Современные турбулентные события в арабском мире, происходящие на фоне усиления давления Запада на правящие режимы Ближнего Востока и возрастающего влияния России, Ирана и Китая на общественно-политические процессы в регионе поражают своей динамичностью, и в то же время крайней противоречивостью, непоследовательностью и отсутствием здравого смысла. Прозападная внешнеполитическая ориентация марионеточных правительств ряда влиятельных региональных сил (Катар, Саудовская Аравия, Турция, Египет) влечет за собой мобилизацию конфессиональных и национальных движений на Востоке, создает прецедент для практической реализации теории "управляемого хаоса", который представляет угрозу безопасности суверенных стран, и непосредственно, кардинального изменения облика ближневосточного региона.
В условиях нарастающей нестабильности в мусульманском мире, сложной и неопределенной внутриполитической обстановки в арабских странах особую актуальность приобретает "курдский вопрос". В последнее время политические партии и организации, представляющие интересы курдских нацменьшинств на Ближнем и Среднем Востоке значительно активизировали свои действия в направлении требований о предоставлении широких прав и свобод, а также признании национальных автономий курдов территорий их компактного проживания. Предоставившийся исторический шанс создает необходимые предпосылки для реализации оптимального варианта развития курдской нации – вплоть до предоставления последней возможности самоорганизации, самоуправления и получения заветного права на создание курдской государственности.
В этой связи наибольшие опасения вызывает сирийский кризис, переступивший, как представляется, "точку невозврата". Происходящее в Сирии – полномасштабная экспансия Запада и его региональных союзников против суверенного государства, по иронии судьбы, занимающего важное геостратегическое положение на Ближнем Востоке. На данном этапе враждебные сирийскому народу региональные силы, прежде всего, Турция, Израиль и монархии Персидского залива – при активной координации их действий заокеанскими "стратегами", прилагают все усилия для демилитаризации и уничтожения сил сопротивления Сирийской Арабской Республики.
На фоне эскалации конфликта между правительственными силами и международными террористическими группировками в Сирии особую значимость приобретает "курдский фактор". Согласно данным ООН, курдское национальное меньшинство является второй по численности этнической группой среди мусульман-суннитов в Сирии, и составляет около 10% ее населения. Несмотря на сравнительно небольшую численность, именно курдам отводится одно из ключевых мест в сирийской проблематике. На протяжении последних десятилетий сирийские власти игнорировали претензии курдского меньшинства на получение широкой автономии и создание этнического анклава на территории Арабской республики. Однако вслед за образованием курдского автономного округа в Ираке с центром в Эрбиле, дальнейшей эскалацией сирийского конфликта, процесс автономизации курдских районов затронул также Сирию. Ввиду нерешенности сирийской проблемы, отсутствия предпосылок для ее урегулирования, представители ведущих курдских партий выражали готовность к сотрудничеству с любым легитимным правительством в Дамаске, готовым предоставить западным курдам автономию и обеспечить их законные права и свободы путем изменения Конституции страны.
В нынешних условиях эскалации конфликта в САР инициаторы продвижения "демократии" на Ближнем Востоке крайне заинтересованы в лояльности сирийских курдов, их вовлечении в вооруженный конфликт. Однако западные демократии не спешат поддержать курдское стремление к автономии ввиду решительного противодействия Турции – военно-стратегического партнера США в регионе. Предоставление независимости западным курдам категорически отвергается официальной Анкарой, поскольку может повлечь за собой мобилизацию и активное движение к автономии северных курдов (около 20% населения Турции), создающих угрозу суверенитету и безопасности страны. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган недвусмысленно обозначил собственную позицию, заявив, что его страна будет оказывать всяческое противодействие курдам на северо-востоке Сирии, если они попытаются добиться автономии, и пригрозил военным вмешательством (1). В то же время турки крайне не заинтересованы в эскалации сирийского конфликта, который содействует растущему притоку беженцев.
