Соединённые Штаты и Россия взаимодействуют с Турцией, чтобы остановить атаки поддерживаемых Турцией вооружённых группировок на севере и востоке Сирии, в частности направленные против "Сирийских демократических сил". Некоторое время назад в районах плотины Тишрин и моста Каракозак на линии соприкосновения между протурецкими боевиками и сирийскими курдами было объявлено временное перемирие.
Не менее симптоматичны и более широкие политические манёвры по утрясанию административно-территориального устройства "новой" Сирии. Так, в первых числах апреля в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями курдские подразделения "Сирийских демократических сил" были переведены из двух районов Алеппо (Шейх Максуд и Ашрафия) на правобережье Евфрата. Власти Дамаска якобы готовы сохранить курдскую специфику указанных районов и их самоуправление. Общественный порядок и безопасность будут по-прежнему обеспечивать местные силы внутренней безопасности "Асайиш", преобразуемые в местные отделы Сил общественной безопасности МВД САР. По мнению оптимистов, это создаст позитивные перспективы для продвижения переговоров по интеграции подобным образом и других структур СДС к востоку от Евфрата на основании соглашения от 10 марта между временным президентом Сирии А. Аш-Шара`а и главнокомандующим СДС М. Абди (двумя неделями ранее отбывающий в Турции пожизненное тюремное заключение лидер Рабочей партии Курдистана Абдула Оджалан призвал своих последователей сложить оружие и распустить группировку). Со своей стороны, представители Рожавы (Автономная администрация Северной и Восточной Сирии) надеются на возвращение курдских беженцев в Африн, захваченный Турцией и подконтрольными ей группировками в начале 2018 года.
Символично, что доставил курдского предводителя в Дамаск на подписание меморандума американский вертолёт. Далее, по данным телеканала Channel8, после возвращения из США министра иностранных дел Турции Хакана Фидана делегация из Рожавы встретилась в присутствии американцев с турецкими официальными лицами на авиабазе Инджирлик. Цель – обсуждение будущего Сирии и будущая роль Автономной администрации районов Заевфратья. Делегация СДС во главе с лидером Партии демократического союза (ПДС) Салихом Муслимом установила контакт со своими давними противниками через заместителя Фидана Нуха Йылмаза. По словам хорошо известного в России курдского политика, переговоры носят в основном военный характер: "Во время правления Асада в Сирии и после создания кантонов и Автономной администрации Северной и Восточной Сирии Турция начала прямые нападения на курдские силы в Рожаве. Ранее она атаковала курдские силы через группировки, которые считались близкими к Турции, и продолжает делать это по сей день".
Сообщается, что международное давление, в частности со стороны т. н. "глобальной коалиции", заставило президента Эрдогана смягчить свою позицию в отношении СДС. Утверждается также, что после телефонного разговора с Президентом России Владимиром Путиным Анкара впервые согласилась интегрировать силы СДС в "новую" сирийскую армию. По данным Управления по связям администрации Ак-Сарая, главы государств обсудили двусторонние отношения, а также актуальные региональные и глобальные события, подчеркнув важность координации между Анкарой и Москвой для поддержания стабильности в Сирии. Согласно агентству Anadolu, Эрдоган подчеркнул необходимость дальнейшего сотрудничества Турции и России для обеспечения безопасности и "по сохранению территориальной целостности Сирии и противодействию любым попыткам разжечь этнические и религиозные конфликты… Турция поддерживает реинтеграцию Сирийских демократических сил в систему национальной обороны Сирии. Этот шаг имеет решающее значение для долгосрочной стабильности страны".
