Происхождение источника, умышленно распространившего ранее нелепые слухи о начале неких переговоров, якобы, связанных с выдвижением Барзани в качестве наиболее подходящего и сильного кандидата на должность Иракского президента, недавно было раскрыто.
Выяснилось, что Барзани, по мнению информационного агентства "Bolton News", а значит государственной власти Ирана, оказывается, объективно и обоснованно востребован кризисными обстоятельствами и проблемами, чтобы его высоким авторитетом политического лидера серьезно содействовать сохранению единства и территориальной целостности Ирака, а также конструктивно и всесторонне способствовать восстановлению мира и стабильности в Сирии и регионе в целом.
Неужели в высшем политико-теократическом руководстве Ирана происходят "тектонические" миротворческие сдвиги в направлении решения курдского вопроса и соблюдения прав курдского народа в этой стране?
Иранские власти всегда весьма настороженно и недружелюбно наблюдавшие за развитием курдского автономного региона в Ираке, не переставали внимательно следить за ситуативными изменениями в организационно-политическом раскладе освободительного движения курдского народа. Детальный анализ, несомненно, осуществляется в контексте обзорной оценки потенциального и фактического роста уровня влияния курдского фактора на внутреннюю обстановку в Иране, Турции, Ираке, Сирии и на геополитические события в регионе в целом. Тем не менее, создается впечатление, что в Тегеране пока не знают, с какой стороны и каким-образом подступиться к острейшей курдской проблеме в Иране, хотя, возможно, начинают понимать, что без конкретных и позитивных действий выстроить конструктивные отношения с основными курдскими силами, особенно после предстоящего объединения участников национально-освободительного движения, в интересах действующего государственного режима и страны практически будет невозможно. Кроме того, Ирану для выполнения тактической задачи – быстрого перехвата у Турции регионального "лидерства" в решении курдского вопроса, как минимум, потребуется разработать привлекательный сценарий, обеспечивающий под "дружелюбным патронажем" Ирана, во-первых, исполнение главных требований по соблюдению национально-территориальных прав курдского народа и, во-вторых, политическое и социально-экономическое доминирование курдских регионов в Ираке и Сирии. Своего рода персидский "Шах" для успешного завершения курдского "Мата" против "братьев" арабов.
Следуя такой логике, Тегерану, конечно, придется убеждать курдских "братьев-партнеров" в том, что при таком варианте развития событий Анкара не будет в слишком большом проигрыше, но окажется вынужденной предоставить курдам широкую автономию в Турции, чтобы укрепить единство страны, сохранить надежный доступ к важнейшим энергетическим ресурсам и рынку Ирака, и установить стратегические отношения с "великим" Ираном.
Тегеран, возможно, хотел бы реализовать в своих национальных интересах план по созданию "неформального полугосударственного образования", состоящего из четырех курдских автономных регионов, два из которых окажутся в пределах влияния Иранской "империи" - в Ираке и Сирии, а по одному – в соседней Турции и в самом Иране. Подобную теорию вполне можно было бы принять за основу для начала практических действий, но, во-первых, курдский народ, и это самое главное, никогда не откажется от своего полностью назревшего права на образование независимого государства на исторической территории географического Южного Курдистана, а, во-вторых, Турция ни при каких обстоятельствах не согласится на второстепенную роль и ограниченную позицию. Более того, курдские автономные регионы, несмотря ни на что, будут созданы в краткосрочной или среднесрочной перспективе и в Турции, и в Иране, а значит и в Сирии. И об этом хорошо знают как в Анкаре, так и в Тегеране, а значит и в Дамаске. И еще, из существующего списка государственных столиц, имеющих непосредственное отношение к курдскому вопросу и курдскому народу, уже определенно можно вычеркнуть Багдад.
Зачем же Ирану информационно "продвигать" однозначно бредовую и сомнительную идею о "назначении" Барзани на должность Иракского президента по "решению" Тегерана?
Чтобы лишний раз спровоцировать внутриполитический и общественно-социальный кризис в Южном Курдистане, возбудить межпартийные дрязги и противостояния, нанести ущерб политическому имиджу и авторитету Барзани, испортить двусторонние связи и деловые отношения региона с Анкарой, наконец, расшатать курдское национально-освободительное движение.
Смешно, но в Тегеране и среди курдских "союзников" Ирана из числа "исламских демократов", видимо, все еще надеются на получение "благодарного" согласия Барзани на столь щедрое предложение "Персидского Шаха", дальновидно и заботливо не забывающего даже о судьбе своего исторического партнера - "Турецкого Султана".
Курдский народ, не теряющий бдительности и приобретенного горького многовекового опыта "добрососедства" в чужих национальных государствах, самостоятельно примет все необходимые, значимые политические и организационные решения. Чтобы в дальнейшем все соответствующие действия и меры на двусторонних и международных уровнях осуществлялись надлежащим образом и ответственно от имени всего курдского народа руководителями и членами высших органов освободительного движения, избираемыми в установленном порядке уполномоченными делегатами на очередных общенациональных конференциях.
И "мирный процесс" в Турции сегодня зависит не столько от желания государства этой страны и честного выполнения сторонами пунктов "конфиденциального соглашения", сколько от реальной способности курдских партийных организаций и общественно-политических сил сплотиться в едином, целостном и управляемом движении, устремленном к освобождению нации и реализации прав курдского народа на полноценное самоуправление или суверенное самоопределение. С Турцией надо говорить на равных и вести конкретные переговоры по курдскому вопросу и внутреннему "мирному процессу" на официальном и самом высоком уровне как в Анкаре, так и в Эрбиле – в новой столице курдской нации.
Первая, главная и учредительная общенациональная конференция имеет особое историческое, духовно-нравственное, этно-культурное и политическое значение, потому что будет фундаментальной для светлого будущего всего курдского народа. Успех придет тогда, когда наступит единство.
Теги: Мураз Аджоев