Иракская государственность должна была бы строиться по целевой логике борьбы против прежнего режима и на абсолютно новой конституционной основе демократического федерализма, однако освободившаяся от жестокой тирании страна все еще продолжает оставаться в полусогнутом положении на старом фундаменте диктатуры всеобъемлющей исполнительной власти. Новый Ирак – это территория бесконечных абсурдов - формально парламентское государство с монопольно господствующим правительством во главе со всевластным и всеохватывающим премьер-министром. Национальное собрание страны не в состоянии гарантировать гражданам соблюдение обязательного принципа конституционного разделения властей и соответственно не способно управлять таким государством с помощью механизмов законотворчества и парламентского контроля. Гражданская война, умышленно разогреваемая на горящей почве арабского этно-конфессионального противоборства и политического противостояния между шиитами и суннитами, прямолинейно препятствует курдской стороне, как равноправному и равнозначному субъекту федеративных отношений, наращивать успешное развитие демократии и социально ориентированной рыночной экономики, используя конституционные права и внутренние ресурсные возможности автономного региона. Страна погружена в вулканическое пекло незатухающего конфликта интересов, амбиций и претензий двух других государство-образующих членов федерации, точнее говоря, перманентно враждующих между собой политических и религиозных элит сообществ арабо-шиитского большинства и арабо-суннитского меньшинства. Все многолетние миротворческие усилия и многократные посреднические попытки высшего руководства курдского автономного региона по нормализации отношений между всеми сторонами в рамках политических положений и юридических правил формально пока действующей Конституции для укрепления единства страны, к сожалению или к счастью, не привели к каким-либо позитивным результатам как по вине Правительства, так и из-за недееспособности Парламента и бесправности Президента Ирака. Парадокс заключается еще и в том, что меньше чем за полгода до начала формирования парламента следующего созыва в Национальном собрании страны идет серьезный "бой" между противниками (курдами) и сторонниками нового проекта закона о выборах. Демократия и Конституция, как уже принято считать в шариатском Ираке, оказались на второстепенных позициях в иерархии политических ценностей государства и власти, подчеркивающих безусловное превосходство арабского этноса, но с определенным и достаточно заметным социально-конфессиональным перевесом в пользу шиитской стороны.
Ирак существует для внешнего мира и только по формальным признакам государственного суверенитета. Население этой страны не ощущает заботу и внимание государства. Люди не верят властям и потеряли надежду на благополучие. Широко известно в мире и о том, что динамика политического и экономического прогресса в русле новых тенденций имеет реальные и позитивные показатели в Южном Курдистане, где, как оказалось, проявились наиболее подходящие социально-культурные факторы и предпосылки для осуществления демократических реформ. Безопасный и стабильно развивающийся автономный регион признан лучшим примером и воспринимается в качестве показательной модели для подражания на Ближнем Востоке. Тем не менее, прекратить гражданскую войну в стране с кровоточащими и тяжело излечиваемыми историческими ранами чрезвычайно сложно. Более того, ситуация крайне усугубляется и в связи с тем, что в Ираке созданы "уродливые" государство и власть. В таких условиях провести справедливые демократические выборы, конечно, никому не удастся. Кризис в Ираке окончательно перешел в долгую фазу полнейшего политического хаоса, угрожающего огромной социальной катастрофой. Очевидно, что любое исламское государство с шариатским правосудием не совместимо ни с классической, ни с "суверенной" демократией и может, так или иначе, функционировать лишь в рамках диктатуры либо светской, либо теократической власти соответственно политических или религиозных элит. Поэтому не должны и не могут возникать сомнения относительно принципиальных различий в политико-идеологических стратегиях развития Ирака и Южного Курдистана, находящихся на противоположных полюсах исторического мышления и современного мировосприятия. Надо отметить, что курдский народ, несмотря на многочисленные трагические события и бесконечные жестокие обстоятельства, все же сумел сохранить тысячелетиями формировавшийся исторический опыт независимого и свободного образа жизни на оберегаемых до сих пор автохтонно-географических просторах этнического, демографического и социально-культурного доминирования курдской нации. Образ свободной, благородной и независимой личности неотделим от человеколюбивого менталитета и мировоззрения курда, всегда готового бороться с несправедливостью, неравенством и рабством.
Госдепартамент США, возможно, по "очень весомой" просьбе официальных иракских властей согласится на "привлекательных" условиях ввести ограниченный контингент вооруженных сил Западной коалиции для обеспечения "комфортной" безопасности во время прохождения предвыборной кампании депутатов Национального собрания (парламента) Ирака и всенародного голосования в марте 2014 года.
Хотя, более вероятным, конечно, представляется ввод военных подразделений "революционной" армии Ирана в порядке оказания "братской" помощи дружественному исламскому государству с целью создания оптимальных условий для проведения "честных" выборов в подконтрольном соседнем Ираке. Другие варианты не предвидятся. ООН, как показывает пример Сирии, не очень-то способна оперативно принимать решения по предотвращению или урегулированию разных кризисных ситуаций, поэтому тема Ирака не имеет шансов на внимание со стороны международного сообщества.
Народ и руководство Южного Курдистана, полагаю, сделают свой окончательный и полностью осознанный выбор в пользу суверенного самоопределения. Исходя из этого предопределяющего обстоятельства, Президент, одновременно возглавляющий Демократическую Партию Курдистана (ДПК), региональный Парламент с большинством депутатов от ДПК, коалиционное Правительство с высшим руководством из ДПК, несомненно, совместно с верными политическими союзниками и партнерами обязаны оправдать доверие народа Южного Курдистана и должным образом поддержать выстраданные ожидания курдского народа, связанные с мирной, но четко нацеленной борьбой за свободу и самоуправление в Турции, Сирии и Иране. Курдский народ не угрожал, не угрожает и не будет угрожать национальной безопасности и экономическому благополучию вышеуказанных государств, но и не обязан учитывать необоснованные политические амбиции, идеологию и цели правящих сил, вступающих в конфронтационное противоречие со справедливыми требованиями о соблюдении демократических прав и неотъемлемых свобод курдских этнических сообществ во всех этих странах. Курдский народ не желает и не будет больше ждать, наивно надеясь на "чудесные" преобразования и "гуманные" перевоплощения национально-государственных элит в мировом сообществе, особенно в Турции, Иране, Сирии и Ираке. Курдский народ не примет и не признает иного, кроме одностороннего выбора между полным самоопределением и реальным самоуправлением. И этот выбор будет сделан в ближайшем и обозримом "Сегодня", а не в далеком и непроглядном "Завтра". Хорошо известно, что "благими" обещаниями с пустыми намерениями, как правило, прокладывается умышленно вымощенная дорожка в Ад. Курдский народ ждет ясных, однозначных, честных и приемлемых предложений на двусторонних и многосторонних переговорах. Вопрос о том, какой именно институциональный орган будет уполномочен представлять политические, экономические и социально-культурные интересы курдского народа на региональном и международном уровнях по всем аспектам существующих проблем, будет решен на предстоящей общенациональной конференции в столице Южного Курдистана. Сейчас это самая главная задача и обязанность курдских лидеров.
Теги: Мураз Аджоев, Иракский Курдистан, Ирак, Курдистан, выборы, Парламент Ирака, ДПК