В столице курдского автономного региона недавно избранный Парламент нового созыва приступает к законотворческой работе и готовится к формированию следующего коалиционного Правительства Южного Курдистана, народ которого, бесспорно, имеет полное право гордиться своими политическими, социальными и экономическими достижениями, темпами развития, перспективами дальнейшего роста уровня благосостояния, образования, здравоохранения, культуры, надежной безопасности, а также индустриализации в благоприятных условиях финансово-инвестиционной стабильности. И все это не имеет прямого отношения ни к Иракскому государству, ни к Правительству этой страны. Добровольно и умышленно отстранилась от этой неопровержимой и чистой правды лишь внутренняя политико-исламистская группа оппозиционных партий Южного Курдистана, поддерживаемая внешними силами. Зачем же они с таким упорством стремятся в Правительство партнерского союза ДПК и ПСК, которое считают не достойным доверия народа? Их участие в деятельности исполнительной власти будет деструктивным фактором. Очевидно, что прогрессивное большинство граждан автономного региона не поддержит Правительство, в составе которого будут представлены провокаторы, противники суверенного и светского Южного Курдистана. Пуст они сначала переродятся духовно-идеологически в созидательную оппозицию, если намерены быть и оставаться частью курдского народа.
Демократия и федерализм в Иракском государстве полностью обесценены как по форме, так и по содержанию. Бюрократические процедуры законотворчества выглядят безобразными, а практика исполнения законодательства и важнейших положений Конституции страны доведена до абсолютно неприемлемого абсурда и правового недоразумения. Государство, имея фактически лишь одну из трех конституционных ветвей власти, а точнее монопольно и авторитарно действующее Правительство, не в состоянии должным и достаточно эффективным образом управлять политикой, экономикой, обеспечивать минимально необходимый уровень социальной защиты гражданского общества и безопасности федеративной страны. Да, Ирак окончательно превратился в почти призрачную страну с мнимым государством, состоящим из двух разных, независимых и несовместимых частей: самого крупного по численности населения и природному богатству, но слишком недоразвитого и кроваво бурлящего арабского этно-территориального образования, а также намного более мелкого, но на порядок более успешно, динамично и автономно развивающегося курдского региона, который административно объединяет всего лишь три из семи провинций Южного Курдистана.
В влиятельных государственных столицах мирового сообщества знают и детально осведомлены о катастрофической ситуации в Ираке, но никто не проявляет особой озабоченности и большой тревоги, несмотря на очевидную и непреодолимую пропасть между лживыми обещаниями Премьер-министра, возглавившего уже новую диктатуру, и реальными событиями в этой нежизнеспособной и бесперспективной стране.
Запад и Восток, расхваливая руководящие органы управления Южного Курдистана за убедительные социально-экономические и политические достижения, "по-дружески" и публично советуют властям региона настойчиво продолжать начатое созидательное участие в совершенствовании политической системы страны, объединении всех противостоящих друг другу сторон и наращивании совместных усилий для сохранения единства Ирака. Вашингтон, Париж, Лондон и Москва с Пекином, официально выступающие за целостность Ирака, кажется, не очень убедительно и доходчиво требуют от Багдада децентрализации всеобъемлющей власти федерального Правительства. Мягко говоря, столь спокойная позиция слегка удивляет, если учесть, что причиной нестабильности, угрожающей единству и целостности Ирака, является, бесспорно, полное отсутствие децентрализации и разделения властных полномочий, предусмотренных основными учредительными условиями федеративного договора о равнозначном и равноправном партнерстве государство-образующих субъектов страны: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов.
Этому, на первый взгляд, странному отношению внешнего мира к событиям и тяжелой обстановке в Ираке есть простое и конкретное объяснение. Международное сообщество предпочитает наблюдать за текущим процессом распада Ирака без непосредственного участия в нем во избежание каких-либо обвинений и, тем более, ответственности. Трагический опыт насильственного разъединения курдского этноса границами государств, противоестественно созданных в начале XX века на осколках Османской империи, несомненно, все-таки предупреждает и нравственно поучает, в частности, власти Франции, Великобритании, а также определенно США, России и некоторых других стран. Поэтому, как только курдский автономный регион в Ираке провозгласит суверенитет и независимость, тогда, конечно, США, Россия, Китай, Великобритания и Франция, незамедлительно и недвусмысленно, первыми вмешаются в ситуацию для выработки справедливой резолюции СБ ООН и согласования коллективных мер по предотвращению угрожающих попыток военного противодействия осуществлению волеизъявления многонационального, многоконфессионального и поликультурного народа демократического Южного Курдистана.
