Созданный по инициативе России, Казахстана и Белоруссии, новый Таможенный союз Евразийского экономического сообщества (ТС ЕАЭС), очевидно, должен быть преобразован из региональной организации по согласованию единых правил фискально-тарифного регулирования, правового контроля и статистического учета внешнеторгового оборота в наднациональный орган, осуществляющий координацию политики экономического сотрудничества, унификацию нормативной базы и порядка прохождения таможенных процедур с целью максимальной оптимизации качества всех сопутствующих транспортно-логистических составляющих эффективности внешнеэкономических связей и деловых отношений партнеров из стран-членов Евразийского Союза (ЕАС).
По мере наращивания товарооборота и углубления интеграции, конечно, объективно возникнет системная необходимость в введении в обращение общей свободно-конвертируемой валюты и соответственно в учреждении центрального банка ЕАС. Именно с этого момента начнется постсоветский политико-экономический этап частичного воссоздания Евразийского пространства развалившегося на части Союза Советских Социалистических Республик.
Россия, Казахстан, Белоруссия и присоединяющиеся к ним по естественной "силе притяжения" другие страны, в том числе Армения и, вполне возможно, колеблющаяся Украина, а затем, вероятно, и многие из остальных бывших республик СССР, продолжающих сохранять исторические, идеологические, политические и экономические связи в рамках не очень устойчивого Содружества Независимых Государств (СНГ) после добровольного выхода на "волю" из изнутри "разбитой" и извне "добитой" Советской империи, объективно и разумно рассуждая, общей судьбой обязаны быть вместе ради социального благополучия, безопасности и процветания освободившихся от коммунистического ига сотен миллионов граждан, представляющих сотни братских народов и наций. С этой точки зрения и видения будущего, безусловно, создание нового Евразийского Союза Независимых Государств (ЕСНГ) – это, по сути, логически и философски убедительно обоснованная форма осознанного возрождения братскими народами и нациями утраченной политической идеологии экономического объединения, но на основе ценностей подлинной демократии, принципов содружества и культуры взаимоуважения. Вопрос лишь в том, насколько государственные власти стран СНГ соответствуют стратегии этой востребованной идеологии и главным социальным ожиданиям своих граждан.
Настораживают некоторые непродуманные должным образом и импровизируемые по ходу саммитов предложения ответственных государственных деятелей и высших должностных лиц стран-членов Таможенного Союза. Слишком опасны и абсолютно недопустимы в судьбоносном и грандиозном по геополитической значимости региональном проекте публичные заявления о возможности принятия Турции или Индии в члены Таможенного Союза, а значит в перспективе – в ЕАС. Если только назло НАТО, хотя слишком примитивное и малопродуктивное занятие, скорее, пригодное лишь для того, чтобы слегка пощекотать нервы Западным конкурентам и соперникам.
Может быть, для остроты "попросить" еще Китай, Иран и даже Израиль присоединиться к Таможенному союзу? Будет, ох, какой, небывалый никогда ранее, взрывной повод для самых сенсационных аналитических материалов и шокирующих новостей в мировых средствах массовой информации. Почему бы не объявить официально, что прием заинтересованных государств в члены Таможенного союза, а затем практически автоматически и в Евразийский Союз, будет осуществляться по упрощенной схеме на базе сугубо экономического "прагматизма", а вовсе не на основе анализа степени совместимости исторических, идеологических, политических, социальных и духовно-культурных предпосылок?
Интересно, по каким политико-экономическим соображениям, например, Турция желает вступить в Таможенный союз, и на каких условиях основные учредители готовы удовлетворить такой запрос? Возникает множество вопросов, в том числе: о членстве Турции в НАТО, об очень серьезной этно-конфессиональной проблематике, в первую очередь о неотъемлемом политическом праве многомиллионного автохтонного курдского народа на автономное самоуправление в Турции, о позиции Турции по Сирийскому кризису, о стремлении Турции в Евросоюз, об исторических претензиях и требованиях Армении к Турецкому государству, о Турецко-Кипрском конфликте.
И самое главное, ЕАС будет закрытой для и от Запада зоной внутренней интеграции СНГ или речь идет о поэтапном и последовательном продвижении на глобальный уровень кооперации по мере повышения конкурентоспособности товаров, работ и услуг предприятий стран-членов. Ясно, что без подробной, хорошо обоснованной и обязательной для СНГ программы среднесрочного и долгосрочного экономического развития, промышленной кооперации, образовательного, научно-технического и культурно-гуманитарного сотрудничества, однозначно, никакого жизнеспособного Евразийского Союза не возникнет, а получится жалкое подобие "Советской автаркии".
Разумеется, признать допустимым ассоциированное членство в Евросоюзе и полноценное участие в Таможенном союзе, например, для Украины – задача невыполнимая и сегодня не приемлемая из-за явного экономического и технологического отставания ЕАЭС от Запада во главе с США. Да, действительно существует угроза "интервенции" Западной высокотехнологичной продукции "отверточного" производства на территорию экономических интересов России и других стран ЕАЭС. Но ведь всем надо иметь четкое представление о перспективах роста конкурентоспособности и экономического потенциала Евразийского Союза в целом и в отдельности в течение определенного периода, скажем, 2015-2030 годов, чтобы сотрудничество в ЕАЭС строилось и проводилось целенаправленно и уверенно. Когда можно будет начать наладку "отверточной" сборки, например, конкурентоспособной российской продукции в Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, Эстонии, Литве, Латвии или в Украине, Армении, Азербайджане и даже Грузии для экспорта на Запад? К 2030 году XXI века или в XXII столетии?
Иначе не повлияешь на процесс внесения востребованных глобальных изменений в валютно-финансовую систему интегрирования мировой экономики. Евросоюз и Евразийский Союз каким-то образом должны договориться о взаимовыгодном взаимодействии на уровне систем и государств, чтобы добиться равноправного партнерства в создании производственных и научно-технический заделов для роста экономических показателей стабильного и динамичного развития, подстегивая США к полноценному сотрудничеству.
Призывая страны СНГ к вступлению в Таможенный союз, необходимо говорить не о том, сколько миллиардов долларов можно будет сэкономить или получить сегодня за счет более низких цен на российский газ, а насколько существенно увеличится экономический потенциал стран в обозримом будущем и благодаря каким факторам роста.
Амбиции и возможности стран-членов Таможенного союза можно успешно продемонстрировать путем производственной кооперации предприятий ЕАЭС в автономном Южном Курдистане – самом безопасном и динамично развивающемся регионе Ирака. Спрос на качественную и технически надежную продукцию, в том числе и "отверточной" сборки, из ТС ЕАЭС будет формироваться в стабильном и комфортном с точки зрения инвестиционной привлекательности Южном Курдистане, тем более, с учетом сегодняшних колоссальных потребностей всего Ирака и кратно более громадного рынка Ближнего Востока. Поучительный для всех пример в этом деле, конечно, обязана и призвана показать Россия.
Теги: Мураз Аджоев, Россия, Казахстан, Белоруссия, СССР, Армения, Украина, СНГ, Турция, НАТО, Ирак, Иракский Курдистан