"Она видела, что Курдистан – это тот объект, который, в конце концов, кардинально изменит ситуацию на Ближнем Востоке". "Востоковедение – это национальная метафизика для России, чьи корни как этнополитической целостности лежат на Ближнем Востоке" - Вадим Макаренко, Памяти Ольги Ивановны Жигалиной. Да, чистая правда действительно в том и состоит, что: "…востоковедение не может развиваться без государственной идеи, без государственной нужды. Это – наука государственных мужей, миссионеров, промышленников и военных, а не просто любопытствующих" - Вадим Макаренко, уверен, обращается к нашим большим политикам, дипломатам и бизнесменам, которые живут настоящим, не очень хорошо понимают или плохо знают прошлое и смутно видят будущее России.
Россия, надо полагать, не собирается отказываться от военно-технического партнерства с "традиционно дружественным" Иракским государством, несмотря на предельно возросшую в этой стране угрозу окончательного перехода конфронтации и терроризма в стадию полномасштабной гражданской войны между веками враждующими этно-конфессиональными сообществами арабов-суннитов и арабов-шиитов. Кроме того, экспорт вооружений в Ирак осуществляется в очевидных условиях неизбежности разрыва двусторонних отношений между Багдадом и Эрбилем. Формальный выход Южного Курдистана из несостоявшейся федерации де-юре завершится до наступления самого горячего "арабского лета" в Ираке. Руководящие административные органы управления автономного Курдистана полностью исчерпали как правовые, так и политические способы разрешения противоречий и разногласий с Багдадом в многолетнем ожидании справедливого, конструктивного и равноправного партнерства. Многократные попытки сохранить государственное единство и территориальную целостность Ирака не увенчались успехом. Официальный Багдад откровенно не уважает и наглым образом нарушает все важнейшие конституционные права народа и законной власти автономного региона – равнозначного субъекта Иракской федерации. Коммерческий прагматизм в сфере военно-промышленного экспорта, часто оправдываемый финансово-экономическими интересами России, можно при "желании" понять. Да, не всегда целесообразно отказываться от очень выгодных военно-технических контрактов, имея в виду, что США и другие крупные поставщики вооружений не дремлют и, как правило, готовы выполнить почти любые дорогостоящие заказы. США сегодня самый главный и самый важный экспортер военной техники в Ирак.
Однако, принять такую позицию и точку зрения Москвы по Ираку, когда речь идет о довольно крупных поставках военной техники, предназначенной для усиления установившегося режима диктатуры правительства, присвоившего высшие полномочия государственной власти в стране, раздробленной вооруженными конфликтами и противостояниями в территориальных спорах, может означать лишь одно – исключительно корыстный отход России от нравственных норм в большой политике. Вероятно, по некоторым военно-техническим сделкам с достаточно "вескими" конъюнктурными соображениями и "убедительными" коммерческими расчетами МИД РФ признает вполне допустимым "частичное" несоответствие внешнеторговой практики задачам внешнеполитической тактики и стратегии Российского государства. Подобные "исключения" из общепринятых правил, конечно, утверждаются и согласовываются коллегиально в рамках определенных межведомственных комиссий. Тем не менее, мнение МИД, полагаю, имеет наиболее весомое и принципиальное значение в процессе обсуждения, потому что вопросы "двойного толкования" прямо касаются престижа и имиджа нашей страны, а также репутации нашего государства в мире.
МЧС и МИД РФ приступили к востребованной гуманитарной помощи сирийским беженцам, нашедших приют и защиту на территории автономного региона Южный Курдистан. Абсолютное большинство из более чем 250 тысяч беженцев в лагерях автономного региона –это курды Сирии. Надо отметить, что в определенной степени курдов, покинувших свои земли и дома в Сирии и прибывших в Южный Курдистан, нельзя считать иностранными беженцами, так как они находятся в пределах исконных границ исторического Большого Курдистана. Они - своего рода внутренние вынужденные переселенцы на своей же земле. Если Россия заинтересована в политическом решении курдского вопроса, Москве следует настоять на равноправном и равнозначном участии курдов в процессе урегулирования Сирийского кризиса, в том числе на конференции "Женева-2". Делегация курдского народа должна иметь полноценный статус самостоятельного участника конференции. Добиться такого справедливого положения можно только через признание Президента Южного Курдистана в качестве официального главы делегации, отстаивающей общенациональные интересы курдского народа Ближнего Востока. Проблемы курдского народа в Сирии, Турции, Иране и Ираке неразрывно взаимосвязаны и должны решаться комплексно. В этой связи необходимо заметить, что "дипломатические" высказывания типа – "если представительство автономного региона будет участвовать в работе конференции, то только в составе Иракской делегации" - не приемлемы, не понятны и ошибочны.
Багдад, конечно же, будет защищать только интересы Иракского государства, а вовсе не национальные права сорокамиллионного курдского народа и даже не политические интересы народа Южного Курдистана. Барзани не может и не должен по сути быть членом Иракской делегации на конференции. Он как законно избранный Президент Южного Курдистана, олицетворяющий суверенитет и власть народа данного фактически уже независимого региона, вправе и обязан возглавить общенациональную делегацию курдов на конференции "Женева-2" и любом другом мероприятии международного уровня. Принципиальность, разумность, честность и преданность должны превалировать в рассуждениях курдских политиков, отстаивающих права курдского народа на самоуправление и самоопределение.
