Свершилось! То, что многие с таким нетерпение ждали и предвкушали, состоялось.
Бахман Гобади, блистательный и неповторимый, невероятно талантливый и всемирно известный курдский режиссёр, открыл в Эрбиле институт кинематографии "HERMANK”.
Чтобы не пересказывать своими словами то, что Гобади сам рассказывал о своих планах, напомню об эксклюзивном интервью, которое он дал "RUDAW” в декабре 2012 года. Оно есть на сайте Kurdistan.ru. Не поленитесь, перечитайте.
Я же приведу только один абзац, одно его высказывание. Оно концептуальное.
"У нас есть великая культура. Это как огонь под землёй, и нам нужно взрастить его так, чтобы он появился снова. Снять слой пыли с нашей культуры. Наша проблема состоит в том, что мы разделились. Была красивая и умная курдская девушка. И она была первой, кто подорвался на мине, и принёс себя тем самым в жертву. Она была разорвана на четыре части. Во многих отношениях Курдистан как инвалид. Мы должны соединить эти части снова. Я не имею в виду географию или земли. Я имею в виду культуру".
Это позиция человека творческого. Абстрагируясь от политики, Гобади, как истинный художник, заглядывает в души, размышляет о созидании, о вере и, конечно, о надежде и о любви. Надо быть сильным, не отчаиваться, и тогда, пусть не сразу, многое, о чём мечталось и грезилось, за что боролись и умирали, что строили и любили, будет с другим знаком, станет реальностью. Многие его фильмы сняты на стыке документального и игрового кино. А как он использует притчевость. Я обожаю такое кино. Необычное, дерзкое, мистическое. Такое кино, какое снимают курдские режиссёры, при всей трагичности сюжетов, вселяет надежду и разрушает отчаяние.
Возрождение и развитие культуры особенно актуальны для Курдистана сегодня. Притом, что народ наш богат уникальной, какой-то удивительной духовностью и манерой выражать свой дух и свою сущность, а главное – умением и талантом сохранить и не растерять свою неповторимость, проблемы имеются, и очень серьёзные.
Меня всегда поражало, что при всей драматичности и трагичности нашей истории, народ наш не расплескался, не растёкся, не выдохся и не растворился в других культурах.
Как только нас не выхолащивали, не обворовывали, как только нас не уничтожали и не деморализовывали.
Не удалось. Потому что наши корни, корни нашего духа и нашей стойкости в нашей культуре. Она-то и помогла нашему народу выжить. Это так. Но вот идти дальше, совершенствоваться, соответствовать новому времени и новым веяниям, нам было сложно. Лишённые своего государства, мы жили и существовали в тех рамках, в которых нам позволялось жить и развиваться. А, как правило, ничего не разрешалось: ни жить, ни быть. Одни запреты.
Да, корни всего в культуре или в её отсутствии. Сегодня, а вернее, ещё вчера и даже позавчера, курды старались минимизировать тот ущерб, те потери, какие мы могли иметь и имели в предлагаемых нам обстоятельствах.
Курдские художники, удивительные поэты, блистательные артисты, потрясающие фотографы, режиссёры кино заявили о себе во всю мощь своего таланта. Нет страны, а есть, уже есть курдское кино. Пронзительное, дерзкое, ироничное, трогательное и глубоко профессиональное.
Великий и гениальный Гюней заложил фундамент курдской кинематографии. ФИПРЕССИ включило его в десятку самых выдающихся режиссёров своего времени. Его личность и его творчество породили целую плеяду талантливых, очень разных и очень даровитых режиссёров. Их имена на слуху, о них говорят, их фильмы смотрят, их награждают на самых престижных международных фестивалях.
Пожалуйста, если кто-то не знаком с курдским кино, посмотрите фильмы курдских режиссёров.
Хотела написать, что вы получите удовольствие от их просмотра. Нет, не удовольствие. Не так, слово "удовольствие" тут неуместно совсем. Просто, вы станете другими, в смысле, вы станете лучше, добрее, смелее, честнее. И ранимее. А это, я уверенна, очень важное свойство и потребность души.
Йилмаз Гюней, Бахман Гобади, Йинар Салем, Мираз Безар, Шавкат Амин Корки, Йилмаз Арслан, Аббас Газли, Ибрагим Саеди, Мано Халил. Наверняка я не всех вспомнила и не всех знаю. Прошу у них прощения.
