Ситуация на Ближнем Востоке в значительной мере ухудшается и усугубляется из-за слишком напряженной и угрожающей военно-политической обстановки, возникшей за последние несколько лет непосредственно в пределах территории особых и прямых экономико-географических и стратегических интересов Турции, Ирана, Сирии и Ирака, по-разному влияющих на состояние региональной безопасности и в разной степени активности участвующих в нагнетании вооруженных конфликтов.
Одним из самых важных предпосылок для стабильности в регионе, конечно, является решение проблем курдского народа в этих странах, особенно в Сирии и Ираке, охваченных гражданскими войнами. В целом геополитический вопрос о судьбе более чем 40 миллионов курдов, справедливо продолжающих освободительную борьбу за автохтонное право на самоуправление в Турции, Иране и Сирии, а также обоснованное стремление к самоопределению путем выхода из состава псевдо федеративного Ирака, и неотъемлемое право на национально-культурное возрождение разделенного на четыре части курдского народа, имеет ключевое влияние на ход дальнейшего развития событий внутри и вне каждого из указанных государств. Попытки Анкары, Тегерана, Дамаска и Багдада в течение десятилетий силой и репрессиями максимально ослабить организационные возможности и способности местного курдского населения к ожесточенному вооруженному сопротивлению против агрессивно дискриминационной и шовинистической политики государственных режимов, как оказалось, не привели к намеченной ими преступной цели, предусматривавшей полномасштабную ассимиляцию курдского этноса. В современных геополитических условиях и обстоятельствах курдский вопрос, бесспорно, стал на несколько порядков более значительным, чем в период XIX – XX столетий, и чрезмерно усилился сегодня как очень весомый фактор мира на Ближнем Востоке. Без надлежащего решения курдского вопроса бессмысленно искать какие-либо способы, гарантирующие успешное урегулирование конфликтов в этом сложном и взрывоопасном регионе. Военно-политические и гуманитарные преступления союзного франко-британского коалиционного правления на территории побежденной Османской империи, жертвами которых стал весь курдский этнос, были столь беспредельны по своей жестокости и безнравственности, что их последствия продолжают до сих пор приносить огромное горе и бесконечные страдания миллионам курдов, в том числе старикам, женщинам и детям.
Если все главные проблемы, составляющие политическую суть курдского вопроса, не будут планомерно и последовательно решены в ближайшем и легко обозримом будущем, на Ближнем Востоке неизбежно вспыхнет большая региональная война, в которую будут вовлечены многие страны мирового сообщества. Всем ведущим государствам, в том числе и особенно очень тяжело и самым отягчающим образом провинившимся Франции и Англии, а также исторически призванным "творить и созидать" США и России надо серьезно и незамедлительно подумать о том, как, насколько и каким образом следовало бы оказать практическое содействие и солидарную политическую поддержку курдскому народу, чтобы избежать великой трагедии и обезопасить мир от многих беспощадных конфликтов, террористических и гражданских войн.
С абсолютно безответственным лицемерием супер держав и ведущих стран мирового сообщества, часто оправдывающих и обосновывающих безнравственную прагматичность, проводимой ими внешней политики, государственными интересами и национальной стратегией, надо заканчивать. Кроме интересов, в международных отношениях, безусловно, должны всегда быть и громко торжествовать такие ценные и созидательные понятия, как "Союзник", "Друг", "Партнер", "Сосед", потому что в мире существуют - "враги", "предатели", "фашисты" и "террористы".
Принимая во внимание объективные и субъективные проблемы и сложности, препятствующие сегодня организации и проведению курдской общенациональной конференции, полагаю, было бы правильно, если Президент самоуправляемого Южного Курдистана счел бы вполне разумным проявить должностную и личную инициативу и пригласить государственные власти стран постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Россия, Китай, Великобритания и Франция), а также Турции, Ирана, Ирака и Сирии принять участие в международной конференции по курдскому вопросу с целью согласования и принятия "дорожной карты" мирного решения политических и национальных проблем курдского народа. Уверен, что власти Южного Курдистана обладают необходимыми навыками, знаниями и возможностями для подготовки, организации и проведения конференции на достаточно высоком профессиональном и политическом уровне в своей красивой, безопасной и гостеприимной столице.
Для утверждения персонального состава членов национальной делегации курдского народа на конференции, возможно, целесообразно создать специальный консультативный комитет Большого Курдистана под председательством Президента М. Барзани.
Полагаю, в США, России, Китае, Англии и Франции приглашение на конференцию не вызовет никакой дипломатической паники. Однако, внешнеполитические ведомства в Вашингтоне, Москве, Пекине, Лондон и Париже немедленно начнут консультации и выяснять позиции Анкары, Тегерана, Багдада и Дамаска. Можно не беспокоиться, и ждать вполне приемлемой реакции из Турции, Ирана, Багдада и Сирии.
С точки зрения здравого смысла, разумеется, Анкара должна быть заинтересована в такой конференции, чтобы не наблюдать с тревогой за неизбежным процессом решения курдского вопроса, а участвовать в нем, понимая, что при неблагоприятном развитии событий курдский народ и курдские политические силы, по крайней мере, в самой Турции с еще большим усилием продолжат борьбу за свои национальные права. Нерешенная курдская проблема – это прямая угроза государственному единству и территориальной целостности Турции. Премьер-министр Турции не упустит такой возможности и примет приглашение, чтобы продвинуться существенно вперед и перейти от закрытых методов к официальному переговорному процессу по мирному урегулированию внутреннего курдского вопроса, но уже имея дело с официальной и полномочной делегацией курдского народа во главе с Президентом Южного Курдистана.
С Тегераном будет сложнее договариваться о решении курдской проблемы, но теократические власти этой страны,, как они ни старались выглядеть, все же очень опасаются за сохранность государственного единства и территориальной целостности Ирана, у которого, помимо внешнеполитических и внешнеэкономических проблем, целый клубок острейших внутриполитических и этно-конфессиональных вопросов. Серьезная искра изнутри или извне взорвет весь Иран и разбросает государство на отдельные части.
Багдад –это политическая марионетка Вашингтона и Тегерана, слуга сразу двух господ. Ирак в шаге от распада, поэтому власть модернизирует свои вооруженные силы, чтобы ущерб единству и территориальной целостности государства в связи с выходом Южного Курдистана из федерации оказался не слишком велик.
В Дамаске будут рады приглашению на столь своевременную конференцию. Официальная власть и умеренная оппозиция страны смогут договориться о взаимоприемлемом составе делегации Сирии для участия в работе конференции. Совсем не обязательно, чтобы делегацию Сирии возглавил еще действующий Президент страны, которого уже не признают на Западе. В Дамаске в полной мере осознали важную роль курдского фактора в судьбе Сирийского государства.
Теги: Мураз Аджоев