Нельзя не замечать двусмысленности турецкой позиции по отношению к Иракскому Курдистану. Турция Эрдогана, которая делает и будет делать все, чтобы на ее собственной территории и даже на территории Сирии не появилась бы курдская автономия, активно развивает связи с Эрбилем, добившимся не просто автономии, но огусударствленной автономии, если брать объем полномочий, которые де факто, да и во многом де юре имеет Южный Курдистан. Трудно отделаться от мысли, что турецкая позиция занята в связи с возможными потрясениями в Ираке, который по-прежнему остается на грани развала. В случае распада Ирака и консолидации на этом фоне всех курдских земель в составе независимого Курдистана, а это – по сути в административном плане бывший османский вилайет Мосул, последний в любом случае оказывался бы в непропорциональной большой зависимости от Турции. Но, несмотря на всю произвольность постколониальной конструкции, который по рождению был нынешний Ирак, прошедшие 90 лет сделали свое дело: страна "слежалась", это не гранит, но вполне прочный песчаник, из которого можно строить, и внешнее давление, а пока никто из соседей – ни Иран, ни Арабские страны, ни даже Турция – никто не сказал, что он хотел бы видеть независимый Курдистан, только делают неизбежные внутрииракские отношения прочнее, если и не по любви, то по привычке.
Было бы наивно думать, что Турция в случае чего раскроет объятья курдам. В случае распада Ирака Турция, скорее, будет действовать по той же модели, движимая той же логикой, по какой действовал СССР в условиях развала Польши, которую Молотов называл "ублюдочным" (т.е. незаконно рожденным) порождением Версальского договора. Турецкая позиция в отношении в отношении Лозаннского договора, который лишил ее значительных частей территории, такова же, как позиция Советской России по отношению к Брест-литовскому мирному договору: при первой возможности сбросить ограничения этого соглашения. Может быть, в Турции есть силы, которые в счет получения назад своей провинции были бы готовы предоставить курдам "стандартную" (не больше) автономию, но и это под большим вопросом. Нет оснований питать иллюзий, что это в ближайшие годы могла быть равноправная турецко-курдская федерация. Достаточно посмотреть, что Турция творит с Арменией, десяток лет блокируя и душа последнюю, чтобы понять, что будет с "независимым Курдистаном", окажись он волей судьбы в зависимости от Турции. Стоит ли менять шило на мыло? Новый еще не сформировавшийся и еще не определившийся в своих потенциях политического развития Ирак, в котором курды могут влиять на направление развития политической системы, на "неосманскую" или хуже того на исламистскую в потенции Турцию.
Избежать "новой османской" зависимости можно только имея нормальные отношения с арабскими странами Ближнего Востока, а это значит, что независимость должна быть получена так, что это не испортит навсегда отношения с арабскими странами, как их испортил Израиль. Возникает вопрос, почему же тогда Турция "идет на встречу" курдам и, обостряя свои отношения с Багдадом, дает им возможность наращивать экспорт нефти через свою территорию. Часто это объясняют желанием иметь более дешевую нефть. Возможно есть и существенные личные интересы. Но это – не главное. Ответить на этот вопрос не сложно, стоит только посмотреть, как полукриминальные "финансовые учреждения" подсаживают "клиентов" на долговую иглу. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что многие из них действуют в рамках архаичной "кавказской" ментальности. Получить в свое распоряжение "должника", особенно если ему есть чем платить, это – способ решения собственных проблем, в конце концов, никто его не заставлял брать в долг больше, чем он может отдать.
Сегодня Курдистан наращивает экспорт нефти и с этим связано его развитие, если завтра в результате внешнеполитического кризиса эти колоссальные для региона деньги перестанут поступать, то в регионе будут чрезвычайные проблемы. Внешнеполитические условия нынешнего экономического роста крайне рискованны. Без риска ничего не бывает, но всему есть предел. Очевидно, что осознание этой существенной угрозы стоит за новым витком усилий, которые прилагает руководство Курдистана, чтобы продвинуть федеративные отношения внутри Ирака. Сохранение Ирака – это и сохранение возможностей развития Южного Курдистана, потому что вряд ли для него есть другая более благоприятная геополитическая ниша, если не предаваться иллюзиям. Реальная федерализация Ирака – единственная долговременная перспектива для Южного Курдистана. Пока Курдистан будет защищен иракским суверенитетом, у него будут неплохие отношения и с Турцией.
Курдская проблема приобретает новые очертания в Сирии и в Турции, но потребуется еще немало лет, чтобы изменившаяся ситуация в этих частях Ближнего Востока принципиально изменила геополитическую судьбу Иракского Курдистана.
Теги: Южный Курдистан, Независимость Курдистана, Федеративный Ирак, Вадим Макаренко, Ирак, Иракский Курдистан, Реджеп Тайип Эрдоган, Сирия, Сирийский Курдистан, курды, Курдистан