США и СССР, пропагандировавших превосходства и преимущества соответственно капиталистического и социалистического способов мироустройства, на протяжении целого столетия, за исключением периода союзнического взаимодействия в 1942-1945 годах, безрассудно находились во враждебно-соперническом состоянии идеологического противоборства, военно-промышленного противостояния, социально-культурного противопоставления, финансово-экономической и научно-технической разобщенности двух общественно-политических систем.
К сожалению, США и Россия, две состязающиеся державы соответственно с развитой и развивающейся рыночными экономиками, "классической" и "суверенной" демократиями, остаются заложниками "мифических" внешнеполитических взглядов с довольно устаревшими "ментальными настройками". Вашингтон и Москва порой применяют "приемы" прежней системной методологии двусторонней и геополитической конфронтации. Надо отметить, что "Холодная Война", завершившаяся "внезапно и непредсказуемо" для коммунистического руководства СССР и всего Варшавского Договора, была безумной и бестолковой с точки зрения нормального человеческого разума. Рассуждая условно и относительно, следует признать, что последующие общественно-политические реформы в бывших странах-членах "социалистического лагеря", рухнувшего от хронически сверхвысокого экономического напряжения, происходили довольно "благополучно". При этом "капиталистический лагерь", строго говоря, приумножился богатствами и потенциалом за счет "дивидендов и пополнений" в виде десятков полит-экономически "обанкротившихся" социалистических государств. Но что же стало происходить с США в столь "благоприятных" геополитических и геоэкономических условиях для "показательного" усиления державного превосходства?
В отсутствии СССР, как оказалось, главный "бенефициар" и "перпетуум-мобиле" капиталистического мира явно утратил бдительность и креативные навыки "мастера" экономического подъема и социального комфорта. США с Западными союзниками слишком легкомысленно отнеслись к непростым последствиям "победно" завершившейся "Холодной Войны". Они с жадностью взялись за поглощение новых дешевых товарно-сырьевых рынков с помощью изощренных и алчных банковско-кредитных интервенций. Закономерно наступило резкое ухудшение социально-экономической ситуации в наиболее слабо развитых и многих развивающихся странах. В итоге - закономерный обвал уровня реального стоимостного обеспечения искусственно и беспредельно возросшей капитализации "финансового пузыря", раздувшегося от мнимых "бумажных ценностей" самых "объевшихся" государств в мире.
В рыночно-капиталистическом хозяйстве, а в целом - это большинство населения планеты и наибольшая часть валового глобального продукта (ВГП), наблюдается серьезная деформация финансово-экономического фундамента и, как следствие, политико-правовой структуры механизма поддержания общепризнанного миропорядка. Россия стремится равнозначно и равновелико с США участвовать в процессе консолидации международных усилий по выработке по-настоящему продуктивной программы реанимации мировой экономики и финансовой системы, совершенствования правил управления глобальными процессами стабилизации производственных, научно-технических и торгово-коммерческих отношений. Новая Россия, убежден, искренне не желает ни в каком виде возобновления открытого системного соперничества, но иногда, оказавшись под прямым воздействием явно умышленных провокаций и высокомерных амбиций США, по "унаследованной привычке" Москва ввязывается в некоторые ситуативные обстоятельства и упрямо применяет элементы жесткой конфронтации. России, думаю, не следует всем своим экономическим весом и политическим авторитетом показывать готовность к жесткому сопротивлению США и всему Западу, действуя на их поле "двойных стандартов" и "двойной морали". Для России предпочтительнее и достойнее было бы взять на себя более почетную роль очень влиятельного, надежного и честного партнера, способного объективно, обоснованно и убедительно, как и подобает великой миролюбивой державе, корректировать позицию любого государства и любой власти в интересах прав определенной нации, конкретной страны или мирового сообщества в рамках не только действующего международного права, но обязательных норм гуманитарной нравственности и моральной справедливости. Особенно и прежде всего в ходе поиска и рассмотрения решений, позволяющих посредством коллективного взаимодействия достигать оптимальных результатов по самым главным аспектам глобальной политики и мировой экономики: повышение гуманитарного качества международных отношений и связей, а также уровня нравственной составляющей эффективности международного права для целенаправленного обеспечения всеобщей стабильности, безопасности и сотрудничества в справедливом мире равноправных государств и наций. Учитывая особенности капиталистического рынка, жесткую конкуренцию в условиях глобального кризиса и сложную геополитическую ситуацию, России и США целесообразнее в качестве партнеров-союзников возглавить процесс структурных перемен в политике и экономике, добиться качественного роста промышленного и сельскохозяйственного производства, ускорения научно-технических достижений, в том числе и особенно с целью обеспечения социальной стабильности, продовольственной безопасности и индустриализации в наиболее слабо развитых странах и регионах мира.
Конфронтационное соперничество должно уступить место принципам честной и созидательной конкуренции США и России в политической, экономической и дипломатической сферах. Недопустимо продолжать "старо-обрядное" состязание, осуществляя сомнительные экспортные поставки вооружений и военной техники в страны, вовлеченные в кровавые конфликты и войны, поддерживая при этом диктаторские государства и радикально-террористические организации в зависимости от случайно и временно складывающейся региональной "конъюнктуры". Неразборчивый "прагматизм" плохо воздействует на мотивацию к плодотворному сотрудничеству, партнерству в интересах глобальной и региональной безопасности, успешному развитию политических, экономических, научных и культурных связей. Робкие и осторожные попытки США и России "перезагрузить" двусторонние связи на деле оказываются неоднозначными и плохо подготовленными, что непозволительно для высокого уровня отношений великих мировых держав, которым исторически предписано в первую очередь отстаивать неотъемлемые права и свободы народов и наций по принципам демократии, законности и нравственности, обеспечивая формальную защиту государственного единства и территориальной целостности той или иной суверенной страны. Руководителям США и России лучше бы заявить о готовности обеих сторон к сближению позиций и доверительному сотрудничеству в точном соответствии с декларируемыми внешнеполитическими целями и принципами международного права.
