(Философский очерк)
Курдский народ на протяжении своей истории пережил немало трагических моментов. Основными причинами всегда являлись постоянные попытки уничтожения курдов, истребления их как древнейшего народа и полной ассимиляции. Рассматривая историю курдов, приходишь к мнению, что лишь героизм и отличительные черты - доблесть и мужество - спасали народ. Всегда, во все времена курды были разделены, эта раздробленность всегда отплачивала курдам кровью. Много всего было написано на сей счет, особенно если учитывать, что курды не могут поддаваться анализу и осмыслению из-за отсутствия собственного осознания и подзабытого величия. Тот период вынужденной деградации в попытке самосохранения являлся хронической причиной потери собственного национального духа и стремления быть свободными. Народ, вынужденный подстраиваться в жесточайших условиях, чуть не лишился самого главного - курдского самосознания и идентичности. Курдов хотели загнать в одни рамки с турками, арабами и другими народами, но агрессорам не дано было понять истинной курдской силы, заложенной в их историческом прошлом, а так же в наследии благословенной собственной веры в Xwedê (Господа).
Пытаясь искать причины этой несправедливости и задавая соответствующие вопросы судьбе ("Разве виноваты мы, что родились курдами? Нам-то малость нужна, всего лишь наша собственная земля под ногами!!!!"), не находишь быстрых и правильных ответов, ибо их нет. Этот вопрос движет каждым курдом: от малого до великого, но каждый раз, задавая этот вопрос, очень трудно найти ответ. Мы всегда маскировали свои внутренние проблемы, обвиняя агрессоров и перекладывая в добавок на них все свои грехи. Конечно, тираны виноваты во многом, но они не могут быть виноваты в том, что мы сами себя лишили своего исторического наследия, они не могут быть виноваты в том, что мы сами открыли для них дорогу к собственному курдскому богатству. Мы продолжаем жить в обвинениях и не стремимся взглянуть на себя, не пытаемся найти путь к восстановлению собственных доблести и величия.
Всегда одна мысль не давала мне покоя, а я избегал этой мысли, пытаясь сам опровергнуть ее размышлениями. Трудно не согласиться с тем, что курды являются великими и доблестными войнами, но остаются жалкими и никчемными политиками. Как же быть? С одной стороны мы все раздроблены, - по религиям, политическим пристрастиям, обществам и интересам. С другой стороны мы не можем пережить последний этап перерастания в нацию, тем самым отбросив те приобретенные черты, которые были навязаны нам нашими врагами, целью которых, естественно, было уничтожение курдского духа. Что может быть важнее объединения или обретения собственного самосознания и величия? (Очевидно, что одно без другого трудно представить). Вся проблема заключена в нас самих, в наших особенных чертах. Мы бы были великими, если бы относились к собственному народу, как относимся к другим. Мы способны уступать иным народам, даже вражеским, но только не собственному народу. В нас пропала идея любви к родному народу и уважение к нему. Мы не уступчивы лишь потому, что в глубине души не верим в будущее и не стремимся объединиться и быть едиными. Мы боимся последствий объединения, этот естественный защитный механизм курдской национальной упертости нас же и губит. Мы боимся признать свои ошибки и, тем более, признать правоту собственного курдского брата в чем-либо. Мы перестали быть способными просто к поддержке родного народа. Эта наша общекурдская черта стала нашей ахиллесовой пятой. В момент общей скорби, связанной с трагическими событиями в Западном Курдистане, надо было бы по логике объединиться вокруг очередной трагедии нашего народа и защищать его, но мы же курды, - мы начали перекладывать вину друг на друга, тонуть в претензиях и захлебываться в негативных эмоциях друг к другу. Не это ли тот тревожный сигнал заторможенного становления нашего общества, не это ли сигнал всей нашей элите и политическим силам о том, что нужны перемены в сознаниях и необходима как воздух иная курдская идеология, основанная на любви к своему народу, родине и любви к своему языку. Нам все было дано для величия и славы, но мы не были способны быть достойными наследниками своего прошлого. Мы продолжаем жить прошлым, не стремясь к новым высотам. Мы все говорим о ценностях светского и демократического уклада, но остаемся прагматичными консерваторами. Наше общество ошибочно оценивать по нашей элите. На мой взгляд, наше общество в первую очередь должно оцениваться по нашей молодежи, ибо она уже в ответе за будущее курдского народа. А вопросы стоят самые острейшие, и она этого до сих пор не осознала.