В ходе вышеупомянутой поездки Фидана за океан обсуждалось прекращение огня между Турцией (с поддерживаемыми ею вооружёнными группировками) и СДС, утверждает Channel8, и пока перемирие в целом соблюдается. Кроме того, дивизия "Султан Мурад" и две другие группировки якобы покинули свои позиции в Африне. Ожидается, что процесс разоружения продолжится, и Турция и поддерживаемые ею прокси-группировки покинут Африн, Серекани, Гире-Спи (Тель-Абьяд) и некоторые другие районы Сирии, где они успели основательно закрепиться, утыкав их под предлогом пресловутой "курдской угрозы" военными постами с тяжёлой бронетехникой и десятками тысяч военнослужащих.
Предположительно, дискуссии в Инджирлике включали полный роспуск "Отрядов народной самообороны" (ОНС) с последующей интеграцией в "новую" сирийскую армию. Если в результате ОНС прекратят существование, то Турция якобы будет готова признать гражданскую администрацию СДС под гарантии правительства в Дамаске, Франции и Соединённых Штатов.
Утверждается, что в случае антитурецкой деятельности (как внутри, так и за пределами Сирии) соглашения будут признаны недействительными, что предоставит Анкаре право проводить военные операции, на которые, надо полагать, в Вашингтоне закроют глаза.
Если эти утверждения и предположения верны, речь может идти об одном из самых значительных событий в новой эре продвигаемого Белым домом "мира в Сирии". Для Америки интеграция длительное время поддерживаемых ею курдских сил в новую сирийскую военную структуру означает избавление от того, что у Трампа считают "обузой", а заодно и решение серьёзной проблемы, длительное время омрачающей американо-турецкие отношения. Для правительства в Дамаске решение "курдского вопроса" открывает путь для международной помощи и улучшения реноме на фоне недавних сообщений о фактах массовой резни в алавитских районах, да и восстановление контроля над нефтегазоносными районами и сельскохозяйственными землями на северо-востоке страны было бы весьма кстати.
В свою очередь, пропаганда правительства Эрдогана может возвестить об очередной "победе над терроризмом", а его влияние на бывшей османской периферии ещё более укрепится. Накануне официальный представитель правящей Партии справедливости и развития Омер Челик сообщил о предстоящем визите в Турцию временного президента Сирии А. аш-Шара`а, который, помимо переговоров с Эрдоганом, поучаствует в предстоящем 11-13 апреля Анталийском дипломатическом форуме. Надо полагать, уже скоро мы можем узнать о формализации достигнутых договорённостей.
Роспуск ОНС и ее реинтеграция в сирийскую армию под эгидой СДС может стать дипломатической победой для всех вовлеченных сторон – Турции, США и сирийского правительства. Не исключено, что с одобрения заинтересованных сторон территория арабской страны, на которой активно действуют как Турция, так и Израиль, может нести новые угрозы Ирану, давление на который в последние недели существенно возросло.
Однако сложно ожидать, что предполагаемые комбинации обойдутся без препятствий хотя бы потому, что искренняя приверженность участников условиям сделки вызывает немалые сомнения. Является ли нынешнее переговорное оживление частью некоей более комплексной стратегии, либо же это не более чем очередной экспромт, временный манёвр для снятия проблемных вопросов между США и Турцией? Сочтут ли в Анкаре параметры трансформации СДС как полностью удовлетворяющие её запросам? Как посмотрят на происходящее в Иране, где после краха "режима Асада", похоже, присматривались к активно овладевавшим беспилотной техникой СДС, что вызвало нервную реакцию в Анкаре? Наконец, ранее курдская администрация в разных формах выражала своё недоверие администрации Дамаска, и в частности её "конституционным" затеям, и можно предположить, что давление, оказываемое на своих клиентов администрацией Трампа, имеет свои пределы. Не следует забывать и о многочисленных этноплеменных, конфессиональных и прочих ополчениях, у лидеров и спонсоров которых также может быть свой собственный взгляд на происходящее.
Если предполагаемые "договорённости Инджирлика" будут не только подписаны, но и начнут-таки воплощаться в жизнь, то они могут либо способствовать хотя бы частичной стабилизации Сирии, либо же спровоцировать очередной раунд противостояния, меняющий баланс сил на Ближнем Востоке.