.
В России в конце XVI века не было истории, страна только-только создавалась на новом месте, куда ушел, оставив престол в Тебризе сыну, Хасан Узун (=Иван III Великий). Приходилось бороться за выживание. Джильс Флетчер, британский дипломат, в конце XVI века пытался узнать, как утвердился в районе нынешней Москвы Иван III, но не смог. Не было тогда на Руси истории: не до того было. Ее еще предстояло написать. В XVII веке появились версии истории, которые начинали русскую историю за 4000 лет до этого еще на Ближнем Востоке. Но, в конечном итоге, победила "европейская (ватиканская)" версия, по которой русская история была урезана (обрублена по IX век) и жестко привязана к нынешней территории России. Естественно, что события, которые происходили на Ближнем Востоке, привязали к вновь обретенной территории.
Мы сейчас мучаемся с этой версией истории, пытаясь понять, кто мы и откуда пошла Земля Русская. Я с большой надеждой смотрю на курдских историков, нынешних и будущих, потому что уверен, что, расчищая место для своей истории, а на Ближнем Востоке – для своего государства, они обязательно раскроют много нового и о русской истории. Только не стоит затягивать…
Теги: Вадим Макаренко, курды, Курдистан, Аккоюнлу, Каракоюнлу, туркмены, Хорасан, Иран, Сирия, Турция, Ирак, Россия, Азербайджан