К сожалению, "мирный процесс", начавшийся на условиях конфиденциального договора между "представительством" главы турецкого Правительства и основателем Рабочей Партии Курдистана, так и не перешел в официальную фазу двусторонних переговоров, несмотря на чрезвычайно высокую политическую и социальную значимость курдской проблемы в этой сильно "напрягшейся" от больших амбиций стране. Странно, неужели предмет предварительных договоренностей не предусматривал логического перехода от краткосрочных неформальных контактов к обсуждению и согласованию конкретных и юридически заверенных обязательств сторон по обеспечению успешного завершения "мирного процесса"?
Понятно и очевидно, что Премьер-министр не может вступить в прямые переговоры с курдским партийно-политическим лидером, отбывающим пожизненное тюремное заключение. Следует также отметить, что "удаленно" возглавлять освободительную борьбу курдского народа в Турции, находясь в тюрьме на острове, конечно, вовсе не означает руководить и управлять непосредственно национальным движением в Северном Курдистане. Поэтому, безусловно, вопрос о том, кто конкретно и во главе какого национального органа будет рассматриваться Турецкой властью в качестве полномочного представителя курдского народа на двусторонних переговорах, полагаю, был заранее согласован, и Оджалан, вероятно, ждет выполнения неких условий, гарантированных от имени Премьер-министра.
Легальные общественные структуры и партийные организации, образующие курдский "политический блок" в Турции, фактически не рассматриваются Правительством в качестве полноценной стороны "мирного процесса". Их роль ограничивается участием лишь в эпизодических заседаниях, изредка организуемых структурами Правительства совместно с правящей партией (ПСР). Нечастые встречи ряда курдских политиков с Оджаланом носят второстепенный, явно технический характер, что не оказывает непосредственного влияния на ход "мирного процесса" и установление двусторонних отношений с государством. А уж об участии в переговорах оперативного руководства "нелегальных" политических сил освободительного движения и говорить не приходится. Такой "замкнутый и непрозрачный" формат поддерживается, возможно, умышленно и соответствует больше плану "спецоперации" какой-то третьей заинтересованной "силы", а не "мирному процессу", в рамках которого сегодня решается судьба не только курдского народа, но и самой Турции.
Таким образом, благородная и объективно востребованная идея о "мире и демократических реформах" в Турции целенаправленно заводится в "тупик". Причем происходит это на фоне заметной активизации полностью "перемешанного" общественно-политического и социального протеста против политики Премьер-министра, которому явно не хватает определенности, воли и поддержки внутри и вне страны. Если турецкой власти в лице Правительства и курдской общественности не удастся найти взаимоприемлемый способ для вывода "мирного процесса" на публичный уровень политико-правовых переговоров между полномочным общенациональным органом курдского народа и государством, последствия будут очень негативными и болезненными для обеих сторон взрывоопасного конфликта, способного скоротечно перерасти в кровавую гражданскую войну с трагическим исходом, причем явно не в пользу государственно-территориальной целостности Турции. Вместе с тем, вопрос по-прежнему остается открытым: кто может сесть за стол переговоров в Турции, чтобы полномочно, равнозначно и легально представлять курдский народ, детально обсуждать с государством в лице Премьер-министра, Президента и Парламента правовые и политические аспекты курдской проблемы, добиваясь принятия наиболее оптимальных и разумных решений, согласования организационно-юридических форм и действенных механизмов их исполнения? Ответ на этот ключевой вопрос должен основываться на той простой истине, согласно которой курдскую проблему в Турции невозможно решить отдельно от и без учета других региональных составляющих курдского вопроса в Сирии, Ираке и Иране. Например, разве можно успешно решить проблему курдского народа в Турции в отрыве от перспектив и итогов развития событий в Сирии и тем более в Ираке?
Нельзя забывать о том, что Большой Курдистан –это единая национально-культурная, этно-духовная, историческая родина, древняя территория происхождения всех сообществ и диалектов, образующих великую курдскую нацию, а не просто граничащие друг с другом регионы разных государств, населенные преимущественно курдами. В этой связи пора всем ведущим политическим организациям, участвующим в освободительном движении, имеющим реальную и заслуженную поддержку народа, организационно объединиться и учредить, наконец, общенациональный высший орган, правоспособный представлять интересы и решать региональные проблемы нации на любом уровне отношений и в любом формате.
Курдской стороне необходимо предлагать для рассмотрения и согласования на уровне переговоров в рамках "мирного процесса" в Турции конкретные и проработанные проекты документов:
1. Разделы новой конституции о гражданских, культурных, духовно-религиозных, социальных, политических, экономических и национально-территориальных правах и свободах курдского народа.
2. Структуру правового механизма автономного самоуправления и регулирования взаимоотношений с государственной властью.
3. Основные положения долгосрочной программы социально-экономического и культурного развития Северного Курдистана,.
4. Проекты конституции автономии и закона об административных границах региона,
Полнота ответственности за профессиональную и своевременную работу, связанную с разработкой проектов основополагающих документов лежит не только на турецком государстве, но в равной степени и на курдской стороне. Только опять же, кто и какой орган возьмет на себя такой груз ответственности, будет продуманно и взвешенно координировать все аспекты и проблемы курдского вопроса, управлять ходом "мирного процесса" с курдской стороны? Кто полностью соответствуют главным задачам и целям освободительного движения, должны, способны и могут по праву, по историческим, политическим и даже дипломатическим соображениям возглавить руководящий и исполнительный органы всей курдской нации на современном этапе решительных и принципиальных действий?
