Центр международной политики неуклонно смещается на Ближний Восток. Последнее время в международных отношениях отчетливо проявились несколько тенденций, которые позволяют говорить о начале нового политического этапа по решению Курдского Вопроса. Период полного игнорирования Курдского вопроса закончен. Грядущие события невозможно предсказать, однако основные факторы решения курдской проблемы, являются главными причиной передела всего Ближнего Востока.
Вся мировая политика подчинена системам международных отношений, которые как правильно устанавливаются после мировых войн. Курдский вопрос давно вышел за рамки локального и регионального статуса международной реальности, признаком чего стала практическое признание международной значимости Курдской проблемы. Естественно проблема не обусловлена внутренними проблемами Турции, Ирака, Ирана и Сирии, как многие считали в недавнем прошлом. Актуальным с этой связи становиться анализ, который позволяет прослеживать обстоятельство и соответствующие условия перехода курдского вопроса в сферу международной политики. Ведь навязанная и обретенная международная значимость, предполагала иную международную деятельность для Курдского вопроса, ибо как акторов он уже существовал или трансформировался в последующие международные системы как самостоятельная негосударственная величина.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений, которая сложилась по результатам первой мировой войны, устанавливала новый политический порядок. После парижской мирной конференции Курдский вопрос обрел международный статус в 1918 году, вследствие проводимой политики интересов коалиции великих держав на ближнем и среднем востоке. Курдский вопрос, не принадлежащий к данной коалиции представлял собой угрозу интересам национальных акторов, которые не только стремились к формированию доминирующего положения в системе, а подчиняли другие акторы для укрепления новой международной системы. Возникновение нового порядка в системе международного права того периода, однозначно стала главной причиной появления общепризнанной курдской проблемы. Последующая деятельность Курдского вопроса не столько зависела от индивидуальной воли или особых национальных целей, сколько от особого порядка распределения сферы влияния и особого характера системы, компонентом которой являлся Курдский вопрос. Подобная целенаправленная практика являлась беспрецедентным случаем в мировой политической практике. Доминирующая Версальско-Вашингтонская коалиции система международных отношений оказывала политическое давление также и на менее значимых членов той же коалиции, соответствующие действия внутри системы привели к расчленению территориального Курдистана. При этом те государства, которые испытывали давление со стороны доминирующих членов коалиции, занимали нейтральное положение по отношению к Курдскому вопросу, тем самым обрекая курдский народ на многолетнюю борьбу. Разделенный Курдистан стал, таким образом, необходимым условием стабильности новой международной системы. В изменяющей системе Курдский вопрос не осознано и системно адаптировался к изменениям политической среды для самосохранения, при этом оставаясь уникальным актором сформировывавшим собственные правила адаптации и трансформации.
Полный развал и крах Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, а с ней и Лиги нации, не способствовал урегулированию и политическому решению курдского вопроса. После второй мировой войны появилась новая Ялтинско – Потсдамская система международных отношений. Этот период обусловлен многими известными событиями в истории курдского народа, но проблема осталась не завершенной уже в рамках другой системы. Естественно положение курдского народа не сильно изменилось, вся антикурдская политика успешно проводилась в странах колонизаторах. Такие разные по своей ориентации страны, как Турция, Иран, Ирак и Сирия, были едины в своем стремлении не допустить создания независимого курдского государства. При этом каждая из них использовала курдскую проблему в своих интересах, как своеобразный инструмент давления во взаимоотношениях друг с другом. Постоянные международные вмешательства стали причинами очередных попыток влияния на Курдский вопрос. Очередное международное вмешательство того периода вынудила СССР под давлением Англии и США принять решение о выводе оккупационных войск из Ирана, следствием чего стала ликвидация Мехабадской республики в Иране.
Хочется особо выделить роль США в судьбе Курдского вопроса. США являясь главным международным актором, участвовал во всех главных политических процессов. Международная политика США с конца 70-х гг. проявляла активный политический интерес к Курдскому вопросу. Данный период США, пыталась сокрушить военную мощь Ирана и Ирака, при этом "инструментом" давления стал Курдский вопрос. Самым известным аспектом использования Курдского вопроса в мировой политике стала заявление президента США Р. Рейгана "курды — это спичка, которую мы можем и должны зажигать тогда, когда мы этого захотим". С этой связи возникают актуальные вопросы, изменилась ли политика США по отношению к Курдскому вопросу? Не является ли такая линия продолжением политики аппарата Рейгана? Вопросы, на которых трудно найти отчетливый ответ, однако мы должны осознавать незыблемость американского политического курса ведомые принципом английского политика Генри Пальмерстона: "У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, - у нас есть только постоянные интересы...".