И вот уже открылся институт кино в Эрбиле, в Южном Курдистане. Это стало возможно, потому что сошлись все пазлы. В нужное время и в нужном месте оказались все те, кто мог такое сотворить. А самое главное, есть самостоятельность, есть независимость, в том смысле, что есть свобода в принятии важнейших решений. Никто не наложит табу, никто не задушит стремление к совершенствованию, к использованию своей культуры, своего языка, своей души и своей несхожести с другими.
Они все разные, у каждого свой почерк, свой язык и своё видение мира, людей, любви, ненависти, силы и слабости. Но все талантливы и каждому есть, что нам сказать, показать, удивить.
Обратите внимание, как нетривиально называются их фильмы. Эти названия взрывают воображение, завлекают и привлекают.
Кино, как искусство массовое и доступное, становится частью большой пропагандистской работы, воспитания высоких и правильных чувств и самопознания.
А ещё, так радостна любовь нашего народа к лицедейству. Театральные постановки очень популярны и очень любимы. Уверенна, наступит день, когда театр станет частью культурной жизни всего Курдистана.
А как трогательна и глубоко искренна любовь к поэтическому слову, к поэтам. С каким интересом и подъёмом люди ходят на вернисажи.
Без насыщенной культурной жизни, без выставок, без концертов, без поэтических вечеров, без всевозможных фестивалей, без музеев, без путешествий, без всего того, что составляет современную духовную и образовательную среду нельзя говорить о каких-то прорывах и серьёзных свершениях надежд.
А это возможно только при наличии свобод, равных прав всех членов общества и государственной воли.
К счастью, уже можно говорить о присутствии всего этого в Южном Курдистане. Конечно, сделаны ещё только первые шаги, впереди непочатый край работы, есть какие-то упущения, ошибки, не до всего руки доходят, а что-то просто неизвестно, неиспробовано и пока непринято в обществе. Но ведь есть оптимизм и огромное желание соответствовать и своей древней культуре, и своей истории и памяти, своей гордости и удивительному стремлению к перфекционизму. Великое качество!
Люди меняются, и это очевидно. Меняется их отношение ко многому. Хочу привести один только пример. Он очень показателен, потому что подобное возможно только при наличии свобод в обществе, при наличии иронии и самоиронии, права на критику, на сомнения. А это всё прерогатива развитого и самодостаточного народа и страны. Это возможно, когда человек становится личностью, когда он молится только Богу, и то, безо всякого фанатизма, и не создаёт себе кумира из вождя, не превращает его в божка. Вожди тоже люди, они и ошибаются и оступаются, их воззрения устаревают, порой тормозят прогресс, они попадают в нештатные ситуации, они, как и мы, болеют и даже умирают.
Любовь к вождям – явление и странное, и грустное. Более того, это субстанция в каком-то смысле амбивалентная. К тому же, хрупкая.
Вспомните, пожалуйста, всех тех, кого сначала возвели на вершину, а по прошествии времени, с треском обрушили оземь, чьи высказывания становились мантрами, а жизнь и привычки были эталоном; отклонения и, не дай Бог, несогласие с их постулатами и наказами, не просто объявлялись ересью, а жестоко карались. Таким в истории всех времён и народов несть числа.
Но, к счастью, сегодня подобное - это сущий анахронизм. Оговорюсь, только в продвинутых, жизнеспособных и свободных обществах. Пока эта данность будет иметь место в обществе, в народе, в культуре, в ментальности, в философии, в жизни, в борьбе, в стремлении как-то по- иному себя позиционировать – всё будет обречено на провал. Это самое настоящее сектантство, шаманство. Называйте как хотите, но это уже даже и неприлично. Всё равно, что обречь себя на лузерство, причём, навечно. И никакие явные победы, даже с самой большой буквы, не могут с подобным явлением примирить и объяснить. Потому что такая любовь способна убить разум и превратить человека в существо зависимое, угодливое и обезличенное.
Психология подобной любви изучена наукой вдоль и поперёк, препарирована до мельчайших атомов, просвечена миллионами рентген. Диагноз таков: это чрезвычайно опасно и требует мощной прививки.
Что может стать прививкой? Культура, знания, образование, правильное воспитание, семейные ценности, любовь и уважение к народу, красивая и достойная жизнь, готовность переосмыслить ошибки, искоренить угодничество и приспособленчество. Когда каждый будет стремиться быть личностью, чтобы быть полезным народу своему. Не пророкам, не вождям, а НАРОДУ!
Это миссия деятелей культуры, духовной сферы, тех, кто всегда впереди. Кто совестлив и честен, неподкупен и смел, кто высок и чист, и в помыслах и в деяниях. К счастью, их много. И они работают и уже побеждают.
Теги: Аза Авдали, Бахман Гобади, курды, Йылмаз Гюней