Президентам США и России пора согласованно, целенаправленно и в ускоренном порядке переводить официальные двусторонние связи в институционально-правовое русло плодотворных и взаимовыгодных партнерских и деловых отношений, учитывающих особо важную и уникальную геополитическую роль, значимость и ответственность двух великих держав в деле обеспечения глобальной военно-политической и мировой экономической безопасности. Только совместно и с участием всех других заинтересованных стран можно относительно быстро добиться формирования глобальных условий, благоприятствующих высокой социальной и экономической стабильности, устойчивому сотрудничеству, демократизации отношений в цивилизованном мире равноправных государств, наций и народов. Экономический саммит в формате встречи высших руководителей стран "Большой двадцатки" (G-20), конечно, не может начаться и завершиться конструктивно без серьезного обсуждения Ближневосточной ситуации и достижения заинтересованного взаимодействия между США и Россией по кризисной проблеме в Сирии, угрожающей региональной и, возможно, глобальной безопасности. Обстановка в Сирии катастрофическая из-за вышедших из под контроля внутренних и внешних обстоятельств, а также различных факторов, способствующих обострению текущих и возникновению в регионе новых конфликтов с безудержным ростом уровня жестокости в противостояниях различных сил, провоцируемых и подстрекаемых к разжиганию межэтнической и межконфессиональной розни. Формально пока еще действующий государственный режим в Сирии во главе с президентом пытается с помощью преданных генералов, частей и подразделений армии, членов правительственного аппарата удержать заметно слабеющую диктаторскую власть, чтобы любыми способами сохранить "легитимность" в почти полностью разрушенной и парализованной стране. Неразумное кровопролитие и дикая резня продолжаются, несмотря на чудовищные человеческие жертвы, не поддающиеся оценке материальные потери и немыслимые моральные страдания граждан. "Революционно-оппозиционные" организации арабо-суннитского сообщества Сирии со смешанными вооруженными бригадами сирийских боевиков и интернациональных банд, снабжаемых, направляемых и управляемых с помощью мощной финансовой, военно-технической и пропагандистской поддержки зарубежных "спонсоров", погрязла в кровожадном и неразборчивом насилии над мирной частью "несогласного" населения, в том числе убийствах детей, женщин и стариков.
"Уходящий" Режим и "приходящая" Оппозиция в Сирии, противоестественно и упрямо отвергающие мольбу гражданского общества страны и призывы мирового сообщества к примирению и переговорам, не могут иметь никаких оправданий за все последствия неразумной политики и бесчеловечной идеологии дикой бойни за "эксклюзивную власть" в Сирии. Все стороны, активно участвующие в гражданской войне, несомненно, совершили грубейшие ошибки, недопустимые просчеты и греховные деяния с безнравственными итогами, и должны нести неотвратимую ответственность за создавшуюся ситуацию. Их надо жестко принудить немедленно сложить оружие и не препятствовать переговорному процессу, учреждению временного правительства переходного периода управления страной под коллективным наблюдением и контролем военно-миротворческих сил СБ ООН, желательно, под объединенным командованием российско-американского комитета гражданской обороны и административного правопорядка. Откровенность и решительность должны быть однозначно и публично проявлены Обамой и Путиным в полном соответствии с высшими должностными и политическими функциями президентов и, бесспорно, историческими обязательствами двух указанных супер держав перед международным сообществом. Успешное сотрудничество США и России в урегулировании Сирийского кризиса дало бы старт доброму процессу укрепления и усиления безусловно демократических принципов международного права в глобальной системе отношений и связей, признающих верховенство национальных интересов государств при обязательном условии соблюдения и уважения легитимно избранными властями независимых стран неотъемлемых демократических прав граждан и народов по общепризнанным в мире законам, обеспечивающим всеобъемлющее доминирование гуманитарно-нравственных норм политической свободы и безопасности, социального и этно-культурного равенства. Мировое сообщество находится в опасности, оказавшись перед угрозами больших войн в связи с частичной утратой дееспособного механизма предотвращения региональных конфликтов и устранения причин социально-экономических бедствий. Ждать нельзя, времени для длительных "дебатов и дискуссий" на международном уровне не осталось. США, России и другим государствам-партнерам надо действовать, добиваться конкретных и позитивных результатов, прежде всего в сфере безопасности и экономической стабильности, чтобы последовательно решать все проблемные вопросы, особенно геополитической и региональной значимости, например, связанные с нарушением национальных, социальных и политических прав и свобод курдского народа, лишенного этно-культурного пространства на исторически целостной территории Курдистана и неправомерным образом разделенного по линиям границ Турции, Ирана, Ирака и Сирии.
