Главными промоутерами идеи проведения многосторонней конференции "Женева-2", предназначенной, очевидно только с дипломатической точки зрения, для формальной активизации вялотекущего процесса мирного урегулирования кризиса и завершения гражданской войны в Сирии, как известно, являются супер ведущие "операторы геополитики" – США и Россия. Официально две великие державы выступают за скорейшее окончание вооруженного конфликта, достижение безупречного перемирия, начало предметных переговоров между сторонами, де-факто и де-юре представляющих все этно-конфессиональные группы многонационального "сирийского народа", проведение политико-правовых реформ в области государственного устройства на основе демократических принципов формирования власти и организации управления страной в интересах гражданского общества, сохранения единства и территориальной целостности Сирии. Благая цель, к сожалению, не подкреплена должным образом взаимопониманием Вашингтона и Москвы. Госдепартамент США и МИД России откровенно и осознанно придерживаются взаимоисключающих позиций, "обоснованных" политическим смыслом и юридической сутью "справедливых" требований соответственно Оппозиции и Режима. Сирийская Оппозиция, пользующаяся всеобъемлющей поддержкой США и целого ряда государств-союзников, настойчиво отвергает участие Режима, возглавляемого Президентом страны и лидером партии БААС, в будущих переговорах и предстоящих реформах. Сирийский Режим, рассчитывающий на помощь, оказываемую Россией, Ираном и Китаем, не намерен допустить каких-либо форматов мирных переговоров с Оппозицией на совершенно неприемлемом для власти предварительном условии - полного отстранения правящей партии БААС и ее высшего руководства, опирающихся преимущественно на самую влиятельную и наиболее состоятельную арабскую элиту сообщества шиитского религиозного меньшинства, от власти и участия в демократических выборах, а значит и в государственном переустройстве страны. Политико-идеологический "пинг-понг" между Вашингтоном и Москвой все еще продолжается в дипломатических отношениях Госдепартамента США и МИД России, несмотря на драматические масштабы хаотичного безумия гражданской войны и "интернационального" терроризма в Сирии. Согласованный вопрос о ликвидации запасов химического оружия Сирии можно успешно осуществить, но положить конец войне и террору невозможно вне рамок коллективного военно-политического воздействия на основных участников вооруженного конфликта и без жестких, в том числе силовых методов принуждения воюющих сторон к обязательному перемирию и переговорам. Лавров признался, что пора применить в дипломатических усилиях по Сирии слово "заставить".
Принцип неотвратимости адекватного наказания за совершаемые преступления против человечности и массовые неправомерные действия, угрожающие безопасности населения страны, в данном случае гражданам Сирии, и тем более геополитической стабильности в регионе в целом, заложенный в нормах и правилах международного права, должен использоваться в обязательном порядке не только для опережающего предупреждения трагических и кровавых событий, но и практического применения в определенных обстоятельствах, признанных международным сообществом недопустимыми и чрезвычайно опасными, в том числе с военно-политической и морально-нравственной точек зрений. Конечно, речь не должна идти о неправомерном применении военной силы в одностороннем порядке без санкций СБ ООН и в отношении лишь одной из провинившихся сторон вооруженного конфликта в Сирии. Восстанавливать мир в Сирии необходимо не с помощью "корыстной" войны, направленной якобы против диктаторского Режима и финансируемой "спонсорами" этно-конфессионального терроризма и хаоса, а закономерно коллективными политико-дипломатическими усилиями международного сообщества с применением установленных способов жесткого принуждения конфликтующих сторон к обязательному отказу от недопустимой вооруженной конфронтации, соответствующих в полной мере социально-гуманитарным условиям и общественно-политической обстановке в стране. Пришло время больно, но справедливо убеждать Оппозицию и Режим эффективными "оздоровительными" методами политико-дипломатической "хирургии" и реабилитационной "терапии" злокачественной ситуации в интересах всех граждан и народов Сирии, не исключая принятия неизбежных решений, связанных с изменением территориальной целостности страны ради обеспечения надежного мира, долгосрочной безопасности и стабильности в регионе в целом. В любом случае урегулирование Сирийского кризиса, несомненно, будет происходить с серьезнейшим учетом геополитических аспектов и острейших проблем, прежде всего связанных с Турцией, Ираном и Ираком, особенно с точки зрения роли и влияния курдского фактора во всех указанных авторитарно-режимных государствах, очень настороженно и довольно озабоченно следящих за текущим процессом консолидации и укрепления национально-освободительного фронта мирной борьбы курдского народа за свои демократические права и законные социально-политические требования.
Проходящие сегодня 21 сентября 2013 года парламентские выборы в Южном Курдистане – это огромное событие регионального значения, потому что оно успешно запускает следующий этап объединения всех политических сил нации – общенациональную учредительную конференцию для уверенного и плодотворного продвижения курдского вопроса на мировую арену международных отношений.