Находясь в незавидном положении, турецкое руководство, тем не менее, действует вопреки интересам собственного и сирийского народов, предпочитая идти на поводу у западных партнеров, предоставляя свою территорию для дислокации, подготовки и вооружения тысяч террористов-наемников, привлеченных с целью организации и совершения масштабных диверсионно-подрывных актов на территории Сирии, и размещая вблизи ее границ американский противоракетный комплекс "Пэтриот". Непредсказуемые, нелогичные действия правительства Турции, с одной стороны, создают предпосылки для дальнейшей поляризации политических и этнических групп внутри страны, с другой – чреваты внешними рисками, в частности, нарушением баланса сил на Ближнем Востоке, переустройством региона и другими неконтролируемыми процессами.
В свою очередь, общественное объединение Генри Джексона (The Henry Jackson Society), представляющее западное политическое течение, называет сирийских курдов "решающим меньшинством" сирийской революции. "Их участие в объединенной оппозиции было бы в интересах США, способствовало стабильной и всеобъемлющей Сирии и стимулировало быстрое свержение режима Асада", (2) - говорится в докладе британского общества.
Между тем, сирийское руководство в последние годы предприняло ряд мер по политическому решению "курдского вопроса". Исходя из необходимости сохранения суверенитета страны, в период кризиса ему уделяется особое внимание. Правительство Башар Асада уже предоставило 2,5 млн. курдов сирийское гражданство. Накануне парламент страны, по сути, санкционировал создание на основе 12 курдских политических организаций Курдского национального парламента (3), призванного объединить усилия курдов в их стремлении обрести автономию на северо-востоке страны. Данная инициатива способствовала выводу регулярных сирийских войск из северо-восточных районов САР, их рассредоточению в наиболее насыщенных боевиками районах страны, а также предоставлению курдам необходимых условий и полномочий для мобилизации и обеспечения безопасности на своей территории.
В ноябре 2012 г. на переговорах в Ираке сторонники Курдского Национального совета и Народного совета Западного Курдистана заключили договоренность о совместной борьбе против боевиков Сирийской свободной армии. В настоящее время северные, приграничные с Турцией провинции Сирии контролируются курдскими ополченцами (4). Сирийские курды, призванные защищать территориальную целостность страны, противостоять террористической угрозе на северо-западной границе САР – в ответ на предоставление им автономии, наделение полномочиями по защите территориальной целостности страны, тем самым, фактически были вовлечены в сирийский конфликт. Воодушевленные активными действиями правительственных войск Сирии, в настоящий момент курдские ополчения успешно контролируют северо-восточные области страны, обеспечивают безопасность на сирийско-турецкой границе, координируя свои действия с турецкими и иракскими курдами.
Однако подобное положение дел не отвечает политическим интересам Турции в регионе, ее национальной безопасности. Официальная Анкара, напротив, заинтересована в активном привлечении курдов к борьбе с режимом Б. Асада, нарушении сложившегося баланса сил в Сирии, сохранении перманентности конфликта – с целью недопущения повторения иракского сценария в решении актуализировавшегося "курдского вопроса", а также ослабления позиций региональных держав.
Активная позиция правительства Тайип Эрдогана в сирийском конфликте, как представляется, показывает уязвимость его позиций внутри Турции, и одновременно, влечет за собой угрозу национальной безопасности и территориальной целостности государства. Всесторонняя поддержка турецким руководством мятежников в Сирии, следование в фарватере политики Вашингтона не может служить гарантией внутренней стабильности, решения назревших внутренних проблем самой Турции. Более того, стратегические просчеты, близорукость и самонадеянность турецкого правительства в краткосрочной перспективе грозят обернуться ростом нестабильности внутри и вокруг страны. Несмотря на заключенное ранее соглашение между РПК (Рабочая партия Курдистана) и правительством о выводе курдских партизанских ополчений с территории Турции, "демократический" процесс урегулирования исторически сложившейся "курдской проблемы" может вызвать новую волну межэтнических противоречий – ввиду незыблемости позиций ряда курдских консервативных партий, а также ветеранов пешмерга ("идущие на смерть"), которые усматривают в нем угрозу для курдского суверенитета. Вместе с тем, турецкая прозападная ориентация, разрыв прежних добрососедских отношений с Ираком и Сирией, отсутствие согласованности и взаимопонимания между официальными Тегераном и Анкарой по ряду геополитических вопросов, нежелание последней совместно решать назревшие проблемы в рамках сотрудничества с региональными государствами, с высокой степенью вероятности, ударит бумерангом по самой Турции. В свете вышесказанного уместно привести цитату из интервью президента САР Б. Асада телеканалу "Аль-Ихбария": "Лучше быть свободным на оккупированной земле, чем лишиться собственного суверенитета и права на самостоятельное национальное решение в освобожденной стране" (5).