Позиции США и России по Сирийскому кризису, к сожалению, лишены абсолютно "объективных и понятных" обоснований. США достаточно справедливо обвиняют власть в Сирии в беспредельном подавлении гражданских прав в стране и поэтому настойчиво требуют свержения государственного режима с определенной целью - создания демократической республики на основе свободного волеизъявления народа и в интересах гражданского общества. Однако, США совершили грубейшую тактическую ошибку, допустив при непосредственном содействии Саудовской Аравии, Катара и Турции участие банд-групп радикально-террористических организаций "Аль-Каиды и "Братьев-мусульман" в гражданской войне в Сирии. Сирийская революционная оппозиция заметно "перепачкалась" террористической идеологией этно-конфессиональной вражды, что и привело к росту уровня дикой жестокости в действиях всех участников вооруженного конфликта. Россия, как известно, выступает в качестве защитницы легитимности государственного режима и официально не замечает диктаторскую сущность власти в Сирии, замалчивая факты подавления гражданских прав и свобод в стране, особенно репрессий и произвола в отношении курдского народа на протяжении десятилетий.
Таким образом, США и Россия применяют внешнеполитические "двойные стандарты" в "странных" попытках урегулирования Сирийского кризиса. Мягко говоря, США и Россия выглядят не очень или совсем не убедительно с точки зрения интерпретации контекста согласованного правила "красной химической черты", связанной с умышленным нарушением международного запрета на применение ОМУ в Сирии. У США и России разные обвиняемые из числа главных участников войны – Режима и Оппозиции. Вместо того, чтобы коллективно вмешаться в смертельно "пахнущую" ситуацию и жестким образом прекратить вооруженный конфликт, бойню и резню, США и Россия указывают на выявленного "виновника" и спорят о необходимости нанесения "удара возмездия". Видимо, уничтожение сотен тысяч людей артиллерией, авиацией, танками, стрелковым оружием, ножами, кувалдами, топорами, лопатами и чем угодно еще вроде бы укладывается в норму военного времени в гражданской войне, и на такие преступления не распространяются международные запреты. Возможно, именно поэтому США и Россия не видели до сих пор в Сирии другие "красные черточки" стоимостью в многие десятки тысяч жизней для военно-политических санкций, включающих меры силового воздействия на участников гражданской войны и принуждения всех сторон к прекращению боевых действий и началу мирных переговоров. Насколько такая формальная "щепетильность" США и России соответствует гуманитарным нормам нравственности?
Президент США передал соответствующие разведывательные данные в Конгресс и после завершения публичных дискуссий получит поддержку законодателей страны принятого им решения о начале военной операции возмездия против Сирийской армии и власти. Президент России не обращался в палаты Законодательного Собрания с аналогичной просьбой и не объявлял о намерении нанести адекватный удар по силам Сирийской оппозиции за доказанное применение химического оружия против мирного населения. В. Путин, вероятно, убежден, что на саммите " G-20" у него будет возможность и время встретиться с Б. Обамой, чтобы детально и честно обсудить сложившуюся ситуацию, обменяться точными и проверенными данными, сопоставить позиции, определить точки взаимопонимания и направления взаимодействия по Сирии, Ближнему Востоку, глобальным политико-экономическим аспектам международной безопасности и стабильности.
Будет крайне нежелательно и опрометчиво с точки зрения стратегических интересов США и России, а также обеспечения региональной и международной безопасности, если на этой встрече двух мировых лидеров стороны не затронут курдский геополитический вопрос, касающийся судьбы сорокамиллионного народа и, конечно, будущего Турции, Ирана, Ирака и Сирии, а значит всего Большого Ближнего Востока.
Теги: Мураз Аджоев, США, Россия, Сирия, Барак Обама, Владимир Путин, Курдистан, Саудовская Аравия, Катар, Турция, Аль-Каида, Братья-мусульмане, Иран, Ирак