В последнее время все более становится острым вопрос взаимоотношений внутри народа. Курдский народ на протяжении своей истории был разделен по религиозному и языковому принципу и этим всегда пользовались недоброжелатели. В то время когда долгожданное курдское государство не за горами, все больше и больше появляется попыток внести религиозную и национальную рознь. В нестабильном регионе трудно выстраивать политический курс на демократизацию общества. Постоянные внешние провокационные действия подрывают целостность народа. Это будет продолжаться постоянно, пока не будет равноправной основы для единения общей нации. Естественно, как и все народы, курдов связывает национальный дух. Курдский дух является главным звеном в формировании национальной идентичности, но в этом случае именно курдская идентичность подвержена внутренним разногласиям. Современное состояние общественного сознания находится на стадии становления. По этой причине появляется всё больше попыток раздробить народ. Такая направленная антикурдская деятельность не способствует обретению единой национальной идентичности, которая, в свою очередь, является важнейшей формой обретения национального духа.
Курдский народ, подобно другим народам, образован различными этническими компонентами. Из-за политической нестабильности, неравномерного распределения прав для религиозных меньшинств, постоянных нацеленных провокаций, многочисленных попыток расчленить пока еще не сформировавшийся единый народ и отсутствия равных прав в самом Курдистане, некоторые составные части, которые образуют курдский этнос, начали бороться с данной политикой, пытаясь защитить свою уникальность. Дыма без огня не бывает. Раз внешним недоброжелателям получается навязывать антикурдскую политику, значит положение религиозных меньшинств вызывает вопросы. Естественно, Курдистану это мешает консолидировать весь курдский народ и политические силы, поскольку каждый преследует свою цель. Нынешняя политическая линия не позволяет обеспечивать равноправие всем курдам, такая политика лишь способна привести к очередному расколу внутри курдского народа. Рано или поздно такую политику ждёт провал, учитывая многообразие, которое существует внутри нашего богатого народа.
В этом плане ситуация в северном и западном Курдистане позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Дело в том, что господствующие там партии в лице РПК и PYD придерживаются левых взглядов. Их заслуга в том, что они смогли изменить роль религии в курдском обществе. Именно поэтому вопрос религиозной и языковой разности не является преобладающим. Что же касается южного Курдистана, то там ситуация во многом неопределенная. Несмотря на формальную пропаганду равенства и демократии, в полной мере не получается исполнять те заявленные выше идеи и пути развития. Порой проводится политика игнорирования прав религиозных меньшинств, естественно, все это приводит к усилению сопротивления со стороны религиозных групп. Необходимо изменить подход к данному вопросу и выдвинуть новую идеологию, которая смогла бы объединить все религиозные группы курдов и различные политические силы, между которыми усиливается разрыв и идёт борьба за власть в несуществующем едином государстве Курдистан. Всё это демонстрирует, что отсутствуют курдские национальные интересы, а существуют партийные интересы курдов.
На наш взгляд новой объединенной идеологией должна стать своеобразная курдская конституция, как консенсус между всеми этническими, политическими и религиозными составляющими Курдистана. Это станет основой для объединения всех компонентов и частей Курдистана и остановит конфронтацию. Необходимое равноправие и солидарность народа должна стать основой для выстраивания дальнейшей политической линии и предпосылкой для обретения сильного национального курдского и курдистанского духа. Как говорил Шахин Соракли: "В XXI веке курдский национализм должен основываться на человеколюбии".
Новое политическое устройство Курдистана должно основываться на едином законе. Эта особая идеологическая конституция будет способствовать объединению курдов различных вероисповеданий и политических взглядов. Для курдов первостепенной должна стать идея толерантности и миролюбия ко всем представителям собственного народа, что должно способствовать к плодотворному взаимодействию в системе государство – общество - религия. Народная поддержка конституционных принципов свободы выбора и вероисповедания представляется необходимым элементом регулирования конструктивного потенциала толерантности и взаимоуважения, так как во многом способна нивелировать аффектацию религиозной нетерпимости внутри нашего общества.
Естественно немаловажны принципы светского государства, данные принципы могут стать точкой консенсуса представителей политических, общественных и религиозных групп. Подобный консенсус в будущем способен консолидировать усилия с помощью диалога между светскими и религиозными представителями нынешнего курдистанского общества. Это станет толчком в развитии курдского общества. Сейчас в большинстве курдский народ не образован и не просвещен, а взаимоотношения между государством и религией осуществляются посредством основополагающих принципов просвещения, морали и этики. Эти нормы этики, морали и законы необходимы как основа осознания курдской идентичности и курдистанского национального духа. Во многом внешние факторы влияют на состояние курдского общества.
Современная система международных отношений не способствует решению курдского вопроса, не стабильная политическая ситуация в регионе усиливает разнонаправленное влияние на внутреннее устройство курдского общества как в светском так и в религиозном плане. В этой связи не удивителен кризис секулярной парадигмы по построению демократического Курдистана. Для преодоления множественных проблем связанных с религиозными и языковыми различиями внутри народа необходимо иное выстраивание отношений между самим народом. По мере усиления курдского национального духа должна уменьшаться политическая и религиозная нетерпимость и неуважение внутри народа. Иное выстраивание сознания должно быть подкреплено новыми структурными принципами взаимодействия. Подобная подкрепляющая форма национального духа, основанная на взаимоуважении и религиозной терпимости, способна сблизить различные конфессии, языковые различия и раздробленные политические силы. С уверенностью можно констатировать, что основополагающим требованием категорического императива будет требование по подкреплению и соблюдению всех естественных прав, равенств и свобод всех без исключений религиозных меньшинств Курдистана.
Единственный путь должен основываться на нравственном долге, чувстве уважения к естественной религиозной терпимости и праву. Подобная направленность побудит людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу. Переход к последнему не будет случайным. Такое взаимоотношение и взаимоуважение станет инструментом, посредством которого изолированные индивиды начнут обретать национальное самосознание и дух. Подобный договор между народом станет последним этапом объединения курдской нации в рамках единого государства. Таким образом, новая идеология должна основываться на формуле "демократия (как единственная форма правления в Курдистане, в результате которой сам многоконфессиональный народ делает выбор в пользу той или иной партии) – единство (Курдистан должен быть светским, а все курды, независимо от религии, имеют равные права и возможности вкупе с представителями других народов; изменение системы образования, позволяющее с детства воспитывать детей в духе толерантности и уважения) – братство (все граждане Курдистана, несмотря на религиозную, этническую и политическую принадлежность, являются братьями друг другу и живут в общем доме под названием "Курдистан"). Любой же, кто будет посягать на основополагающую идеологию Курдистана должен быть жёстко наказан властями. Всё это со временем позволит превратить Курдистан в передовое государство мирового масштаба, ибо во многом внутренние условия в том или ином образовании диктуют сценарии его развития.
Рустам Османов и Рустам Рзгоян.
Теги: Рустам Османов, Рустам Рзгоян, курды, Курдистан