О нашей молодежи. Даже как представитель молодого поколения, я, естественно, не могу выражать общее мнение молодых, тем более, что наша молодежь своеобразна, где-то даже очень агрессивна, жестка и высокомерна. Наша молодежь находиться в поиске чего-то, не осознанного ей же самой. В поиске попытки изменить что-то, поддаваясь глубинному голосу, заложенному курдскими корнями. Вроде бы, она обретает свой путь и дорогу под популярным общим названием "Курдизм". Но Курдизм нам пока не доступен, ибо мы не можем определить что это. Мы желаем Курдизма, но не можем его обрести, ибо пока не способны определить всю его суть для себя. Нами движет сама идея, тот поиск истины, который может быть заложен в Курдизме. Но не сам этот идеологический путь является достижением, которого так жаждет наша молодежь. Мы не понимаем того, что родились великими, потому что являемся курдами, но, увы, мы стремимся ко всяким повседневным, низким, навязанным стереотипам бытия. Тем самым мы сами себя загоняем в рамки доступного и легко воспринимаемого, что является губительным в плане ассимиляции нашего величественного народа. Конечно же, лучше быстро сгореть в попытке обретения свободной родины, чем медленно тлеть в ассимиляционной трагедии великого народа.
О религиях, исповедуемых курдским народом, было немало сказано и написано. Впрочем, этот вопрос всегда стоял и стоит самым острым, потому что мы, курды, отравлены религией, без разницы, какой именно. Многие обвиняют ислам в трагедии нашего народа, говоря, что народ предал свое самосознание и величие. Некоторые обвиняют другие религии, а третьи вообще обвиняют сам институт религии. Сложный вопрос, очень глубинный и острый. Порой, думаешь, а действительно ли мы стали заложниками религии во вред себе. Но, как всегда, проблема остается не изменой, - трудно изменить роль религии в себе, когда теряешь свою идентичность и способность быть солидарным с собственным народом. Многие из нас грезят призывами отречься от какой бы то ни было религии или принять другую, "правильную" религию. Кто-то грезит возвращением к нашей древней религии Зороастризм, некоторым хочется, что бы мы приняли Езидизм. Им наверно не понять, что каждая религия по-своему принесла раздробленность. Любая религия не может быть в полной мере панацеей от всех курдских проблем. Любая религия способна нас затормозить на века и обречь на деградацию. Курды настолько отравлены религиями, что не могут воспринимать религию как данность. Все религии ограничивают шаткое и слаборазвитое курдское восприятие, ибо навязывают черты, противоречащие курдскому самоопределению. Я не призываю отказываться от всех религий, я показываю неправильную роль религии у курдов. Мы для себя преувеличиваем роль религии, мы не можем найти место в религии для своего народа. Ведь наши великие люди исповедовали разные религии. Это не религии их подстрекали бороться за свободу, это не религии поднимали в них курдский дух, нет, это осознание способствовало возрождению главной идеи – идеи обретения собственной Родины. Мы можем и дальше отравлять себя таким пониманием роли религии, которое постоянно выражается в ненависти, критике и претензиях. Мы не способны перешагнуть этот зловещий круг, по которому ходим вот уже не одно столетие. Я все больше и больше убеждаюсь, что наше наказание заключается в том, что мы исповедуем религии, но не верим в своего Xwedê (Бога). Но мы должны уважать религии, которые исповедует наш народ. Тем более, искренние религиозные чувства собственного народа. Лишь любовь к своему народу способна перешагнуть через все религиозные и иные различия.
О Пути грядущем. Любое развитие есть продвижение. По причине отсутствия идеологического развития народа, мы находимся на перепутье безызвестности. Любой идеологический путь должен быть основан в первую очередь на национальных интересах. Новый путь, естественно, необходим. Что бы двигаться в этом направлении, нам нужно оставить очень многое навязанное нам, а что бы оставить это, нам нужно в первую очередь изменить себя изнутри, так сказать, наступить на горло собственной песни и возвратиться к своим корням. Беда заключается в том, что курдам не свойственно изменяться в лучшую сторону, а наоборот. Мы изменчивы лишь под натиском ложных стереотипов, которые искусственно вводятся нашими недоброжелателями. Пока мы чего-то ждем, мы все больше уходим от поиска путей возрождения великого курдского народа.
Теги: Рустам Османов, курды