Результаты парламентских выборов в Южном Курдистане очень важны с точки зрения не только перспектив развития демократии, восстановления территориальной целостности и окончательного утверждения государственной независимости данного процветающего региона Большого Курдистана, но в большей степени имеют решающее значение для создания основополагающих предпосылок и условий возрождения национально-культурного единства и политической солидарности всего многомиллионного курдского народа, несправедливо отчужденного и безнравственно забытого мировым сообществом равноправного участника международных отношений. Проявляя естественную или "искусственную" заботу о судьбе других малых и больших народов мира, нельзя оставаться аморально безразличными и бессовестно бездушными к бесчеловечному и трагическому положению сорокамиллионного народа на своей древней этно-исторической курдской земле в пределах нынешних территорий политико-идеологически и юридически репрессивных, расистских и фашистских государств – Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Пусть никого не вводит в заблуждение ситуация в Ираке. Автономный курдский регион в этой стране, раздираемой гражданской войной, является действительно образцом безопасности, экономической стабильности и социального благополучия благодаря собственным усилиям и настойчивости народа и политического руководства Южного Курдистана. Вместе с тем, более полутора миллионов курдов едва существуют, нищенствуют и ежедневно становятся жертвами насилия со стороны различных арабских террористических группировок и даже федеральных армейских подразделений, особенно в Киркукской и Мосульской провинциях Южного Курдистана, так и не вошедших по вине и неконституционному замыслу центрального правительства Ирака в административно-территориальный состав автономного региона. Восстановление административно-территориальной целостности Южного Курдистана является юридическим, историческим, этническим и конституционным правом курдского народа. Этот принципиальный вопрос должен быть однозначно решен в одностороннем порядке политическим руководством автономного региона силами армии и службы национальной безопасности Южного Курдистана в связи с истечением всех разумных сроков, предусмотренных для выполнения соответствующих положений действующей Конституции государства, неотвратимо утрачивающего основы федерального единства и территориальной целостности Ирака. Протокольно-правовой выход из состава Иракского государства следовало бы осуществить в "удобное" время и в письменно-уведомительном порядке, завершив процедуру подписанием соответствующего указа Президента автономного региона о восстановлении территориальной целостности и провозглашении независимости Южного Курдистана.
Очевидно, что Ирак может оставаться только арабским государством с присущими этому народу историческими проблемами конфессионального противостояния шиитов и суннитов. А Южный Курдистан должен стать единой страной всех коренных народов и демократическим государством равноправных и свободных граждан, независимо от национального происхождения, личной социально-культурной идентичности и этно-конфессиональной принадлежности. Кроме того, Южный Курдистан станет центром общественно-политического объединения курдского народа, восстановления и возрождения истории и культуры курдской нации. Южный Курдистан выполнит в полной мере свою часть ответственности за устойчивое социально-экономическое развитие будущих курдских автономных регионов в Турции, Иране и Сирии. Данное обязательство народа и руководства Южного Курдистана будет составным элементом предмета будущих двусторонних мирных переговоров с властями указанных государств по урегулированию политико-правовых проблем, связанных с выполнением справедливых требований курдского народа. Территория Большого Курдистана может превратиться в свободную от дискриминаций и протекционизма международно-региональную зону многостороннего и разнонаправленного сотрудничества, эффективных торгово-коммерческих, производственных и финансово-экономических связей. Серьезных аргументов, политически обосновывающих и юридически определяющих правомерность и нравственность постановки в международную повестку курдского вопроса, намного больше, чем количество стран и государств, породивших проблемы курдского народа. Этим государствам придется до справедливого конца ответить за свои преступные деяния против курдского народа либо добровольно, либо под угрозой проявляющихся признаков высшей силы возмездия за отказ от мирного решения существующих правовых и социально-политических проблем. До сих пор не известно, кто, на каком основании, в каком качестве и с какими требованиями будет представлять курдский народ Сирии на конференции "Женева-2". Есть ли единство и понимание между Вашингтоном и Москвой в этом конкретном курдском аспекте будущих переговоров в рамках конференции по Сирии? Хорошо известно, что ни одна партия в Сирии не имеет полномочий самостоятельно представлять даже арифметически простое большинство курдского народа этой страны. Если курдский народ будет представлен на конференции коллективным политическим органом народа, то каким именно?
Пока же дождемся результатов всенародного голосования на выборах в Парламент автономной "республики" Южный Курдистан. Надеюсь на победу истинно патриотических сил, а именно ДПК и реальных сторонников демократического развития и независимости.
Теги: Мураз Аджоев, Сирия, Россия, США, Баас, СБ ООН, курды, Курдистан, выборы, Иракский Курдистан, Сирийский Курдистан, Иранский Курдистан, Турецкий Курдистан, Киркук, Мосул, Ирак, сунниты, шииты, ДПК