В сложившейся ситуации значительно усилились противоречия между правительствами Аль-Малики и Курдского автономного района Ирака во главе с Масудом Барзани – вследствие ослабления центральной власти, углубления раскола по этноконфессиональному признаку. Данные обстоятельства побудили курдские политические организации к объединению в единый национальный фронт - Высший Курдский Совет с целью проведения активной, независимой от Багдада, внутренней и внешней политики. Региональное правительство Южного Курдистана проявляет стремление к экономической независимости - проводит переговоры по энергетической политике с иностранными нефтяными гигантами (Exxon mobile, Chevron, Total и пр.), стратегической целью которых является контроль над нефтеносными зонами Ближнего и Среднего Востока, заключает с ними прямые контракты на разработку и экспорт. Власти "Южного Курдистана" создали благоприятный инвестиционный климат на своей территории, заключили прямые договоренности с зарубежными компаниями на разработку и экспорт запасов нефти, природного газа на международный рынок через турецкую территорию, предоставив инвесторам льготы по налогообложению прибыли, собственности и объектов инфраструктуры, а также возобновили прямой экспорт сырой нефти в Турцию. В настоящее время на севере Ирака функционирует около 50 зарубежных компаний (6).
Между тем, энергетическая сделка между Анкарой и Эрбилем влечет за собой интеграцию иракского Курдистана в турецкую экономику, которая должна существенно сократить зависимость Турции от импорта электроэнергии, обеспечить ее энергетическую безопасность. При этом правительством М.Барзани игнорируется статья 14 Конституции Ирака, согласно которой Южный Курдистан имеет право на получение только лишь 17% дохода от продажи нефти и газа. Нерешенность и противоречивость данной проблемы создает угрозу экономической стабильности и территориальной целостности Ирака, усиления этноконфессионального конфликта в стране.
Внешнеполитическая активность Эрбиля отчетливо прослеживается также в его стремлении к налаживанию международных контактов с нерегиональными государствами. Интересы Южного Курдистана на дипломатическом уровне представляет Высший Курдский Совет, отстаивающий права курдов на самоопределение и добивающийся признания независимости мировым сообществом. В ходе налаживания двусторонних контактов с зарубежными странами (США, Испания, Турция, Россия) на правительственном уровне высокопоставленные курдские делегации затрагивали вопрос о международном признании геноцида курдов в Ираке при Саддам Хусейне, обсуждали напряженные отношения между Эрбилем и Багдадом, внутриполитический иракский кризис и др. проблемы.
В то же время активизация "курдского фактора", угрожающая суверенитету Иракского государства, привлекает повышенное внимание со стороны России. Для обеспечения внутренней безопасности и укрепления обороноспособности Ирака во время официального визита президента Аль-Малики в Москву осенью 2012 г. было заключено соглашение на поставки российских вооружений и технологий, стоимость которых превышает 4 млрд. долларов. Налаживание тесных российско-иракских контактов, впредверии состоявшегося в марте 2013 г. визита в Москву курдской делегации Масуда Барзани, следует рассматривать в контексте посреднической роли руководства РФ в урегулировании неразрешенных проблем на Ближнем Востоке, в том числе, налаживания конструктивного диалога между правительствами Багдада и Курдской автономии Ирака с целью сохранения баланса сил в регионе. Нарушение целостности Иракского государства может вызвать цепную реакцию, обернуться радикальными изменениями в соотношении региональных сил, привести к дестабилизации обстановки во многих странах Среднего и Ближнего Востока.