Единственный вопрос, который, возможно, беспокоит сейчас все эти государства – Когда? Запад и Восток, разумеется, по-разному относятся к вопросу о наиболее подходящем моменте для предстоящего выхода Южного Курдистана из Ирака. Не исключено, что политико-дипломатические встречи по данному вопросу идут и определенные детали возможных событий обсуждаются на переговорах разного уровня. И руководство Южного Курдистана, полагаю, часто проводит активные двусторонние консультации, в том числе с главами некоторых соседних стран и монархических государств Персидского залива.
Вместе с тем, наивно было бы думать, что в Южном Курдистане выстраивают внешние связи, строго исходя из приверженности принципу равного благоприятствования в политико-дипломатических и экономических отношениях с другими государствами международного сообщества. Южный Курдистан, будучи лишь де-факто независимым автономным регионом, вынужден учитывать, что с точки зрения интересов в мире существуют разные по единству и силе группы стран, по-разному относящиеся к проблемам курдского народа и курдскому вопросу в целом.
С другой стороны, у политического руководства автономии есть ясное понимание, что главным фактором консолидации курдского народа и успешного решения всех его проблем сегодня является полноценная независимость Южного Курдистана. Только выход этно-территориально целостного Южного Курдистана из Ирака может привести к прочному объединению всех политико-идеологически безупречных, реально патриотических сил народа, создав возможность для последовательного продвижения к общей заветной цели - национально-культурному возрождению курдского этноса.
Курдская автономия, еще не достигшая своей исторической целостности, тем не менее, быстро и успешно развивается вопреки неправомерным и грубейшим нарушениям, совершаемым центральным Правительством, в том числе в части бюджетного финансирования обязательных статей расходов Южного Курдистана на социально-экономические и инфраструктурные нужды, а также потребности региональной армии и полиции.
Доля отчислений в курдский автономный регион в соответствии с федеральными бюджетными правилами постоянно пересматривается Правительством Ирака в сторону необоснованного сокращения или выделенные средства, предназначенные для Южного Курдистана, незаконно изымаются и используются по усмотрению Премьер-министра страны на различные цели.
Помимо известных вопросов и споров, давно согласованных договорами и требующих однозначных решений, включая выполнение установленной конституционной процедуры присоединения богатых природными ресурсами курдских провинций Киркук, Мосул, Дияла и Салахаддин к автономному региону, в Ираке накопилось много других важных для народа Южного Курдистана проблем, откровенно игнорируемых и необоснованно откладываемых Багдадом. Все эти вопросы и проблемы надо решать самостоятельно, а для этого есть один способ: независимость от Ирака. Граждане вышеуказанных провинций с большинством курдского населения не должны оставаться заложниками преступлений прошлого режима и жертвой политики новой диктатуры Багдада.
Патриотическому Союзу Курдистана, думаю, следует принять принципиальное решение и сделать окончательный политический выбор: либо продолжение ныне существующего партнерства и сотрудничества с Демократической Партией Курдистана, либо переход в конструктивную и достойную уважения парламентскую оппозицию, отказавшись от участия в новом коалиционном Правительстве. Разговоры и мнения о необходимости и якобы целесообразности создания широкой коалиции для формирования Правительства с участием всех парламентских партий несколько неразумны, потому что лишены должной политической обязанности и государственной ответственности одной из правящих партий перед большинством народа Южного Курдистана. А это 56% избирателей, сторонников ДПК и ПСК, голосовавших за светское правосудие и демократические права для прогрессивного гражданского общества, желающего развиваться и строить современное и светское государство, свободное от каких-либо идеологических утопий и ортодоксально-религиозных предрассудков.
Выборы в Парламент Ирака планируется провести в апреле 2014 года. Даже если они и состоятся в соответствии с новым избирательным законом, политическая ситуация и картина гражданской войны
в Ираке не изменятся, потому что Конституция по-прежнему останется пустым блефом в "карточной игре" Премьер-министра, а не правовым стержнем государственного устройства страны. Судьба Ирака зависит не от количества депутатских мест в Парламенте у основных субъектов государства, а от способности всех сторон достигнуть соглашений о мирном расторжении федеративного договора и о демаркации государственных границ.
Иракский "мяч" в финальном матче между Багдадом и Эрбилем сегодня на курдской половине "игрового поля".