Очередная смена мировой политической системы сформировала иную политическую действительность, появился новый однополярный мир, единственный полюс в лице США стал международным доминантным центром, который диктовал и проводил собственную политику интересов вопреки всем ранее заключенным международным соглашениям и международным нормам. Хотя формальная сторона системы продолжала оставаться незыблемой, если учитывать что мир до сих пор жил по Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений, даже после развала биполярного мира (Распад СССР). Новые вызовы международной политики сопровождается иным раскладом сил, биполярный мир сменился однополярным. Последующие события сильно изменили порядок установленных норм, после событий 11 сентября 2001 года мировое сообщество столкнулось с новой реальностью. Новая направленность международной политики, определялась противостоянием так называемой "осью зла" и борьбой с мировым терроризмом. Вновь великая "спичка" американской политики стала определяющим фактором и главным орудием в руках западной политики, вновь Курдский вопрос обрел острую актуальность, вновь политические "стервятники" начали кружиться над очередным переделом богатейшего территориального Курдистана. Но с другой стороны надо констатировать следующую особенность смены международной систему, переходящий этап в мировой политики был обусловлен образованием Курдской полунезависимой автономию в Ираке. Вырисовывается определенная закономерность смены политического курса по отношению к курдскому вопросу. Тот пресловутый западный курдский "интерес", находясь в состоянии полной изоляции и откровенного игнорирования становиться главенствующим фактором. Хотя при этом для западных политиков, несмотря на установленную закономерность, Курдский вопрос, как и прежде, остается "слишком острым" и потенциально "слишком конфликтным". Не случайным является приглашение Курдских политических сил присоединиться к обсуждению острых конфликтов на ближнем востоке, не случайным являются заявления мировых политиков о не возможности решения тех или иных международных проблем без Курдских политических сил. По сути, Курдский вопрос стал эффективным регулятивным центром международных отношений своего региона, продолжающим оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Курдский вопрос как уже международная сила начинает решать две важные задачи функционирования системы международных отношений:
1. обретения политической силы для региональных конфронтационных военно-политических осей;
2. являясь, по сути, инструментом регулирования и способствования демократизацией государств с авторитарными режимами.
В действительности события приходящие в Курдистане способны объединить остальные части, которые ориентированы на обретение национального государства, таким образом, позволить ему увеличивать свое влияние, но даже если этот союз связан с краткосрочными интересами, он становится слишком опасным для остальных акторов локального региона. По этой причине Курдский вопрос как, актор международной системы для защиты своих интересов должны сформировывать более или менее стабильные и взаимовыгодные отношения с наднациональными организациями и основными акторами международной системы. Но долгое время, оставаясь не стабильным актором международной политики для западных стран, Курдский вопрос не имел возможность проводить активный политический курс. В настоящее время Курдский вопрос переживает этап становления в полноценного актора международных отношений. Вполне очевидно, что для достижения данной задачи по обретению постоянного международного политического статуса в первую очередь необходимо консолидировать все курдские политические силы, трудная задача с тысячелетней историей развития. Нынешнее состояние не обнадеживает, если рассматривать современное состояние курдской действительности можно констатировать следующее:
1. отсутствие общенационального единства,
2. отсутствие общей основы и программы решения курдского вопроса;
3. преследование отдельными курдскими частями личных интересов, в ущерб интересам общенациональным.
4. явная незавершенность курдского этногенеза
5. отсутствия консолидированного курдского общества по причине языковых различий (курманджи, сорани, горани), религиозных противоречий (суннизм, шиизм, алевизм, езидизм) и др.
Какие же шаги направлены на объединения разрозненных курдских частей? Наблюдается явная попытка консолидаций курдских политических сил, а так же повышается осознания курдского народа для исторического объединения раздробленного Курдистан. Курдский народ вопреки всей проводимой антикурдской политики активизируется для защиты собственных политических интересов. Это отчетливо прослеживается в продолжающих курдских закрытых и открытых конференциях, народных протестов, а так же поддержки активных курдских частей друг друга. Появляются черты общей солидарности курдских частей, такая объединенная позиция по многим вопросам не удивительна. Подобные обретенные черты отражают народное стремление в политической потребности обретения свободы и государственность. Несомненно, это является очень актуальным и целенаправленным действием, который в будущем будет способствовать сближению всех политических сил Курдистана на более сильной и главной основе. Курдский народ обретает особую политическую курдскую идентичность, ибо проследует собственные политические интересы, с этой связи интересы перерастают в единую международную направленность а, не отражаются стихийно и разнонаправлено, как это было в недавнем прошлом. Хочется верить наступательному политическому процессу по отношению к Курдистану. Для дальнейшего движения необходимо сформировать основу, любое объединение основано на сильном фундаменте. Южный Курдистан является точкой соприкосновения политических сторон, хотя это не поспособствует быстрому решению многих актуальных проблем внутри Большого Курдистана, но может стать основой для выстраивания и развития Курдистана. Сложно будет объединить курдские части, которые в свое время и отчасти сейчас по отдельности развивают политическую конфронтацию. Одной из особенностей курдской действительности является отсутствие идеологических норм, либо яркие политические пристрастия к какой-либо политической стороне. Основа к национальным интересам территориального Курдистана должна заключаться и закрепляться политикой ответственностью. Решение курдского вопроса должно заключать в себе задачи по сформированию нужного общегосударственного консенсуса, при этом должно быть неукоснительно соблюдены общепризнанные принципы и нормы международного права.
Решение Курдского вопроса, несомненно, будет международным. На данный момент мировое сообщество должно в полной мере признать права курдов на самоопределение, как одного из акторов международной политики. Современная система международных отношений не способна решить Курдский вопрос по причине того что давно изжила себя. Данный период является переходным в новую международную систему, самым главным фактом станет активное и полноправное участие Курдистана в строительстве нового ближнего востока и новой системы международных отношений. Курдистан, несмотря на всю несправедливую и трагическую участь, имеет уникальную возможность обрести единое государство именно в данный переходный период формирования другой международной системы.
Теги: Рустам Османов, курды, Турция, Иран, Ирак, Сирия, Курдистан, СССР, Мехабадская республика, США, Англия, Рональд Рейган