О том, что в Сирии ситуация будет катастрофически ухудшаться и стороны кровавого конфликта не пойдут на компромиссы, можно было "догадаться" уже в начале 2012 года. Режим Сирии в лице действующего Президента однозначно отказался обсуждать возможности и условия выполнения предъявляемых государству требований о передаче власти так называемым "оппозиционным силам". Президент Сирии твердо и безоговорочно заявил, что сопротивляющиеся власть и народ вместе воюют за сохранение своего государства и против агрессии террористических сил, фактически вторгшихся в страну. Наступающая "оппозиция" объявила вне закона действующего Президента и власть, настаивая на безоговорочном свержении государственного режима в Сирии. Оснований и предпосылок для начала мирных переговоров между сторонами конфликта не было. Запоздалое согласование решения о передачи запасов ОМУ, в частности химоружия под международный контроль, не приведет к мирным переговорам до тех пор, пока США и Россия не предъявят сторонам конфликта ультиматум с конкретным сроком выполнения плана разоружения и прекращения боевых действий, жертвами которых становятся миллионы мирных граждан. Споры и разногласия членов СБ ООН, похоже, касаются больше их "прагматичных" военно-политических интересов в регионе.
Сирийский кризис, влияющий на геополитическую ситуацию в регионе Большого Ближнего Востока, особенно на внутриполитическую обстановку в Турции, Иране и Ираке, то есть практически в странах, где чрезвычайно выросло значение курдского фактора, превратился в предмет "большого торга". И опять, как всегда, вокруг курдского вопроса "острожная, боязливая и робкая тишина". Тем не менее, курдский народ уверенно выходит на глобальную политико-дипломатическую арену единым фронтом освободительного движения, чтобы окончательно и успешно решить все свои проблемы, связанные, как минимум, с восстановлением разрушенной этно-культурной целостности нации, самоуправлением в Турции, Сирии и Иране и самоопределением в Ираке. Причем исключительно мирно, на основе международного права и норм гуманитарной нравственности. Несомненно, справедливое, мирное и правовое урегулирование региональных проблем курдского народа во-многом зависит от степени совпадения позиций США и России, готовности двух великих держав к совместному поиску оптимальных решений, отражающих объективную реальность ситуации, в которой находятся около 40 миллионов курдов в Турции, Иране, Ираке и Сирии. США и Россия могли бы предложить мировому сообществу наиболее приемлемые и выполнимые программы, обеспечивающие уважение и соблюдение неотъемлемых прав и свобод курдской нации.
Если же США и Россия, как всегда бывало во времена СССР, будут делать все "вопреки и назло", откажутся от согласования проектов резолюций СБ ООН, предусматривающих рекомендательные и обязательные условия урегулирования курдского вопроса, страны Большого Ближнего Востока и все мировые державы окажутся втянутыми в долгосрочную и позорную региональную войну с беспрецедентными по масштабам трагическими последствиями. Все страны и государства, все нации и народы будут проигравшими. Победит хаос безрассудства, безумия и безнравственности. Сирийский кризис уже поглощен этим хаосом, а постоянные члены СБ ООН продолжают дипломатические "игры в поддавки".
Мирные переговоры, как правило, начинаются, когда прекращаются военные действия, а не наоборот – военные действия прекращаются, когда начинаются мирные переговоры. Дипломатия "наоборот" непродуктивна и неразумна. Политическое урегулирование Сирийского кризиса требует применения жестких мер воздействия на все стороны, участвующие в гражданской войне. Другой альтернативы нет, господа. Добро должно быть сильным и твердым в борьбе с жестким, тупым и кровожадным злом. В отношении любой из воюющих сторон в Сирии, отвергающей миротворческое требование международного сообщества в лице СБ ООН о прекращении боевых действий и вооруженных актов, надлежит применить силовой метод принуждения к миру в качестве правомерного способа политического решения проблемы.
Все государства обязаны соблюдать политический нейтралитет по отношению ко всем участникам гражданской войны в Сирии, всячески содействовать объективному рассмотрению проблемы и принятию адекватной резолюции в СБ ООН. Что же касается политических и социальных проблем курдского народа, рано или поздно, вероятнее всего, очень скоро, руководителям государств международного сообщества придется "с галстуками" и "без галстуков", в официальном и рабочем порядке садиться за "круглый стол", чтобы решать горящий курдский вопрос. Покончить с "коллективной" неопределенностью по отношению к судьбе курдского народа можно было бы крайне "прагматично", пригласив на предстоящую и долгожданную курдскую общенациональную конференцию, которая запланирована на 25 ноября текущего года в Эрбиле, госсекретаря США господина Керри и министра иностранных дел России господина Лаврова с просьбой выступить по геополитической теме: роль и значение международного права в обеспечении соблюдения неотъемлемых национальных прав курдского народа на самоуправление и самоопределение.
Многоуважаемые господа президенты, премьер-министры, главы государств и правительств Запада и Востока, Севера и Юга, никогда не забывайте и каждое утро повторяйте в чистых мыслях и молитвах, пожалуйста, отрезвляющие слова - напоминание от Владимира Путина о том, что, несомненно, "Бог создал нас равными"! А среди единого множества прочих равных Бог назвал, конечно, нацию и народ курдского этноса с историей и культурой нескольких тысячелетий человеческой цивилизации!
Теги: Мураз Аджоев, США, Россия, СССР, Сирия, ООН, курды, Курдистан, Владимир Путин