На пороге происходящих глобальных изменений ареал проживания курдов становится зоной столкновения интересов внешних и региональных сил, которые выражаются, с одной стороны, в стремлении западных транснациональных структур (ЕС, НАТО) к практической реализации "курдского проекта", предполагающего создание курдских управленческих структур и слияние приграничных районов четырех государств в единое политическое пространство, с другой - сводятся к усилиям ряда региональных государств по сохранению статус-кво путем укрепления границ, наращивания контингентов сил безопасности, расширения прав и свобод нацменьшинств, изменения Конституций, проведения общенациональных референдумов и пр. мероприятий. Однако реализация глобального сценария, т.е. создание "Большого Курдистана" в рамках переформатирования Ближнего и Среднего Востока по западным лекалам в настоящее время невозможна по причине крайней неустойчивости позиций и непоследовательности принимаемых решений Турции, Саудовской Аравии и Израиля – проводников интересов Запада, который посредством "курдского фактора" стремится расшатать стабильность в Сирии, превратить ее в демилитаризованную зону, ослабить незыблемые позиции Ирана, России и Китая на международной арене и господствовать на мировом энергетическом рынке.
В свете происходящих кардинальных сдвигов в арабском мире "курдский фактор" способен стать одной из главных опорных точек НАТО и ЕС на Ближнем Востоке. Строго говоря, проблема объединения районов компактного проживания курдов может быть использована трансатлантическими структурами для усиления нестабильности, провоцирования нового витка противоречий и дальнейшей хаотизации региона. Впрочем, усиливающаяся информационная кампания, дипломатические усилия Запада при неудачном развитии событий могут вызвать и обратный эффект.
Курдское национальное движение в нынешних условиях не представляет собой консолидированной общественно-политической силы, способной самостоятельно преодолеть внутриполитические противоречия, и тем более, решить свой "национальный вопрос" вопреки интересам трансграничных государств. Налаживание конструктивного сотрудничества и стратегического партнерства между представителями различных культур в условиях их взаимозависимости, при строгом соблюдении норм международного права, принципов взаимоуважения и доверия, принятия взаимоприемлемых условий сосуществования, представляется более целесообразным и конструктивным – с точки зрения необходимости сохранения стабильности и мира в рамках отдельно взятой страны или региона.
В условиях происходящих процессов политической модернизации в мусульманском мире, отвечающих вызовам современности, следует применить иную модель развития международных отношений, которая позволит создать необходимые предпосылки для предотвращения вооруженных конфликтов и, непосредственно, урегулирования территориальных, внутриполитических, межэтнических и межконфессиональных противоречий, в том числе, "курдской проблемы". В качестве важного стабилизирующего фактора, способного повлиять на военно-политическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, преодолеть региональную нестабильность, можно использовать концепцию "Диалога цивилизаций" (выдвинута в 2001 г. президентом ИРИ М.Хатами), соответствующую современным реалиям. Основанная на принципе нравственно-социального единства человека, концептуально противоположная ныне применяемой на практике западной теории "Столкновения цивилизаций" С.Хантингтона, она предполагает мирное сосуществование стран и регионов мира, представляющих многообразие традиций, культур и верований – путем налаживания конструктивного межцивилизационного диалога, развития принципов взаимного уважения, веротерпимости, толерантности и добрососедства между представителями различных наций и конфессий.
В свете текущей геополитической ситуации на Ближнем Востоке, следует отметить, что претензии на лидерство ряда региональных государств, ориентированных на Запад, имеют односторонний, деструктивный характер. Неуклонно назревает необходимость пересмотра их внешней политики, выработки механизма для налаживания межцивилизационного диалога, объединения усилий мирового сообщества с целью выработки и применения эффективной системы общественной безопасности.
Бязров А.В. – к.и.н., старший преподаватель кафедры истории древнего мира и средних веков Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.
РСО-Алания, г. Владикавказ
___________________________________________
1. Halil Karaveli. Turkey Is No Partner for Peace September 11, 2012.
2. Kurds, Marginalized, Could Be Key to Syrian Revolts Success. // Kurdistan National Assembly – Syria. / http:www.kurdnas.com/en/index.php.
3. Бобкин М.М.Сирийские курды могут стать бенефициаром смены режима в Дамаске. // МИР и ПОЛИТИКА. / http://mir-politika.ru/3148 15.01.2013.
4. Бочарников И.В. Сирийский излом. МИР и ПОЛИТИКА. 12.01.2013.
5. Президент Аль-Асад: независимость для сирийцев исторически приравнивается к отстаиванию чести и достоинства. // Сирийской информационное агентство SANA / http://www.sana-syria.com/index_rus.html. 18.04.2013.
6. Сапронова М. Нефть, оружие и Иракский Курдистан. // Военно-промышленный курьер. №13(481). 03.04.2013.