Ответ однозначный – ныне официально действующие и демократически избранные высшие должностные лица успешно развивающегося региона Южного Курдистана, признанные государственные деятели, представляющие курдский народ на региональном и международном уровнях. Те, кто своими очевидными и грандиозными делами доказали свою преданность народу и освободительному движению - по совести, разуму и чести.
Что главнее сегодня – свобода и права курдского народа, возрождение единого этно-культурного пространства и воссоздание истории курдской нации или всего лишь относительно ничтожные политико-идеологические амбиции разных партий и организаций?
В Ираке окончательно установилась государственная диктатура Премьер-министра, опирающаяся на правящую политическую и бизнес элиту шиитского сообщества, а также умело использующая в своих тактических интересах торгово-экономическое противоборство и геополитические противоречия между Западом и Востоком.
Шиитские ортодоксы-радикалы фактически удерживаются Правительством на контролируемой дистанции от власти. Основная ударная сила Премьер-министра – армия, полиция и спецслужбы, что, по соображению главы Правительства, вполне достаточно для сохранения полноты власти и целостности, по крайней мере, на всей арабской части Ирака. Южный Курдистан, очевидно, уже не входит в сферу влияния и интересов нынешнего Иракского государства. Курдская проблема в Ираке существует лишь с формальной точки зрения и в скором времени независимый курдский автономный регион перестанет быть в формате государственно-территориальной юрисдикции данного арабо-исламского государства.
Арабские сунниты Ирака окажутся перед простым, но неизбежным выбором: бороться за отделение и независимость суннитских провинций или договариваться с шиитской властью о взаимоприемлемых и гарантированных условиях федерального устройства единой федерации. Народ и власть Южного Курдистана будут проводить политику мирного и правового выхода из федеративного Ирака, не допуская и адекватно пресекая любые провокации со стороны как власти, так и шиитских или суннитских политических и религиозных сил радикал-националистического и ортодоксально-исламистского толка. Курдская профессиональная армия и партизанские силы самообороны давно готовы к любым военным атакам и вооруженным посягательствам врагов на безопасность и благополучие народа Южного Курдистана.
Ирак, Турция, Сирия и Иран, исходя из своих национальных интересов, по-разному, но путем мирных и конструктивных переговоров и установления договорных отношений, будут выстраивать долгосрочную основу для взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства с независимым Южным Курдистаном. Ни одному из указанных государств не удастся навязать одновременно остальным свою агрессивную военно-политическую волю, направленную против независимости Южного Курдистана.
Мировое сообщество никак не сможет и не будет равноудаленно наблюдать за событиями вокруг Южного Курдистана, а значит и за развитием ситуации вокруг всего курдского вопроса, находясь в позиции "бездействующего зрителя". Признание независимости Южного Курдистана имеет закономерное гуманитарное и правовое обоснование, а также большой геополитический смысл с точки зрения мирного обеспечения региональной безопасности и стабильности. Этот фактор никто не может и не вправе отрицать.
В Турции ведущие оппозиционные партии и организации, открыто или исподволь "проповедующие" националистическую доктрину и идеологию пантюркизма, пытаются опорочить "мирный процесс" по урегулированию жесточайшего социально-политического и этно-культурного конфликта между репрессивным турецким государством и двадцатимиллионным курдским народом, опасаясь невообразимого усиления геополитической значимости, региональной позиции и ресурсного потенциала курдского освободительного движения. Противники курдского "мирного процесса" очень надеются на провал внутренней политики правящей партии (ПСР), а также на негативные последствия "неправомерного" вмешательства Правительства в Сирийский кризис с целью свержения государственного режима этой страны, панически указывая "пальцем" на опасное развитие событий в стратегически важных приграничных районах, где преимущественно доминируют политические структуры и вооруженные силы самообороны курдского освободительного движения. У страха, как известно, "глаза велики", а поэтому степень иллюзорности восприятия происходящего в почти шоковом состоянии переходит за пределы разумной логики и адекватного мышления. Радикальные исламистские группировки самого разного "происхождения", активно и бесцеремонно используемые Западом с помощью Турции и арабских монархий Персидского Залива для нагнетания кровавого хаоса в Сирийском кризисе, вскоре будут выведены из "бандитской игры", в том числе путем физической ликвидации "непослушных головорезов" как с одной, так и с другой стороны в ходе санкционированной или "согласованной" СБ ООН коллективной миротворческой операции по прекращению кровавой гражданской войны и наведению социально-общественного порядка в Сирии. Курдское освободительное движение будет искренне стремиться к достижению стабильности и сотрудничества с целью решения всех политических вопросов и урегулирования всех принципиальных разногласий на основе уважения неотъемлемых прав и признания обоснованных интересов каждой из сторон мирных переговоров между равными субъектами будущего демократического, светского, многонационального, многоконфессионального и федеративного Сирийского государства. У Турции как в лице действующей власти, так и политической оппозиции нет никаких оснований и не может быть причин для беспокойства, кроме своих собственных националистических и шовинистических убеждений, в связи с ощутимым укреплением позиции курдского освободительного движения на всей территории Большого Курдистана, если турецкое государство и общество будут вести в стране честную, благотворную и добропорядочную политику национально-культурного примирения всех коренных народов в интересах общегражданского единства и содружества.
Теги: Мураз Аджоев, Турция, Турецкий Курдистан, курды, РПК, AKP, Абдулла Оджалан, Ирак, Иракский Курдистан, шииты, сунниты, Сирия, Иран