Курдская общенациональная инициатива должна более уверенно исходить и упорно продвигаться из Эрбиля. Другой автономии с фактическим суверенитетом и международным признанием у курдского народа нет. Большая политика на региональном и глобальном уровне закрыта для партийно-политических организаций и объединений, особенно курдских. Большая политика – это сфера деятельности государств и государственных образований. Поэтому курдский народ делает свою ставку с верой в надежность и правоспособность высших институтов власти Южного Курдистана, прежде всего Президента.
Возвращаясь к вопросу о прагматизме государства в политике и экономике, следует напомнить, что в реальности все зависит от соотношения прямой и косвенной эффективности принятых решений. Прагматизм допустим тогда, когда не очень высокая величина ожидаемой выгоды компенсируется существенно более значимой сопутствующей эффективностью принятого политического или экономического решения или прямая выгода столь внушительна для страны, что о косвенной эффективности можно не очень беспокоиться. Тем не менее, любой материальный или политический прагматизм, особенно на государственном уровне, не должен нарушать духовные нормы морали и нравственности.
Несколько месяцев тому назад я отправил письмо в Минэкономразвития РФ на имя министра, наивно надеясь получить ответ на вопросы касательно уровня, перспектив и направлений экономического сотрудничества с Иракским автономным регионом Южный Курдистан. К сожалению, никакого ответа из главного экономического ведомства страны не последовало. Создается впечатление, что в Минэкономразвития РФ просто не осведомлены об отношениях между Москвой и Эрбилем. Ниже следует текст этого письма:
Уважаемые господа!
Очень надеясь на определенный интерес, который, полагаю, будет проявлен к предмету данного короткого письма, позвольте заранее поблагодарить всех за оказанное внимание. Вопрос касается перспективы и целесообразности экономического сотрудничества между Россией и Южным Курдистаном - формально автономным регионом в составе Иракского государства. Южный Курдистан обладает широким спектром регионального самоуправления и является равноправным субъектом федеративных отношений и политической системы в Ираке. Иракские власти в Багдаде, к сожалению, полностью провалили выполнение главных задач переходного периода, предусматривавших безусловную реализацию основополагающих конституционных положений, связанных с формированием подлинно демократического и федеративного государства. Ирак, находясь во власти авторитарной и тоталитарной диктатуры элиты во главе с Премьер-министром, оказался под реальной и неизбежной угрозой распада, потери единства и целостности из-за нарастающей межконфессиональной борьбы и жестокого социально-политического противоборства между перманентно враждующими сообществами побежденных арабов-суннитов и правящих сегодня арабов-шиитов. Уверен, в Минэкономразвития знают о том, что относительно недавно наметилась целенаправленная активизация политико-дипломатических контактов между Российской Федерацией и Южным Курдистаном. В рамках двусторонних связей проводятся деловые и официальные встречи на очень высоком уровне, достигнуто соглашение о партнерстве с Газпромом, несмотря на негативную позицию Багдада. Надо также напомнить, что Президент Южного Курдистана был в числе официально приглашенных гостей последнего Петербургского международного экономического форума, что косвенно, но очевидно свидетельствует о наличии у обеих сторон политического задела для развития взаимовыгодного экономического сотрудничества и партнерства. Во внешнеэкономической сфере одним из принципов Российской Федерации, как известно, является "стратегическая рациональность", основанная на использовании "сравнительных преимуществ отраслевой специализации в глобальной экономике". Следует заметить, что Южный Курдистан, являясь безопасным, стабильным и динамично развивающимся регионом с огромными объемами разведанных и извлекаемых запасов углеводородов, нуждается в ускоренном строительстве практически всех видов инженерной и транспортной инфраструктуры, в создании современного агропромышленного сектора, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей промышленности.
Правительство региона очень заинтересовано в значительном расширении производства нефтепродуктов, местных строительных материалов, в организации производства продукции легкой и пищевой промышленности, лекарственных препаратов, в развитии и модернизации экономики в целом, в том числе в создании эффективной финансово-банковской системы. В этой связи возникает вопрос – в рамках какой совместной управленческой структуры будет координироваться сотрудничество между Россией и Южным Курдистаном, оказываться практическое содействие российским деловым кругам в наращивании масштабов производственно-инвестиционной деятельности в курдском регионе? Понятно, что по формальным причинам, объективно говоря, пока невозможно учредить межправительственную комиссию (МПК). Однако, почему бы не создать, например, межведомственную и многоотраслевую комиссию Минэкономразвития РФ и Правительства Южного Курдистана? "Портфель заказов" надо было бы формировать уже сегодня, не дожидаясь момента провозглашения независимости суверенного Южного Курдистана. Совместная структура позволила бы обеим сторонам оперативно согласовывать главные направления сотрудничества, подготавливать благоприятные предпосылки и эффективные механизмы координации плодотворного взаимодействия для развития, повышения уровня и качества делового партнерства между государственными и частными секторами во всех взаимовыгодных областях и сферах экономики: инвестиционной, коммерческой, производственной, финансовой, образовательной и научно-технической. Какие конкретные задачи уже стоят или могут быть поставлены перед Минэкономразвития в деле установления тесного и планомерного партнерства с Правительством Южного Курдистана? Многонациональный, многоконфессиональный, единый народ демократического Южного Курдистана и многие миллионы курдов Турции, Сирии и Ирана, уверен, находятся в ожидании ответа.
С уважением...
Теги: Мураз Аджоев, Ирак, Россия, МИД РФ, Иракский Курдистан